Самая частая причина обращения к флебологу – появление варикоза, однако, флебология занимается лечением и диагностикой многих других заболеваний и патологических состояний. Хирург Борис Козловский рассказал о важности своевременного обращения ко врачу во избежание осложнений, о своей работе и новых технологиях лечения варикоза.
Меня зовут Козловский Борис, я врач, сердечно-сосудистый хирург, флеболог. После окончания Первого Московского медицинского университета обучался по специальностям «Хирургия» и «Сосудистая хирургия». В настоящее время работаю в Москве в НИИ им. Н.В. Склифосовского, также консультирую и оперирую в Подмосковье. Являюсь членом Ассоциации флебологов России и Российского общества ангиологов и сосудистых хирургов.
Борис Козловский. Фото из личного архива.
Как Вы пришли к решению стать хирургом, и чем Вас привлекла именно флебология?
Идея стать хирургом появилась ещё лет в двенадцать. Почему – уже трудно сказать. Скорее всего, по той причине, что эта профессия резко отличается от всего остального, что я тогда видел. Мне нравится хирургия, которая приносит реальный результат.
В сосудистой хирургии многие заболевания протекают бессимптомно, а операции выполняются для того, чтобы избежать серьёзных, в том числе летальных осложнений. Конечно, это спасение пациента, но вот только сами пациенты не всегда это осознают: приходят, считая себя здоровыми, а уходят с операционными ранами. Во флебологии же (это один из разделов сосудистой хирургии) всё не так: пациенты обращаются за помощью, будучи именно в болезненном состоянии. После лечения они не только избавляются от некрасивых вен и осложнений, но и действительно чувствуют облегчение. По этим же причинам я вплотную занимаюсь и артериальными проблемами ног, это вторая область моих профессиональных интересов. Диссертацию я защитил как раз на тему лечения хронической ишемии нижних конечностей.
Дело в том, что для многих варикозная болезнь – это «всего лишь большие вены». Они не причиняют боли, не мешают работать и жить. Так люди с ними и ходят. Однако, застой венозной крови (а она должна выноситься из органов) приводит к серьёзным нарушениям в обмене веществ, к перестройке микроциркуляции. Так постепенно возникают отёки, ограничивающие работоспособность, трофические язвы, которые лечить уже очень сложно.
Другая неприятная сторона варикозной болезни – это высокий риск тромбофлебитов. Как видите, безобидные, на первый взгляд, вены могут нанести серьёзный урон здоровью.
Борис Козловский. Фото из личного архива.
С какими симптомами чаще всего обращаются пациенты с варикозной болезнью? В чём их ошибки?
Первая ошибка заключается в том, что большинство пациентов приходят уже с наличием осложнения. Конечно, часть пациентов обращаются и на ранних стадиях варикозной болезни, когда ещё совсем немного вен, когда беспокоят просто повышенная усталость ног или судороги, но большую часть пациентов приходится лечить уже не просто от варикозной болезни, но и от её последствий. Оперировать на таких стадиях всегда сложнее.
Вторая распространённая ошибка звучит так: зачем лечить, если не болит? Я всегда объясняю, что проще вылечить то, что себя ещё не проявило во всей красе. Лучше предупреждать, чем мучиться.
Третья часто повторяющаяся ошибка — это боязнь операции. Да, варикозную болезнь можно вылечить только оперативным путём, но операция — это не приговор. Сегодня во флебологии царствуют миниинвазивные методики, которые помогают эффективно и без боли избавиться от поражённых вен всего за час, минуя госпитализацию и наркоз. И это не страшно.
Сегодня золотой стандарт лечения варикозной болезни — это так называемая эндовенозная лазерная облитерация. Данный метод помогает устранить больные вены без разрезов, только лишь пунктировав вену. Удаление наружных вен я часто дополняю минифлебэктомией через мелкие проколы на коже, что тоже малотравматично.
