Тамара Кришталь об особенностях профессии стоматолога.

Как найти своего врача и не бояться приема стоматолога

Не правда ли, профессия врача-стоматолога не относится к разряду тех романтических или героических профессий, о которых мечтают с детства? Оказываются, бывают и исключения. Тамара Кришталь с пяти лет знала, что непременно станет стоматологом. И её мечта осуществилась. Сейчас у Тамары собственная клиника в Петербурге, её очень любят и ценят пациенты, и она не сомневается в правильности своего выбора. Тамара поделилась с нами тем, что её так привлекло в профессии стоматолога, а также рекомендациями, как найти своего врача и приходить на приём без страха.

Главная ставка – на качество.

Тамара, можете рассказать о том, как это случилось, что Вы с детства мечтали о стоматологии?

Я родилась и выросла в Ленинграде, училась в физико-математическом лицее, увлекалась рисованием, моделированием одежды, танцами, музыкой. В детстве я любила ходить к стоматологу, у которого, в отличие от других врачей, всё было понятно – пришёл с кариесом, а вышел с пломбой. Я всегда стремилась помогать людям, поэтому в пять лет решила, что хочу быть стоматологом. Родители узнали об этом, только когда я была в девятом классе, и они были в шоке, так как мечтали, чтобы я стала юристом или экономистом. Но я точно знала: умру, но стоматологом стану.

Выбор вуза был очевиден – я всегда старалась выбирать самое лучшее, поэтому решила учиться в СПБГУ. На курс набирали всего 25 человек, и мне понравилось, что будут маленькие группы по 5 человек – значит, обучение будет качественным. Конкурс был большой, и поступить было непросто, но когда есть цель, то любое препятствие преодолимо.

Все ли Ваши однокурсники работают стоматологами? Как Вы начинали свой путь?

Конечно, не все. Многие ещё в институте поняли, что стоматология – это не их призвание. Ведь стоматолог, помимо теоретических знаний, должен обладать и хорошими мануальными навыками. А если речь идёт об эстетичной стоматологии – то ещё и прекрасным вкусом, чтобы видеть, какая улыбка украсит пациента, что будет смотреться гармонично.

Мне очень повезло, что интернатуру я проходила на базе частной стоматологической клиники. Там я усвоила важные правила – что пациента сначала необходимо успокоить, затем сделать всё, чтобы ему было комфортно во время лечения, а главное – лечение должно быть качественным. В частной клинике, в отличие от государственной, у меня не было месячного плана, мне не приходилось «разводить» пациентов на лечение.

Каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный стоматолог?

Во-первых, стоматолог, как и любой другой врач, должен быть до мозга костей педантичен. Мы работаем с человеком, с его зубами, и не имеем права на что-то закрыть глаза, недосмотреть, сделать не так. Поэтому врач должен всё досконально знать в отношении техник и методик лечения, должен точно понимать, что он делает. Если нет в наличии нужного материала, нельзя его просто заменить другим. Я лучше перенесу приём и в следующий раз всё сделаю теми материалами, которые необходимы.

Ещё случается, что врачи опаздывают. Я считаю, что пациент не должен ждать, и стараюсь всегда закончить приём вовремя, ведь самый дорогой наш ресурс – это время, и я не вправе распоряжаться чужим временем. Также врач всегда должен быть в хорошем настроении, личные переживания надо оставлять за дверью клиники. У пациента достаточно своих проблем, и его должен встречать доброжелательный, оптимистически настроенный врач.

Очень важное качество для врача – эмпатия. Я всегда стараюсь, чтобы пациентам было удобно, чтобы они не испытывали боль, и слышу от них положительные отзывы. К сожалению, не все коллеги обращают на это внимания. И ещё врач должен быть честным. Если что-то не получилось, то надо прямо сказать об этом пациенту, объяснить, предупредить, и пациент сам примет решение.

Насколько важны отношения пациента и врача, складывающееся между ними доверие?

Между врачом и пациентом обязательно должны быть доверительные отношения. Если отношения не сложились – лучше пациенту поискать другого врача, которому он будет доверять. Когда у пациента есть сомнения, значительно сложнее достигнуть нужного терапевтического эффекта. Психологический настрой пациента будет влиять и на врача, ему будет труднее работать.

Я сталкиваюсь с проблемой: из-за того, что я молодо выгляжу, пациенты сначала не воспринимают меня как серьёзного специалиста. Но в процессе консультации они понимают, что я профессионал, и их отношение меняется. Я считаю, врач должен хорошо выглядеть, следить за внешним видом. Это влияет на настроение пациентов, они часто приходят расстроенные и их надо психологически поддержать. Но главное – чтобы врач был профессионалом, лечил так, как хотел бы, чтобы его лечили. Если мы чего-то не знаем, есть хоть какие-то сомнения, то мы не имеем права лечить пациента. Ведь одна из главных заповедей Гиппократа – «Не навреди».

А бывали ли какие-то сложности, жалобы, неудачи?

Я всё делаю с учётом того, что пациент может завтра пойти к другому стоматологу и спросить о качестве лечения. Если что-то не получилось, пошло не по плану, я обязательно переделаю, запишу пациента ещё на один визит, исправлю всё, что меня не устраивает. Мне всегда хочется сделать как можно лучше. И ещё я не гонюсь за большими деньгами, спокойно отношусь к случаям, когда требуется сделать дополнительные процедуры, даже если они не будут оплачены. Для меня важно провести качественное лечение и достигнуть результата, который будет радовать пациента.

