Да, действительно, определённые факторы риска под воздействием ионизирующего излучения присутствуют, но быть полезным врачам-клиницистам и пациентам гораздо важнее для меня, поэтому страхов и тревоги в целом не возникало.
На сегодняшний день врач-рентгенолог, как и пациенты, защищён со всех сторон. Начиная от особых условий эксплуатации оборудования, заканчивая низкодозными аппаратами нового поколения, которые не наносят того вреда, что был раньше.
Мало кто знает, но двухчасовой перелёт на самолёте несёт за собой гораздо больший радиационный фон, нежели аппараты, используемые в краевых медцентрах и частных клиниках.
Я родился 16 сентября 1993 года в Новороссийске в обычной семье, которая не имела никакого отношения к медицине. Увлекался изучением английского языка, музыкой и компьютерными технологиями (как и многие мои сверстники — фанаты технического прогресса). Всегда нравилась музыка, даже был диджеем на школьных дискотеках, учился играть на гитаре, но быстро надоело — бросил.
После окончания школы в 2010 году поступил в Кубанский государственный медицинский университет в Краснодаре на факультет «Лечебное дело». После получения высшего образования в 2016 году поступил в ординатуру по рентгенологии. Получив узкую специальность, с 2018 года и по сей день работаю врачом-рентгенологом.
Очень большую роль в моем выборе сыграло напутствие родителей, в частности, мамы, которая постоянно говорила о том, что быть врачом — благое дело. Это значит — помогать людям и всегда быть востребованным.
Ещё в школе я успел попробовать себя в медицине — попал на настоящее вскрытие, а уже потом, спустя некоторое время, удалось устроиться санитаром в операционный блок Первой городской больницы Новороссийска. С этого и начался мой путь в медицине.
С самого первого дня, как только начал задумываться о своём будущем в медицине, в разговоре с отцом пришёл к выводу, что врач-рентгенолог, как и любой другой диагност, работает в команде со специалистами всех профилей. Ведь, обращаясь за помощью в больницу, пациент почти всегда проходит через рентген-кабинет — начиная с травмы и заканчивая хирургическими вмешательствами, не говоря уже о других методах диагностики, которые позволяют врачам клинической специальности грамотно ставить диагнозы и правильно лечить пациентов. Я считаю, что будущее за своевременной диагностикой, после которой следует оказание качественной квалифицированной медицинской помощи.
Все годы студенчества я хотел стать хирургом, но, взвесив все за и против, принял решение не работать у операционного стола, а быть полезным и востребованным для всех коллег, в том числе и хирургов.
Думаю, что врач в первую очередь должен быть внимательным, оптимистичным, терпеливым, добрым, воспитанным, отзывчивым, сообразительным, честным, ответственным, трудолюбивым и уравновешенным, а также любознательным и старательным.
Но главное — это быть целеустремлённым и всегда развиваться в выбранном направлении.
Всё верно, я также являюсь практикующим врачом-радиологом, хотя это не совсем другое направление деятельности. Всё та же лучевая диагностика, просто используются немного иной принцип работы аппаратов, и нужно понимать, что врач-радиолог исследует функции органов, их способность накапливать в себе препарат и выводить его из организма. В этом отличие от врача-рентгенолога, который исследует структуру органов.
Для каждого из исследований существуют определённые показания и противопоказания, и каждый метод хорош по-своему. В частности, метод радионуклидной диагностики позволяет выявлять метастатические поражения после онкологических заболеваний и функцию органов, например, врождённые аномалии развития почек. Радиология — наука, больше направленная на поиск онкологических заболеваний.
Явные преимущества компьютерной томографии, действительно, существуют. Это, как минимум, то, что на классическом рентгене мы видим двухмерную картинку, а при компьютерной томографии есть возможность создать 3D-реконструкцию исследуемого органа и рассмотреть интересующую нас область в трёх плоскостях.
Но у каждого исследования есть свои показания и противопоказания. Например, при первичных травмах и подозрениях на перелом достаточно пройти классическую рентгенографию, а для исследования желудочно-кишечного тракта эффективнее рентгеноскопия с приёмом контрастного вещества (сульфата бария BaSO4).
Что касается исследований головного мозга — это только КТ или МРТ. В последнее время большой популярностью в связи с пандемией коронавируса, пользуется компьютерная томография органов грудной клетки, так как разрешающая способность КТ позволяет видеть минимальные изменения паренхимы лёгочной ткани в отличие от классической рентгенограммы. Вот ещё одно преимущество компьютерной томографии перед классическим рентгеном.
Так, например, после обнаружения перелома пациента следует отправить к травматологу, а в случае выявления грыжи пищеводного отверстия диафрагмы — к гастроэнтерологу и хирургу для устранения данной патологии.
Но я уверен: неважно, каким специалистом ты являешься, — командная работа и связь между специалистами должны быть присущи работе всех врачей.
