Обратный звонок
Представьтесь, мы вам перезвоним.

Энди Уорхол — Биография.

08 Октября 2021 111
Карьера Художник, дизайнер и продюсер, ведущая фигура в поп-арт-направлении 1950–60-х
Дата рождения 6 августа 1928 года
Возраст умер 22 февраля 1987 года
Место рождения Питтсбург, Пенсильвания, США
Рост 180 см
Семейное положение не был женат
Соцсети

Энди Уорхол считается одним из самых производительных людей своего времени. Ещё при его жизни имя Уорхола стало нарицательным — выступая посредником между коммерцией и искусством, он становился решающим звеном любого дела, к которому прикладывал руку. Про Уорхола говорили, что он создаёт вещи и людей. Одержимый капиталистической продуктивностью во всём, сам Уорхол стал продуктом, продающим брендом в культуре. Тогда как лицо Уорхола видел почти каждый американец, его личность была совершенно недоступна для современников, и по сей день исследователи раз за разом возвращаются к теме Уорхола-человека, добровольно спрятавшего себя за производством.

Детство

Энди Уорхол (при рождении Эндрю Варгола) вырос в восточнославянском анклаве Питсбурга, будучи младшим сыном в семье бедных словацких иммигрантов. Оба родителя сохранили родную культуру и плохо адаптировались к американскому обществу, носили традиционную одежду и регулярно посещали грекокатолический приход.

Мать, не владевшая английским языком, зарабатывала на жизнь вышиванием и рукоделием. Когда в возрасте девяти лет мальчик заболел ревматической хореей, потенциально летальным расстройством моторики и психики, мать давала ему уроки рисования и прививала собственные навыки. В этом же возрасте мать купила сыну фотоаппарат, и фотография стала его регулярным занятиям, наряду с рисованием и созданием коллажей.

Юный Уорхол сам обустроил проявочную комнату в подвале дома. Помимо средней школы, в которой с Энди произошло мало хорошего, он посещал бесплатные художественные занятия в Институте Карнеги. В 1942 году в возрасте 14 лет Уорхол снова пережил трагедию: его отец внезапно скончался. Энди был так раздосадован, когда не смог присутствовать на похоронах своего отца, что всё время поминок прятался под кроватью. Отец Уорхола признавал творческие задатки сына и в завещании предписал, чтобы все его сбережения пошли на обучение Уорхола в колледже. В том же году Уорхол поступил в среднюю школу Шенли, а после ее окончания, в 1945-м, поступил в Технологический институт Карнеги (ныне Университет Карнеги-Меллона), чтобы изучать графический дизайн.

Карьера

После получения степени бакалавра искусства Уорхол переехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить карьеру в качестве коммерческого дизайнера. В это же время он сменил своё имя на привычное сегодня Энди Уорхол. Поначалу в Нью-Йорке он занимался изготовлением рекламных плакатов и других иллюстраций. Энди быстро завязал сотрудничество с различными гламурными изданиями. Выработанный им фирменный причудливый стиль, методика резиновых штампов, клякс и распылённых линий были приняты на ура. Рекламные проекты Уорхола приносили огромный успех заказчикам. Так, самоучитель по испанскому, проиллюстрированный Уорхолом, стал началом серии бестселлеров для его создательницы.

В конце 1950-х Уорхол начал уделять больше внимания живописи, а в 1961 году дебютировал с концепцией поп-арта - картин, ориентированных на массовые коммерческие продукты. В 1962 году он выставил культовые изображения консервных банок супа «Кэмпбелл». Эти небольшие полотна с изображением повседневных потребительских товаров вызвали переполох в мире искусства — тогда Уорхол впервые оказался в центре внимания всей нации. Перед Уорхолом выстроилась очередь из знаменитостей, хотевших быть увековеченными на его портретах. Уорхол писал портреты всех, кого он одобрял или чьей личностью был впечатлён. Его портрет «Восемь Элвисов» в конечном счёте был перепродан за 100 миллионов долларов в 2008 году, что сделало его одной из самых ценных картин в мире.

В 1964 году Уорхол открыл в Нью-Йорке пространство, совмещающее в себе студию, архив и своеобразный лаунж, назвав его лаконично — «Фабрика». «Фабрика» быстро стала одной из главных культурных точек Нью-Йорка, местом проведения роскошных вечеринок, на которых присутствовали самые богатые и именитые светские личности и знаменитости города, в том числе музыкант Лу Рид, который воздал должное встреченным в «Фабрике» загадочным личностям своим хитом, песней «Walk on the Wild Side», стихи которой содержат описания людей, работавших в легендарной студии и складе в 1960-х, в их числе Холли Вудлон, Кэнди Дарлинг, Джо Кэмпбелл и Джеки Кертис. Уорхол был близким другом Рида и менеджером его культовой группы Velvet Underground.