Вы обсуждаете с пациентом, что для него значит красивая улыбка. А что для Вас – «красивая улыбка»? В чём её прелесть? Что такое «дизайн улыбки»?

Красивая улыбка – это, в первую очередь, гармоничная улыбка, которая украшает человека. Мы с пациентом тщательно прорабатываем дизайн улыбки, моделируем её, примеряем, обсуждаем получившееся, фотографируем. Затем пациент имеет возможность обсудить результат с близкими. И с учётом всех пожеланий приступаем к созданию улыбки. Я считаю, что главное – естественность, чтобы не было заметно вмешательства врача.

Существуют некоторые предубеждения, например, что отбеливание вредно для эмали. Так ли это? Какие ещё мифы существуют?

Да, мне часто приходится слышать, что отбеливание повредит эмаль. Но сама эмаль не отбеливается, она полупрозрачная и отбеливание на неё никак не влияет. Ещё один распространённый миф – что импланты не приживаются. Сейчас такой высокий уровень имплантации, что импланты приживаются даже у ВИЧ-инфицированных, у проходящих гормональную терапию, у страдающих сахарным диабетом. Важно только, чтобы доктор соблюдал всю технологию постановки импланта, а пациент следовал его рекомендациям, и тогда будет положительный результат.

Существует также миф, что профессиональная гигиена, чистка, снятие камней – это болезненный процесс, вызывающий длительное кровоточение дёсен. Если гигиена проведена на хорошем оборудовании квалифицированным врачом, то дёсны могут кровоточить максимум в течение пары часов после процедуры. Потом даже те пациенты, у которых до процедуры была кровоточивость дёсен, испытывает облегчение.

Существует ли дентофобия? Почему люди запускают зубы, не идут к врачу? Это особенность русского характера – рассчитывать «на авось», или существуют какие-то конкретные причины? Боятся? Дорого?

Чаща всего всё-таки боятся. Раньше не применяли обезболивание, у многих есть опыт болезненного лечения, и люди не хотят опять испытывать боль. Удивительно, что и сейчас есть врачи, предпочитающие лечить без анестезии. Один пациент рассказал мне, как достаточно молодая девушка-врач просто предложила ему потерпеть. Для меня это странно, я не люблю, когда пациенту дискомфортно.

И, конечно же, стоимость лечения тоже останавливает людей. Многие сталкивались с тем, что названная вначале сумма может увеличиться в несколько раз. Со своими пациентами я сразу составляю полный план лечения и определяю конкретную стоимость. Объясняю им, почему и насколько она может увеличиться, в какой момент это будет ясно. У меня пациенты точно знают, сколько им придётся потратить на лечение.

Как сохранить здоровые зубы надолго? Влияет ли на здоровье зубов то, что мы едим? Какой должна быть профилактика?

Прежде всего, надо устранить существующие проблемы, то есть вылечить всё, что подлежит лечению. Следующий очень важный момент – это гигиена. Только правильная гигиена позволяет сохранить зубы здоровыми.

У меня есть пациенты, посещающие меня больше десяти лет, и они убедились на собственном опыте, что после качественно проведённого лечения и регулярной гигиены не требуется никакого повторного вмешательства врача. Если следовать всем рекомендациям, следить за гигиеной и приходить на осмотры раз в полгода, то кариес не будет развиваться, пломбы менять не придётся, а все конструкции в полости рта – импланты, коронки и т.п. будут служить очень долго.

Конечно, на здоровье зубов влияет и то, чем мы питаемся. Полезно употреблять сбалансированную пищу, в которой мало углеводов, сахара, всяких красителей. Также важно и то, что мы пьём. У пациентов, регулярно пьющих кока-колу, могут возникнуть большие проблемы с зубами. И всегда заметны пациенты, которые любят сладкое, мучное, у них развивается характерный кариес. Я стараюсь рассказывать пациентам о том, как следить за гигиеной, за питанием, чтобы сохранить и здоровье зубов, и общее здоровье.

Правда ли, что для подписчиков в Инстаграме – осмотр и консультация бесплатно? Обращаются ли к Вам подписчики?

Да, для моих подписчиков в Инстаграм консультация бесплатная, и многие из них обращаются ко мне за помощью. Есть возможность записаться непосредственно через аккаунт в Инстаграм. На консультации мы составляем план лечения, обсуждаем все подробности, определяем стоимость всех предстоящих процедур.

Работа врача очень ответственная, надо всё время быть собранной, сконцентрированной. Тамара, а как Вы отдыхаете, переключаетесь, восстанавливаете силы?

Я занимаюсь боксом и получаю на тренировке такой заряд эмоций, что его хватает на весь день. Ещё я индивидуально занимаюсь вокалом, это помогает мне грамотно управлять своим голосом, ведь врачу приходится много общаться, и голос – один из важных профессиональных инструментов. Вокал тоже помогает получить заряд положительных эмоций, поднять настроение, переключиться, отвлечься от работы.

Расскажите о клинике, которую Вы открыли. Сложно ли врачу заниматься бизнесом?

Я поработала в разных местах, и в результате у меня сложился образ идеальной для врача и для пациентов клиники. Самое важное для меня – это комфорт пациента, качественное лечение, использование только современных материалов и методов лечения. Высококвалифицированные врачи и честная стоматология, где пациентам не навязывают лишние услуги. Я считаю, что надо либо лечить хорошо, либо никак. Конечно же, совмещать профессии врача и бизнесмена сложно. Но у меня есть приоритет, у меня главная ставка – на качество. Наверное, в этом причина моего успеха.