Для работы располагаю современным лазерным аппаратом с широким спектром настроек волны и мягкими световодами, которые способны пройти через любую, даже извитую вену. С такой аппаратурой можно убрать совершенно любую вену. Я, честно говоря, уже плохо помню, когда в последний раз выполнял классическую открытую операцию.
Учиться я пошел лет семь назад, когда миниинвазивные методики стали завоёвывать флебологию в нашей стране. В больших объёмах лазерную облитерацию тогда выполняли только в нескольких учреждениях, из них лишь единицы занимались обучением. Я выбрал самое опытное из них (более 10000 таких операций на тот момент). Считаю, что учиться надо у опытных профессионалов, которые кроме истин, прописанных в учебниках, подскажут ещё и интересные нюансы.
Борис Козловский. Фото из личного архива.
В чём заключаются особенности и тонкости Вашей работы?
Мой главный принцип – всё делать самостоятельно от начала до получения окончательного результата. Я всегда сам осматриваю пациентов, сам повожу УЗИ-диагностику. Считаю, что ориентироваться нужно не на чужие заключения, а увидеть характер поражения своими глазами, чтобы выстроить правильную тактику лечения. Я сам потом наблюдаю всех пациентов через определённые временные интервалы. Качество работы – главная моя установка.
Как видите, посещения пациентов у меня не разовые, после операций я не вычёркиваю их из своего списка, поскольку мне важно их благополучие. Сегодня, к сожалению, флебология в плену коммерции. Так, например, я часто встречаюсь с ситуациями, когда пациентам навязывают ненужные операции и процедуры. Я стараюсь избегать лишнего и не превышать показания. Ничего страшного, если я прооперирую чуть меньше больных, зато сделаю всё правильно и по показаниям. Кстати, иногда пациенты удивляются: «Неужели это всё?» Да, всё, если ничего больше не требуется.
Борис Козловский. Фото из личного архива.
Расскажите, чем Вы занимаетесь вне операционной, какие у Вас увлечения?
У меня достаточно плотный график, и основное время здесь занимает работа, либо процессы, связанные с ней: я стараюсь посещать различные конференции, курсы, семинары. Много времени уходит на написание статей, описание клинических случаев – считаю, что нужно оставлять следы в науке и делиться своими наблюдениями с коллегами.
Вне всех этих научных и хирургических дел увлекаюсь кулинарией, немного спортом, люблю путешествия.
Расскажите о Вашей онлайн-школе варикоза: в чём её суть и какие задачи Вы перед ней ставите?
Как таковой онлайн-школы нет, это просто название моих соцсетей. Дело в том, что мне хочется принести пользу подписчикам, донести до них принципиальные моменты, повысить грамотность обычных людей в области сосудистой хирургии. У меня на страницах вы с трудом найдёте характерные для других хирургов посты в стиле «до/после». Я не хвастаюсь своей работой. Разве этим можно удерживать внимание подписчиков? Я выкладываю интересные факты, полезные советы, рекомендации, нужную информацию образовательного характера. Я даю подписчикам определённые знания, поэтому так и назвался.
Борис Козловский. Фото из личного архива.
Насколько важно хирургу не стоять на месте, а продолжать учиться и развиваться?
Это очень важно для развития. Новые технологии приходят в нашу жизнь каждые два-три года, обновляются рекомендации, ежечасно совершаются открытия. Поэтому стоять на месте в хирургии – это похоронить своё мастерство.
Что Вы хотели бы усовершенствовать в Вашей работе? Поделитесь своими профессиональными планами.
Сейчас в мировом сообществе появилось несколько новых методик лечения варикозной болезни, нашлось новое применение лазеру. Эти методики мне хотелось бы освоить. Организационно это не очень просто, но я двигаюсь в правильном направлении.
Также стараюсь развивать своё интернет-присутствие, поскольку сейчас там находится значительная часть человеческого внимания. Хочется повышать осведомлённость населения в области флебологии. В этом плане стремлюсь к тому, чтобы мои посты могли быть приравнены к чтению увлекательной книги.
ВКонтакте: flebologic
Telegram: flebologic
Dzen: flebologic