Талантливейший человек, в прошлом солистка Капеллы Санкт-Петербурга, сегодня она посвящает свое время и силы подготовке юных певцов. В чем секреты ее личного успеха и успеха ее подопечных? Как такая хрупкая женщина ежедневно справляется со своими обязанностями, которых у нее хватает с лихвой?
Добрый день! Я – певица и вокальный педагог. А еще – индивидуальный предприниматель, организую музыкальные экскурсии. Но это – новое направление в моей жизни, только начинаю его «раскручивать».
С детства я мечтала находиться на сцене. Сначала это был кукольный театр, где я даже до ширмы плохо доставала, и мне привязывали к ногам специальные деревянные колодочки, такие маленькие деревянные табуреточки, чтобы куклу-перчатку было видно. Потом – хор при Доме пионеров. Даже первую песню помню, которую с удовольствием пела – «Трус не играет в хоккей»!
Очень классическое: школа, музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория, аспирантура. Правда, между окончанием консерватории и аспирантурой был перерыв в долгих двадцать два года, но это – совсем другая история…И, разумеется, я постоянно повышаю квалификацию на курсах, мастер-классах, семинарах. Без этого в нашей профессии – никуда!
Музыкой занимаюсь лет с 5-ти. Начала с игры на фортепиано в кружке, потому что в музыкальную школу принимали только с семи лет. Отношения с этим инструментом у меня выстраивались на протяжении всей жизни очень сложно, мы до сих пор друг друга «терпим», как неизбежность. Потому что годом позже я открыла для себя инструмент под названием «голос», и все остальное стало второстепенным. Лет с шести уже выступала на сцене. В хоре, в театре, Снегурочкой на школьных праздниках – везде, где можно было!
Будучи студенткой Ленинградской консерватории я попала в старейший русский хор – Государственную академическую капеллу имени М. И. Глинки (сейчас она называется Певческая капелла Санкт-Петербурга). И прослужила в ней артисткой хора двадцать восемь лет! Художественный руководитель Капеллы, Народный артист СССР Владислав Чернушенко, продолжая вековые традиции коллектива, представляет хор, как ансамбль солистов.
Поэтому за годы работы в Капелле я не раз исполняла сольные партии в различных хоровых произведениях, кантатно-ораториальных и даже в сценических версиях оперных сочинений русских и зарубежных композиторов. Очень много гастролировала с Капеллой, практически весь мир с концертами посмотрела.
Однажды меня пригласили на концерт вокального класса в Хоровое училище им. М. И. Глинки. Учебное заведение всегда находилось «при Капелле», и только в годы перестройки обрело самостоятельность. На этом концерте, я увидела потрясающий энтузиазм у мальчишек, удивительный актерский и певческий потенциал совсем юных музыкантов, и буквально «заболела» мыслью о преподавании.
Очень по-разному! Огромный плюс – он начинается не очень рано. Зато он может быть заполнен не только уроками, но и репетициями, и концертами, и конкурсами, и просто очень интересными встречами! И, конечно, спектаклями, причем в лучших театрах нашего города, с той лишь разницей, что на сцене теперь не я сама, а мои «певчие птенчики».
Это – увлекательно, когда совсем небольшой человек начинает осваивать азы профессии и достигать маленьких и больших вершин. Детская энергия заставляет и меня саму двигаться все время вперед, придумывать что-то новое. Например, подобрать репертуар надо для каждого ученика с учетом именно его особенностей: что полезно именно для его голоса, для развития, для расширения музыкального кругозора. Вы не представляете, насколько информативна может быть всего одна страничка нотного текста. Надо только научить ребенка ее правильно «читать»! А уж когда начинаешь видеть плоды своего труда – на сцене – это ли не счастье?
Есть особенности. Я работаю в основном с мальчиками и юношами. У нас «мужское» учебное заведение. Мы переживаем такое физиологическое явление, как мутация голоса. Активные занятия вокалом начинаются в возрасте 9-10 лет, расцвет голос мальчика приходится примерно на 12 лет (это, конечно, индивидуальный показатель), то есть, в лучшем случае, мы имеем два-три года для того, чтобы дать ребенку правильные навыки дыхания и владения детским голосом, успеть достичь определенного уровня профессионализма и – прощай этот голос…. А после мутации мы начинаем практически с нулевой отметки… Зато как радостно, когда у юноши «проклевывается» настоящий мужской голос с перспективой развития!
Это специфическое направление – исправлять вокалом речь. В нашем Училище мы редко сталкиваемся с подобными проблемами. Бывает, конечно, и скрытое заикание, и плохо поставленные согласные звуки. Помогают. Правильное дыхание и четкость произнесения, которая требуется на уроках вокала, может помочь и в постановке речи.
