ЖУРНАЛ PERSONO это эффективный вид имиджевой рекламы для публичных лиц, представителей бизнеса и политики.
Вы являетесь блогером или звездой шоу-бизнеса? Тогда мы будем рады рассказать о вас.
Вы можете помочь нам в этом, заполнив несколько полей. Или напишите нам.
Каждый день о вас будут узнавать тысячи людей, которые посещают наш сайт.
Размещение биографии - это возможность показать себя и то, чем вы занимаетесь.
Интересный и полезный контент непременно увеличит число ваших подписчиков в социальных сетях. Важно только, чтобы вас заметила нужная аудитория людей.
WhatsApp - написать в отдел публикации
В этом году Республиканский медико-генетический центр Башкортостана празднует пятилетний юбилей, и долгожданным событием для медучреждения стало появление возможности проведения расширенного неонатального скрининга. О том, какие преимущества он имеет по сравнению с классическим неонатальным скринингом, и о новых способах профилактики и лечения наследственных заболеваний мы пообщались с главным внештатным генетиком Минздрава республики Башкортостан, заведующей отделением медико-генетического консультирования Республиканского медико-генетического центра Лией Разифовной Нургалиевой.
Начну с того, что я не единственный медик в семье. Моя мама была педиатром, сестра долгое время работала врачом-психотерапевтом, свекровь – терапевт, правда сейчас уже на пенсии.
Я закончила Башкирский государственный медицинский университет в 1998 году, прошла интернатуру по психиатрии, затем работала на участке детским психиатром в течение семи лет, а потом меня очень заинтересовала генетика. Я поняла, что, к сожалению, психиатрия – это наука, которая, по большому счёту, ставит на пациентах крест, пытается оградить общество от людей с психическими расстройствами, генетика же предполагает как лечение, так и профилактику. За те 17 лет, которые я посвятила ей, успела убедиться в том, какую действительно большую роль в нашей жизни играет генетика. В каждом из направлений медицины присутствуют наследственные заболевания, поэтому мне постоянно приходится узнавать о заболеваниях больше того, что знают, к примеру, врач-кардиолог, врач-нефролог или врач-окулист. То есть генетика – это специальность на стыке многих наук.
Сейчас я больше занимаюсь именно диагностикой и ведением пациентов с наследственными заболеваниями, в том числе, с фенилкетонурией. На сегодняшний день это самое распространённое обменное заболевание, которое лечится диетотерапией с использованием специализированной лечебной смеси. Кроме того, я занимаюсь вопросами экспертизы и контролем за лекарственным обеспечением пациентов с редкими орфанными заболеваниями, участвую в формировании ежегодных регистров высокозатратных нозологий и регистров так называемых 24-х нозологий. Ежегодно мы составляем расчёты потребностей пациентов, собираем о них данные и, надо сказать, что это достаточно трудоёмкая работа.
Также с 2021 года я осуществляю взаимодействие со специалистами фонда «Круг добра» по формированию заявок и отчётности в плане обеспечения лекарственными препаратами детей с редкими орфанными заболеваниями, включенными в перечень заболеваний, обеспечивающихся за счет средств фонда «Круг добра».
Помимо этого мы регулярно проводим семинары и лекции для врачей с целью повышения эффективности диагностики наследственных заболеваний. Ну и как внештатный специалист от региона я участвую также в профильной комиссии Минздрава по генетике, где решаются вопросы организации здравоохранения в плане наследственных заболеваний.
На самом деле медико-генетическая служба имеет очень большой опыт. В прошлом году мы отмечали 50-летие создания медицинской генетической службы в республике Башкортостан.
Начиналось всё с работы одного кабинета в Республиканской клинической больнице имени Куватова, где одновременно осуществлялись приёмы и проводились исследования УЗИ. Потом при перинатальном центре была организована так называемая медико-генетическая консультация. Через какое-то время перинатальный центр был разделён и образовался уже медико-генетический центр, где на данный момент работают 12 врачей-генетиков. То есть, если во всех остальных регионах в основном организована лишь медико-генетическая консультация, то у нас теперь есть целый центр, где имеется отделение перинатальной диагностики и отдельно от него отделение медико-генетического консультирования.
Перинатальная диагностика занимается вопросами профилактики пороков развития, скринингом беременных на хромосомные аномалии. А вот отделение медико-генетического консультирования — это уже непосредственно приём больных с наследственными заболеваниями.
Такое структурирование позволило нам упорядочить работу с пациентами. Причём, каждым направлением медико-генетического консультирования, которым я заведую, занимается определённый врач, имеющий какую-то вторую специализацию. К примеру, если взять пренатальную диагностику, то там у всех есть специализация акушера-гинеколога. Есть у нас генетики-неврологи, которые ведут приём и как генетики, и как неврологи, имеются также и генетики-педиатры. Такой подход позволяет расширять кругозор врачей, и тем самым значительно повышать качество оказания медицинской помощи. Поэтому да, безусловно, открытие медико-генетического центра стало значимым событием для всех нас.