Уорхол, определённо смаковавший свой успех, был завсегдатаем скандальных ночных клубов и почти всех вечерних телевизионных программ. Комментируя помешательство на знаменитостях — собственное и общественных масштабов — Уорхол констатировал: «Больше всего людям нужны звёзды». Однако в 1968 году успешная карьера Уорхола почти закончилась. 3 июня в «Фабрике» на него совершила покушение Валери Соланас, начинающая писательница и радикальная феминистка. Уорхол был серьёзно ранен в результате трёх последовательных выстрелов в живот. Соланас появилась в одном из фильмов Уорхола и, как сообщается, была расстроена из-за его отказа использовать сценарий, который она написала. После стрельбы Соланас была арестована и позже признала себя виновной в преступлении. Уорхол провёл недели в больнице для восстановления и перенёс несколько последующих операций. В результате полученных травм ему всю оставшуюся жизнь пришлось носить хирургический корсет.

После покушения Уорхол продолжал экспериментировать с медиа, стал записывать огромные диктофонные плёнки и на их основании создавать книги, а также осуществлять проекты в области фотографии и кинематографа. За всю свою карьеру он выпустил более шестидесяти фильмов. Наиболее запоминающийся, пожалуй, «Сон», в течение которого актёр Джон Джорно спит пять часов.

Позднее Уорхол страдал от хронических заболеваний. В 1987 году он был госпитализирован в Нью-Йоркскую больницу, где ему успешно удалили желчный пузырь, и, похоже, он выздоравливал. Однако через несколько дней у Энди возникли осложнения, которые привели к внезапной остановке сердца, и он умер 22 февраля 1987 года в возрасте 58 лет. Тысячи людей посетили памятник в соборе Святого Патрика в Нью-Йорке.

После смерти

После Уорхола осталось основанное им издание, специализирующееся на интервью, сцена для одобряемых им знаменитостей и совместный бизнес. Уорхол был изображён как минимум в четырёх документальных фильмах про себя и в бесчисленном количестве художественных картин. Согласно завещанию, всё имущество Уорхола было распродано, а вырученные средства направлены на создание Warhol Foundation — одной из крупнейших современных организаций, выдающих гранты амбициозным художникам. В 2012 году именем Уорхола был назван кратер на Меркурии.

Личная жизнь и разногласия

Уорхол жил открытой гомосексуальной жизнью, однако никогда этого не афишировал и не привлекал к себе внимание медиа. Тем не менее, многие его работы, особенно фотографии, источают явные гомоэротические настроения. Уорхол утверждал, что до конца жизни остался девственником, и хотя некоторые его знакомые, а также факты из его жизни противоречили этому, Уорхолу было важно поддерживать отстранённый образ. Как говорил об этом один из его близких людей: «Энди был воплощением сексуальности. Это пронизывало буквально всё. Он источал её вместе со своей выдающейся креативностью и этим приносил удовольствие во всю культурную жизнь города. Однако его личность была такой хрупкой, что ему ничего не оставалось кроме как развести дымку вокруг самого себя». Уорхол предпочитал, чтобы кто-то говорил за него, — все три его автобиографии на самом деле написаны друзьями.

Энди Уорхол был глубоко религиозным человеком, хотя также не говорил об этом публично, а иногда и стеснялся этого факта. Друзья говорили, что он регулярно посещал католические службы, на которых крестился по восточному образцу. На протяжении всей жизни его вдохновляла православная традиция.

Жизнь и творчество Уорхола одновременно высмеивали и прославляли материальность и знаменитость. С одной стороны, его картины с искажёнными изображениям и брендов и лицами знаменитостей можно рассматривать как критику того, что он считал культурой, одержимой деньгами и знаменитостями. С другой стороны, сосредоточенность Уорхола на потребительских товарах и иконах поп-культуры, а также его собственная тяга к деньгам и славе наводит на мысль о жизни в прославлении тех самых аспектов американской культуры, которые критиковались в его работах. Уорхол говорил об этом очевидном противоречии между своей жизнью и работой в своей книге «Философия Энди Уорхола», написав, что «зарабатывать деньги — это искусство и работа — искусство, а хороший бизнес — лучшее искусство».

Логотип сайта
2021-10-08