Спасибо, что Вы об этом заговорили! Безусловно, профессия певца уже давно стала «синтетической». И чем раньше ребенок включается в такую многозадачность, тем, на мой взгляд, лучше. Правильное дыхание идет в том числе от хорошего владения своим телом, мышцами. А создание художественно законченного произведения, будь то песня из мультфильма или старинная ария, невозможна без эмоционального включения и переживания исполняемой музыки. К сожалению, у нас хоровое училище. А хор – это некая статика. Поэтому на занятиях вокалом мы стараемся по возможности «театрализовывать» исполнение, а скучную для многих детей часть урока – распевку – дополнять игровыми движениями.
А если серьёзно – наверное, способности есть у многих. Но нужно ли превращать их в профессию – это другой вопрос.
Конечно! Однако, обратите внимание – все эти примеры касаются певцов с классической постановкой голоса, которые одинаково хорошо чувствуют себя и на оперной сцене, и на концертной эстраде. А вот наоборот – такого чуда я не припомню…
На этот вопрос мне ответить сложно – я сама всегда пела и пою только вживую, и своих учеников этому учу! А разве кому-то нужны музыканты, которые могут петь только в студии? И что может быть лучше сиюминутности чуда рождения музыки?
Да, конечно, слух развивается. А для занятий вокалом хорошо воспитанный слух является одной из главных составляющих успеха. Поэтому занятия сольфеджио в нашем училище начинаются раньше занятий вокалом и продолжаются все одиннадцать лет обучения!
Ну, это смотря какую отправную точку брать! Если от первого выхода на сцену – больше сорока лет!
Когда-то один мой знакомый сказал: «Радость народа – наша работа!». Это относится ко всем музыкантам и артистам. Поэтому отдых для меня – это достаточно спокойное времяпровождение: почитать книгу в полной тишине, погулять с мужем и друзьями в парке, благо, в Санкт-Петербурге и окрестностях их много, приготовить что-нибудь вкусное и необычное. Хотя под настроение могу поддаться на экстрим – полетать на паратрайке или спуститься в пещеры.
Мы с мужем очень любим путешествия. Вена, Флоренция, Милан, Мадрид, Канны, Рига, Таллинн… Места, где можно прикоснуться к высокому искусству, вобрать в себя созданную веками красоту, наполниться великолепием природы, живописи, архитектуры, музыки. Мы всегда стараемся в путешествиях посетить оперный театр, взять несколько индивидуальных экскурсий, посетить несколько ресторанчиков с национальной кухней, проникнуться духом страны. Очень печалимся, что из-за пандемии лишены такого отдыха.
Это достаточно эклектичный набор. Я люблю классику советского кинематографа и классику Голливуда. Могу в сотый раз посмотреть все серии «Крестного отца» или «Не может быть». А могу с удовольствием посмотреть все серии «Ликвидации» или «Поющие в терновнике». С книгами все сложнее. Что-то читается «для освежения», что-то – в поисках новых мыслей. Сейчас много хорошей детской литературы, и переводной, и отечественной. С удовольствием прочла «Линберг. Невероятные приключения летающего мышонка» Торбена Кульманна, «Кеес Адмирал Тюльпанов» Константина Сергиенко. В прошедшем году много читала военной прозы – искала основу для либретто детской оперы к 75-летию Победы. В итоге из хорошо забытой повести Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки» родилась детская опера «Мальчишки», либретто к которой написал Николай Голь, а музыку – замечательный композитор, мой большой друг Сергей Плешак. И вот тоже из-за пандемии до сих пор наш огромный труд до зрителя так и не дошел! А в постановке занят весь мой класс – от мала до велика, около тридцати мальчиков и юношей. И поют, и танцуют!
Горжусь сыном – он умный, увлеченный человек. Горжусь мужем – душой любой компании, высочайшим профессионалом в своей области. Горжусь успехами учеников, среди которых – востребованные исполнители детских оперных партий Мариинского и Михайловского театров, финалист телевизионного конкурса «Синяя птица», студенты консерватории и артисты Ансамбля молодых певцов Мариинского театра.
Горжусь тем, что при подготовке своей диссертации нашла «Школу пения» Филиппа Евсеева, бывшего придворного певчего, написанную и изданную на два года раньше известной «Школы пения» Александра Варламова. Горжусь тем, что преподаю в старейшем профессиональном учебном заведении нашей страны, берущем начало от Анны Иоанновны. Много поводов для гордости!
Видимо, избавила бы мир от всяческих вирусов… И чтобы был мир во всем мире! Добра и любви явно не хватает на общечеловеческом уровне…
Это очень сложный вопрос! Может, такой алгоритм пригодится: послушайте, как этот человек поет сам; послушайте, как поют его ученики; почитайте или спросите о нем; поговорите с ним; сходите на пробный урок; постарайтесь понять, насколько комфортно вам в присутствии этого человека не только петь, но и просто находиться. Потому что преподавателю вокала нужно очень доверять. От него зависит здоровье самого хрупкого инструмента - вашего голоса!
Внимательно прислушиваться к своим желаниям и сопоставлять их с реальностью!