В нашем центре дополнительно был создан Центр орфанных заболеваний, где пациенты с редкими болезнями теперь имеют возможность проходить обследования у педиатра, невропатолога, окулиста, эндокринолога, гематолога.
Также у нас появилась современная мощная лаборатория, которая делает уже не просто биохимические анализы, как раньше, но ещё и современные молекулярно-генетические исследования в том числе, а также хромосомный микроматричный анализ. Сейчас это практикуется далеко не везде, поэтому мы очень гордимся возможностями нашей лаборатории.
Что касается отделения медико-генетического консультирования, то приём на текущий момент ведут семь врачей-генетиков, в том числе три генетика-невролога, один из которых имеет докторскую степень. Кроме того, у нас работает два генетика-педиатра. У одного из них имеется степень кандидата медицинских наук.
Есть у нас и отделение вспомогательных репродуктивных технологий, как мы привыкли говорить, ЭКО. То есть у нас получается некий замкнутый круг, когда в вопросе репродуктивного здоровья решаются как проблемы с наследственностью, так и проблемы с зачатием.
В нашем центре практикуется, в том числе, проведение консультаций через скайп. Естественно, в основном это не первичные, а вторичные консультации. Хотя могут быть и первичные, когда, например, нет необходимости в осмотре пациентов. Согласитесь, это тоже очень удобно.
У нас оказываются услуги как бесплатно по программе ОМС, так и на платной основе. Приём врача-генетика бесплатный, он проводится в рамках бюджета.
В отделении охраны материнства и детства в рамках ОМС можно получить услуги гинеколога, репродуктолога, уролога, пройти обследование на спермограмму. Также по ОМС принимают невролог, окулист и эндокринолог. То есть любая женщина может пройти полное обследование в плане своего репродуктивного здоровья и возможных соматических патологий абсолютно бесплатно. Перинатальная диагностика также входит в бюджет, и все беременные женщины принимаются на бесплатной основе. В случае необходимости мы проводим телемедицинские консультации с федеральными центрами, и для наших пациентов это тоже абсолютно бесплатно.
Конечно, не всё получается, к сожалению, делать пока бесплатно. Если услуга не входит в программу госгарантий, то она оплачивается либо за счёт средств самих граждан, либо за счёт каких-либо грантов, научных исследований, но возможности участвовать в этих научных исследованиях в полной мере у нас на данный момент нет. Мы стараемся изыскивать какие-то возможности обследования пациентов и проведения необходимых анализов в рамках собственных средств центра, что позволяет хоть как-то помогать пациентам в выявлении тех или иных заболеваний.
Кроме того, большую помощь нам оказывает Медико-генетический научный центр имени Бочкова, который находится в Москве. У них есть возможность бесплатного обследования пациентов, опять-таки, тоже не на все, но на большинство заболеваний. Мы даём людям бесплатное направление и московский врач-генетик их бесплатно принимает и назначает необходимые исследования.
На вторые-третьи сутки жизни у ребёнка из пяточки берётся 8 кружочков крови, которые направляются в медико-генетический центр по месту жительства родителей на неонатальный скрининг, позволяющий выявлять пять заболеваний. Он выполняется в региональных медико-генетических консультациях также, как и выполнялся ранее. А расширенный неонатальный скрининг даёт возможность выявлять сразу 36 наследственных заболеваний. Для этого региональные медико-генетические центры присылают биоматериал в межрегиональные центры, одним из которых как раз и является наш центр в Уфе.
Помимо непосредственно Башкортостана, к нам присоединены некоторые регионы Поволжья: Оренбург, Самара, Ульяновск, Пермь, республика Марий Эл. И вот они нам присылают эти пятна, мы проводим расширенный скрининг при помощи тандемного масс-спектрометра и затем направляем им обратно результаты. И если изменения в результатах выявляются, то они уже на подтверждающую диагностику направляют пациентов в Медико-генетический научный центр. Мы родителей с ребёнком из нашей республики также вызываем, осматриваем и направляем на подтверждающую диагностику в Медико-генетический центр Бочкова. После получения подтверждающих результатов мы снова осматриваем детей и назначаем соответствующую терапию.
С 1 января текущего года благодаря расширенному скринингу нам удалось выявить у детей три случая с наследственными болезнями обмена, четыре случая со спинально-мышечной атрофией и несколько человек с иммунным дефицитом.
Вообще, скрининг – это очень эффективный метод диагностики наследственных заболеваний. Ранняя диагностика в разы повышает результативность лечения. Показательный пример – фенилкетонурия. Это заболевание раньше называлась фенилпировиноградной олигофренией, а сейчас его называют фенилкетонурией, потому что олигофрения развиваться уже не успевает. Мы назначаем диету с первых дней, и ребёнок сохраняет свой интеллект.
