Обратный звонок
Представьтесь, мы вам перезвоним.
Логопед-дефектолог Ольга Лысова
Логопед-дефектолог Ольга Лысова:

Логопед-дефектолог Ольга Лысова:

«Бездействие – это непозволительная роскошь, когда вопрос касается детей»
05 Февраля 2024 0
9 мин.

Нет таких родителей, которые бы не мечтали поскорее услышать от своего малыша долгожданные «мама» и «папа». Но что, если проходят дни, недели, месяцы, а ребёнок так и не произносит эти заветные слова? Как вести себя в подобной ситуации – терпеливо ждать, как советуют окружающие, или выяснять причину? Этот вопрос мы адресовали логопеду-дефектологу, основателю детского центра развития речи «Логошкола» Ольге Юрьевне Лысовой.

Ольга Юрьевна, для начала расскажите, что побудило Вас освоить эту профессию, и на протяжении какого времени Вы занимаетесь запуском и коррекцией речи у детей с задержкой в развитии?

В свой первый декретный отпуск я уходила с должности руководителя в крупной компании. Это было в 2015 году. Взяв впервые дочку на руки, поняла, что на свою прежнюю работу, где приходилось буквально дневать и ночевать, однозначно уже не вернусь. Теперь я жила уже абсолютно другим.

Во время беременности и первого года жизни Арины изучала всё, что связано с развитием детей. Одну за одной мы меняли «развивашки», пока не нашли действительно адекватный подход к работе с детьми. Я наблюдала за педагогами, анализировала структуру занятий и то, какие пособия используются, общалась с мамами других детей. Могу сказать, что всё, что было на групповых занятиях, дома мы с дочкой делали даже интереснее. 

Когда Арине исполнилось 1,3 года, я снова забеременела. И, поскольку декрет предстоял длительный, начала задумываться, чем бы заняться. Самым главным критерием для меня было то, чтобы своей работой я могла приносить пользу людям и это доставляло мне удовольствие. Другими словами, чем хотела бы заниматься, даже если бы мне не платили. Ни с кем не советуясь, я оформила рассрочку на обучение и поступила в вуз. Признаюсь честно, совмещать материнство и учёбу было очень сложно. Спасибо супругу Антону, который меня очень поддерживал и помогал с детьми. 

Ольга Лысова. Фото из личного архива.Ольга Лысова. Фото из личного архива.

А где получили первый практический опыт работы?

В 2018 году, в качестве преддипломной практики я работала в детском саду. Из 12-ти детей, которых ко мне направили, 10 вообще не разговаривали, представляете? В срочном порядке начала изучать информацию о диагностике неговорящих детей. С каждым ребёнком я занималась по 30 минут индивидуально. Результаты были у всех без исключения. Когда сроки практики подошли к концу, меня не хотели отпускать из сада. Даже родители звонили и просили остаться. Опыт в детском саду я получила бесценный. Обрела веру в себя как в специалиста и пополнила багаж знаний. Ну а когда в 2019 году получила долгожданный диплом, начала вести частную практику.

На сегодняшний день в команде моего детского центра развития речи «Логошкола» работает 8 коррекционных специалистов. 

Поменялась ли как-то за это время картина проблематики? 

На мой взгляд, за последние 5-10 лет ситуация не сильно изменилась. Но если посмотреть статистику за последние несколько десятилетий, то можно увидеть, что количество детей с речевой задержкой выросло более чем в 6 раз. Очень тревожный показатель, свидетельствующий о том, что детям не хватает диалоговой речи.

Ольга Лысова. Фото из личного архива.Ольга Лысова. Фото из личного архива.

Если ребёнку исполнился год, а он до сих пор не говорит даже «мама» и «папа», это уже повод бить тревогу или допустимая норма?

Есть такое понятие, как сензитивный период – благоприятное время для развития речи. Так вот, этот период длится до трёхлетнего возраста ребёнка. То есть к трём годам в идеале его речь уже должна сформироваться. Да, она будет пока не совсем похожа на речь взрослого. Ребёнок может путать окончания или где-то предлог пропустить, но в принципе он в состоянии рассказать, чем занимался в саду, что там ел и так далее. 

