Pre-IPO инвестиции: советы новичкам от опытного инвестора.
Российский инвестор и бизнесмен Михаил Митрофанов об IPO и Pre-IPO для начинающих
24 Декабря 2021664
5 мин.
Главная - Финансы - Pre-IPO инвестиции: советы новичкам от опытного инвестора
Очень многие отечественные инвесторы не до конца разбираются в терминах IPO и Pre-IPO. Но если вы планируете привлечь сторонний капитал для развития своей компании, ориентироваться в них необходимо. Успешный российский инвестор и бизнесмен Михаил Митрофанов в доступной форме объяснил, что означают подобные термины, а также с чем придётся столкнуться тем, кто решил попробовать свои силы в этом направлении.
IPO
IPO — это первая публичная продажа акций до того, как выпустившая их компания попала на биржу. Стоимость акций определяет специальный банк, которому компания доверила организацию размещения своих ценных бумаг. Такое финансовое учреждение называют андеррайтером. Любой желающий может приобрести акции и заработать на этом инвестировании большие деньги.
Шансов прогореть на вложении тоже немало. Чаще всего инвесторы сталкиваются с аллокацией и локапом. Аллокация — термин, означающий количество акций, которое андеррайтер готов предложить вкладчикам. При этом андеррайтер имеет право выкупить бумаги до IPO, а затем перепродать их уже после размещения. Поэтому, если инвестор захотел купить, например, 10 000 акций, не факт, что у него это получится, поскольку банк может предложить всего 1–2 тысячи. Заранее спрогнозировать аллокацию невозможно.
Локапом называют временной отрезок от 3 месяцев до полугода. В этот период инвестор не сможет продать купленные акции, чтобы компания не обанкротилась из-за массовой продажи ценных бумаг инвесторами. Но если локап не применяют, инвестирование в IPO может занять всего 2 недели.
В чём выгода IPO?
Выходя на биржу, компания получает возможность недорого обеспечить своей компании финансирование и при этом привлечь огромные средства. Ведь выпуск акций не требует никаких денежных обязательств. Полученные от продажи акций финансы чаще всего используются для дальнейшего развития бизнеса. Самый наглядный пример — Saudi Aramco, сумевшая получить от продажи акций почти 27 млрд долларов.
Pre-IPO
Стадия Pre-IPO — это предварительное публичное размещение акций до того, как компания попала на биржу. В качестве примера можно привести таких гигантов, как ИКЕА, британский Revolut, DigitalOcean (создание приложений в Облаке), Coursera (онлайн-образование), Mars (производитель пищевых продуктов).
Компании на стадии Pre-IPO, планирующие проведение IPO, должны иметь хорошую репутацию и историю бизнеса, предоставить наглядную отчётность за длительный период, а также обладать определённой предварительной стоимостью. Так, размещать акции на фондовой бирже Нью-Йорка могут только компании, чья стоимость составляет не менее 50 млн долларов.
Плюсы и минусы инвестирования в Pre-IPO
Вкладывая в компании на стадии Pre-IPO, инвесторы получают шанс заработать огромные суммы, поскольку прибыль может превышать 1000% за неделю (!). При этом изменение стоимости акций до выхода на IPO мало зависит от ситуации на финансовом рынке, поскольку количество владельцев акций минимальное.
К недостаткам относят то, что до того момента, как акции выходят на IPO, приобрести либо продать их крайне сложно. Вдобавок такие инвестиции связаны с высоким порогом вхождения. Кроме того, это долгосрочное вложение — обычно срок ожидания составляет от 1 года до 3 лет.
Как правильно выходить из Pre-IPO
При вложении в подобные компании надо обязательно ориентироваться в путях выхода из инвестирования. Существует две стратегии:
Акции продают частному либо юридическому лицу, выступающему в роли инвестора.
Акции продаются после того, как компания перешла на стадию IPO.
Доходы от инвестирования в Pre-IPO предугадать невозможно, поскольку этот показатель зависит от множества факторов, начиная со сферы деятельности компании и заканчивая грамотно выбранным моментом покупки/продажи акций.
Какие риски ожидают инвесторов в Pre-IPO
В целом ситуация с рисками ничем не отличается от рисков, связанных с любым инвестированием. Например, это могут быть с трудности в самой компании, ухудшение ситуации на рынке, изменения в законодательстве и даже природные катаклизмы (актуально, если компания работает в сфере туризма). Или взять ситуацию с пандемией — её точно никто не мог спрогнозировать.
В результате некоторые компании на стадии Pre-IPO выходят на рынок с расчётом на определённую прибыль, при этом все данные указывают на то, что она точно будет. Но по факту доход от инвестиций может оказаться в разы меньше заявленного именно по причине непредвиденных обстоятельств.
Хотя определённое отличие подобных инвестиций от других всё же есть: риск будет ниже венчурного финансирования, но выше, чем при приобретении акций на бирже.