Да, этот скрининг сейчас является массовым, он бесплатен для родителей, но они должны в обязательном порядке дать своё согласие на его проведение. То есть в роддоме, прежде чем взять скрининг, у каждого родителя спрашивают согласие на сам скрининг и на подтверждающую диагностику в том числе.
Все заболевания, которые входят в перечень расширенного неонатального скрининга, имеют лечение. И всё это лечение проводится бесплатно.
Кроме того, в большинстве случаев дети сразу получают инвалидность и, такие образом, им оказывается не только бесплатная медицинская помощь, но и социальные меры поддержки.
Какие перспективы я вижу? Есть очень интересный метод неинвазивной перинатальной диагностики, когда у беременной женщины берут кровь с 10-й неделе беременности и могут без проведения инвазии определить по крови матери наличие у ребёнка, которого она носит, хромосомные аномалии, конечно, в основном здесь речь о синдроме Дауна. И вот если бы появилась возможность по системе ОМС ввести для женщин бесплатное проведение данного неинвазивного теста, то это помогло бы сократить количество детей, рождённых с синдромом Дауна, потому что сейчас, к сожалению, мы фиксируем рост числа детей с данным заболеванием. Это связано, прежде всего, с тем, что женщины откладывают деторождение на более поздний срок, а риски родить ребёнка с таким диагнозом у женщин старше 35 лет очень высоки. Поздно встают на учет в женскую консультацию, отказываются от инвазивных процедур. Семья должна иметь возможность выбора при рождении ребёнка с особенностями.
Стоимость неинвазивного теста на сегодняшний день составляет порядка 15-17 тысяч рублей, поэтому данная процедура по карману далеко не всем.
Также хотелось бы, чтобы стали более доступны тесты по секвенированию экзома и генома. Нам в работе это очень помогает. Хотелось бы выразить огромную благодарность Благотворительному фонду «Геном жизни», который помог нам провести обследование свыше ста детей, полностью оплатив анализы по секвенированию генома.
Вообще, секвенирование генома – это очень эффективный метод диагностики наследственных заболеваний. Несмотря на то, что существует более шести тысяч генетических нозологий, вызываемых известными изменениями в последовательности ДНК, у многих пациентов часто диагноз остаётся неподтвержденным молекулярно-генетическим методом. На сегодняшний момент большинство генетических тестов направлено на поиск мутаций одного или нескольких генов, а не на весь геном. Тем не менее, более предпочтительным является исследование всего генома при диагностическом поиске заболевания, так как многие генетические заболевания клинически сходны между собой и могут вызываться мутациями в совершенно разных генах.
Последовательное проведение исследований зачастую существенно увеличивает время от момента обращения пациента к специалисту до постановки диагноза. Проведение секвенирования генома может в значительной мере ускорить диагностический поиск благодаря возможности точной детекции не только однонулеотидных вариантов, но и вариаций числа копий, тандемных повторов и других изменений последовательности ДНК. По результатам работы у одной четверти направленных детей был установлен точный диагноз. Один ребёнок начал получать таргентную терапию через фонд «Круг добра».
На самом деле постановка точного диагноза наследственной патологии — это очень важно, так как это позволяет семье исключить риски повторного рождения детей с этой же патологией. Иногда точный молекулярно-генетический диагноз необходим для назначения таргентной терапии, как например, в случае с муковисцидозом.
Сотрудничество с фондом позволило провести обследование 138 семей. И предоставило доказательства востребованности метода полного геномного секвенирования и хромосомно-микроматричного анализа. Используя эту доказательную базу, мы вышли в Министерство здравоохранения с предложением закупа реактивов для проведения хромосомно- микроматричного анализа детям.
Кроме того, нами были поданы заявки на увеличение штатного расписания с увеличением количества врачей-генетиков. В настоящее время в нашем центре работают семь врачей генетиков, которые ведут приём пациентов с наследственными заболеваниями и ещё четыре врача-генетика пренатальной диагностики, но этого всё равно недостаточно.
И ещё я надеюсь, что в ближайшее время у нас наконец-то появится возможность проводить скрининг на болезнь Дюшенна, потому что это очень серьёзное заболевание, которое может возникать у мальчиков в любом возрасте, приводить к атрофии мышц и, к сожалению, к летальному исходу. Конечно, мы будем рады продолжить сотрудничество с фондом с целью диагностики и лечения сложных наследственных заболеваний.
Ну и, конечно, мы продолжим популяризировать методы диагностики и лечения сложных наследственных заболеваний и лечить пациентов, используя все наши знания и передовые технологии.
Лия Разифовна, спасибо за интервью!