Если ребёнок в год не откликается на имя, не показывает пальцем на предметы – это не норма и нужно обязательно обратиться к логопеду или педагогу раннего развития, чтобы они показали, как нужно заниматься с малышом. Когда динамики нет в течение трёх месяцев, необходимо показаться врачу. Если у ребёнка есть понимание речи, он выполняет просьбы, знает животных, но при этом не говорит, врачи, как правило, рекомендуют ждать до двух лет. Когда проходит два года, они говорят: «Ждите до трёх». И вот это искусственное сдвижение норм является по факту медвежьей услугой, потому что благоприятное время упускается, и дальше ребёнку приходится догонять своих сверстников, а они тоже не стоят на месте в своём развитии. То есть ребёнок постоянно находится в роли догоняющего, и когда ему исполняется четыре года, и он уже понимает, что его речь отличается от речи других детей, то начинает комплексовать и стесняться.  Конечно, в таких случаях обязательно нужно обращаться к логопеду.  

Ученики. Фото из личного архива.Ученики. Фото из личного архива.

Что может мешать ребёнку в освоении речи? К примеру, те же гаджеты, которые дети сейчас осваивают чуть ли не с пелёнок, помогают или, наоборот, угнетают развитие речи?

Однозначно, угнетают! Второй причиной усугубления проблемы является непринятие её родителями. Третье – это искусственные изменения нормы, когда, как я уже говорила, врачи советуют подождать до трёх лет. 

Кроме этого, частой причиной бывает наличие у ребёнка аденоидов. Несвоевременно выявленная тугоухость также очень сильно тормозит развитие детей. 

С какими самыми сложными случаями Вам доводилось сталкиваться в своей практике? Бывало такое, что не удавалось достичь нужного результата?

Самая сложная ситуация, когда родители не выполняют рекомендации. Поэтому прежде чем взять ребёнка в коррекцию я всегда беседую с родителями о том, что даже если они будут водить детей к самому лучшему специалисту в городе, но при этом дома не закреплять полученные на занятиях навыки, то динамика будет намного хуже. Если же выполнять все рекомендации – заниматься дома, минимизировать контакт с гаджетами, то динамика не заставит себя ждать.

Какие методики по запуску речи на сегодняшний день наиболее эффективны?

Самые эффективные и результативные методики – это те, где сначала проводится комплексная полноценная диагностика, выявляются пробелы в развитии и, уже отталкиваясь от этого, составляется индивидуальный маршрут коррекции. 

Нет какого-то единого шаблона, по которому можно было бы запускать речь всем детям. К примеру, ребёнок с тугоухостью и тот, у которого восприятие речи нарушено на фоне задержки психического развития, будут выполнять абсолютно разные задания на запуск речи. 

У меня есть собственная запатентованная методика, и она как раз основана на том, чтобы каждому ребёнку выстраивать индивидуальный маршрут коррекции, и к общей программе мы добавляем индивидуальные рекомендации.  

Дети Арина и Семён и муж Антон. Фото из личного архива.Дети Арина и Семён и муж Антон. Фото из личного архива.

Дайте профессиональный совет, что нужно делать родителям, чтобы у ребёнка правильно и своевременно развивались речевые навыки. 

Ну, во-первых, не слушать советчиков, которые говорят вам: «Ой, мой сам заговорил, не переживай и не трать деньги». Нужно ориентироваться на НОРМЫ РАЗВИТИЯ, не ждать чуда, а заниматься с ребёнком в случае наличия проблемы. В норме к годовалому возрасту лексикон детей насчитывает до 20 слов, к двум годам они объединяют слова во фразы, вроде «мама, дай». Если мама чувствует, что что-то не так, значит, действительно есть проблема, и следует незамедлительно обратиться к специалисту, даже когда все вокруг отговаривают. Не этим людям потом заниматься вашим ребёнком – водить его к коррекционному педагогу и платить за занятия. Просто учтите, что тот, кто не сталкивался с проблемой задержки в речевом развитии детей, попросту даже не понимает, насколько это серьёзно.

Во-вторых, исключите из жизни ребёнка гаджеты. По крайней мере, до тех пор, пока ему не исполнится три года. Лично у нас дома нет телевизора, а телефонами и планшетами дети пользуются исключительно для учёбы. Запомните, никаких развивающих мультфильмов или приложений для детей с речевой задержкой НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Речь развивается только посредством живой коммуникации. 

Всегда говорю, что бездействие – это непозволительная роскошь, когда вопрос касается детей. 

Ольга Юрьевна, спасибо Вам за разъяснения! 


Telegram: defectolga_channel

Youtube: @defectolga

TelegramTelegram

YoutubeYoutube

Логопед-дефектолог Ольга Лысова:

Нашли ошибку в тексте?
Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Тэги:

Отправить заявку на интервью