На состояние здоровья — вряд ли, но, по данным одного из исследований, белый цвет благоприятно психологически влияет на пациентов, вызывая доверие и расположение к врачу. Хотя хороший врач и в пёстрой или даже чёрной спецодежде останется грамотным специалистом, и, соответственно, наоборот. Поэтому важен не цвет формы, а качество знаний, отношение к пациентам, которые ты несёшь в повседневной практике.
Хотя, признаюсь, я ношу исключительно белые костюмы, потому что мне нравится белый цвет, и именно он ассоциируется с образом врача.
Да, такие ситуации возникают почти ежедневно... Очень часто пациенты, видя на снимке нормальное анатомическое образование (например, сердце), предполагают, что это какая-нибудь опухоль. В этот момент я обычно подыгрываю, сделав траурное лицо и подтвердив предположения. Наблюдаю за округляющимися глазами пациента, но в итоге, конечно же, объясняю в подробностях, что на самом деле изображено на снимке. После этого пациент успокаивается, и мы вместе смеёмся над этой ситуацией.
Или вот ещё одна ситуация: при исследовании желудочно-кишечного тракта мы используем специальный аппарат, который позволяет из вертикального положения тела пациента перемещать его в горизонтальную плоскость и даже вниз головой — это называется «положение Тренделенбурга». По окончании исследования пациенты часто шутят, что после такого испытания могут отправляться прямиком в космос.
Преподавать я начал от огромной любви к своей работе, и в частности рентгенологии. Благодаря опыту в этой области я могу выступать в аудитории, полной студентов, и этот опыт помогает чувствовать себя увереннее на разных публичных мероприятиях, конференциях.
Хорошему педагогу достаточно с полной ответственностью относиться к работе и любить дело, которым занимается. Студенты всегда чувствуют, у какого преподавателя действительно есть чему поучиться. Свои занятия стараюсь строить не на передаче сухой информации из учебников, а больше на случаях из практики, учу студентов мыслить клинически — это им очень пригодится в будущем. Понимание методов лучевой диагностики будет полезно всем. Неважно, какими специалистами они станут в дальнейшем, — с такой диагностикой будут сталкиваться в любом случае.
Для меня гораздо важнее самореализация как грамотного специалиста и донесение мысли о необходимости диагностических исследований до масс, чтобы люди не назначали сами себе тот или иной вид обследования, а пользовались только рекомендациями врачей.
Я никогда не отказываюсь от публичных выступлений — будь то публикации в сетях (dr_beketov), СМИ или запись на радио. Но самой приятной и большой наградой, оценкой моей работы, конечно же, являются отзывы пациентов. Будь то благодарность за консультацию в устной форме или на сайте «ПроДокторов». Особенно радует, когда пациенты с удивлением пишут, что никогда не встречали рентгенолога, который так подробно описывает всю картину и характеризует буквально на пальцах патологию, которую он увидел. Для меня это очень важная и неотъемлемая составляющая повседневной работы — непосредственное общение с пациентами. Я стараюсь уделять максимальное количество времени, которым располагаю, каждому пациенту для разъяснения своего заключения и направления его к конкретному специалисту, который поможет при данной патологии. Наверное, это и правда удивительный факт, ведь таковы далеко не все врачи-рентгенологи. А я считаю, что именно так и должно быть. Могу назвать это своей изюминкой.
Спорт — неотъемлемая часть моей жизни. Стараюсь ежедневно уделять хотя бы час занятиям в тренажёрном зале, потому что необходимо всегда быть в хорошей физической форме, показывать пример как пациентам, так и подрастающему поколению студентов.
На мою жизнь пандемия особо не повлияла, а вот работы, конечно, стало гораздо больше. Помимо коронавирусной инфекции и пневмоний, которые связаны с этим возбудителем, конечно, никто не отменял травматизм, в том числе бытовой. В период введения карантина бытовых травм стало гораздо больше.
Даже в свободное время стараюсь повышать квалификацию, пополнять багаж знаний, постоянно учусь. Активно занимаюсь ведением медицинского блога в «Инстаграме». Делюсь интересными случаями не только с коллегами и студентами. Считаю очень важным доносить информацию и до пациентов — о необходимости диагностики, чтобы они не откладывали заботу о здоровье на потом. Оно у нас одно. А своевременная диагностика — залог здоровья.
Я работаю в четырёх местах, свободного времени не так много, но стараюсь проводить его с пользой и максимально активно. Занимаюсь в спортзале в любое время года, это уже своего рода хобби. А в зимний период стараюсь уезжать в горы, чтобы насладиться красивыми видами, чистым воздухом и покататься на сноуборде. Очень люблю посещать Приэльбрусье. Периодически сажусь на велосипед, чтобы отправиться на прогулку по городским улицам или по пересечённой местности с выездами за пределы города.
У меня не мечты, а скорее цели. В первую очередь — реализовать себя как специалиста и личность в медицине, семье, работе с коллегами и во взаимоотношениях с пациентами.