ЖУРНАЛ BOMOND это эффективный вид имиджевой рекламы для публичных лиц, представителей бизнеса и политики.

Вы являетесь блогером или звездой шоу-бизнеса? Тогда мы будем рады рассказать о вас.
Вы можете помочь нам в этом, заполнив несколько полей. Или напишите нам.

Каждый день о вас будут узнавать тысячи людей, которые посещают наш сайт.

Размещение биографии - это возможность показать себя и то, чем вы занимаетесь.

Интересный и полезный контент непременно увеличит число ваших подписчиков в социальных сетях. Важно только, чтобы вас заметила нужная аудитория людей.

Наши биографические материалы занимают лидирующие позиции в поисковых системах "Яндекс" и "Google"
2 450 000
Уникальных посетителей в месяц
5 800 000
Просмотров в месяц
Более 2-х минут
Среднее время на сайте
Выберите рубрику на свое усмотрение и отправьте первичную информацию.
 
Наши журналисты свяжутся с вами и помогут составить яркий контент

WhatsApp - написать в отдел публикации

Выберите рубрику для размещения
Ваше ФИО /обязательно/
Псевдоним /если есть/
Деятельность /кратко опишите сферу/
Дата и место рождение /точные данные/
Шаг второй
Детство, семья /по желанию/
Образование /очень желательно/
Известность или карьера /по желанию/
Шаг третий
Деятельность /обязательно подробно/
Личная жизнь /опционально/
Доходы /опционально/
Шаг четвертый
Факты / награды / достижения
Ссылки на соцсети /min на одну/
E-mail /для ответа/
Номер телефона /обязательно/
1
2
3
4
Ольга Мальцева: «В каждом бизнесе есть интеллектуальная собственность»
Ольга Мальцева:

Ольга Мальцева:

«В каждом бизнесе есть интеллектуальная собственность»
30 Мая 2025 0
11 мин.

По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, мировой рынок пиратских товаров оценивается в сотни миллиардов долларов ежегодно, что в том числе свидетельствует о важности защиты патентных и авторских прав. Однако далеко не все предприниматели спешат узаконить их. О том, чем это чревато для владельцев бизнеса, помимо кражи идей, прибыли и репутационных потерь, рассказала эксперт по защите интеллектуальной собственности Ольга Мальцева.

Ольга Мальцева. Фото из личного архива.Ольга Мальцева. Фото из личного архива.

Ольга, для начала хотелось бы узнать, почему Вы решили специализироваться на защите интеллектуальной собственности. Возможно, был собственный опыт ведения «беззащитного» бизнеса?

Более трех лет я являюсь экспертом по защите интеллектуальной собственности и партнером компании BEBRAND — федеральной сети агентств по защите интеллектуальной собственности. И да, до BEBRAND у меня имелся опыт в рамках собственного проекта с партнером — компании по разработке, производству и продаже корпоративных подарков. Поскольку создание подарков — процесс творческий, мы постоянно проводили мозговые штурмы, что-то придумывали, изготавливали новые образцы. К слову сказать, в числе наших клиентов были «Газпром», «Роснефть», «Лукойл» и другие крупные компании, руководству которых важно удивлять своих сотрудников необычными корпоративными подарками.

В процессе реализации этого проекта мы прошли, наверное, все ситуации, в которые может попасть предприниматель, не уделяющий должного внимания защите своих интеллектуальных активов. Началось с того, что на второй год работы в соседнем городе появился конкурент с точно таким же юридическим наименованием, из-за чего клиенты начали нас путать. Другой конкурент полностью скопировал наш сайт. Однажды китайцы, отшивавшие нам мягкие игрушки по нашим авторским разработкам, вышли на выставку с одним из этих образцов, хотя в договоре с ними был пункт о неразглашении наших идей. Бывало, что от нас уходили сотрудники с портфелем наших наработок. И так далее, и тому подобное…

Сейчас я в том числе из собственного опыта перечисляю клиентам всевозможные неприятные ситуации, которые могут возникнуть, когда их интеллектуальная собственность не защищена. К сожалению, в свое время мы не уделили этому должного внимания.

Тогда кому, как не Вам, знать отношение большинства владельцев бизнеса, когда в лучшем случае — «потом как-нибудь», а чаще всего — «мне это зачем вообще?». Очевидно, что многие до сих пор не до конца понимают, что такое защита интеллектуальной собственности. Поэтому давайте разберемся, кому и зачем это действительно нужно. 

Да, я прекрасно понимаю, что происходит в голове у предпринимателя. Что текущие горящие задачи перетягивают внимание с важных, но не срочных. Хотя могу сказать, что в настоящее время товарные знаки и патенты у многих на слуху, владельцы бизнеса становятся более юридически подкованными, и мы также стараемся прилагать к этому усилия. Времена изменились, и риски получения претензии или крупного штрафа значительно возросли. 

На ваш вопрос о том, кому это нужно, отвечу так: в каждом бизнесе есть интеллектуальная собственность, нужно только ее увидеть. А как защитить собственность и на этом заработать — мы с удовольствием вам объясним и поможем оформить. Приходите!

Ольга Мальцева. Фото из личного архива.Ольга Мальцева. Фото из личного архива.

Есть ли в Вашей практике показательные примеры того, как беспечность предпринимателей приводила их к большим финансовым потерям или даже к полному краху бизнеса?

На самом деле, таких примеров достаточно много. В арбитражном суде проводится огромное количество разбирательств на предмет нарушения прав на интеллектуальную собственность. Приведу два относительно свежих примера из моей практики. Первый — один из моих любимых ресторанов (вернее, их два, но владелец один), которые существуют уже несколько лет, но все это время у них не были зарегистрированы товарные знаки. Неоднократно я говорила владелице о том, что пора заняться регистрацией. Мы провели предварительную проверку и выяснили, что названия не заняты и есть все шансы на регистрацию. Но владелица этот вопрос постоянно откладывала, а в один прекрасный день прислала мне сообщение: «Оля, мне пришла претензия с требованием оплатить штраф в несколько сотен тысяч рублей и поменять название». Это касалось одного из двух ее ресторанов. Разумеется, она тут же подала на регистрацию второй товарный знак, ну а по первому названию ей пришлось приложить максимум усилий и понести большие затраты, чтобы разрешить эту ситуацию.

Вторая история касается бренда одежды, который мне очень нравится, но я не понимала, почему у них не зарегистрирован товарный знак. А недавно владелец этого бренда пришел ко мне по рекомендации своего партнера (как тесен мир), так как им поступила претензия о нарушении чужих прав на товарный знак и требование выплатить 1 000 000 рублей штрафа плюс ликвидировать все остатки товаров, себестоимость которых оценивалась в несколько миллионов рублей. Мы сейчас работаем над решением этого вопроса: предстоит произвести ребрендинг — придумать новое название, лого, брендбук, сайт, этикетки и зарегистрировать товарный знак с новым названием. То есть фактически этой компании, а она известна на всю Россию, придется начинать свою раскрутку с нуля. Думаю, не стоит говорить о том, насколько это будет трудоемкий и высокозатратный процесс.

Можете объяснить, в чем разница между патентом и авторским правом?

Авторское право защищает то, что создано творческим трудом. Это может быть песня, книга, изображение, фильм и так далее. Такое право условно бесплатное, не требует регистрации ни в каком органе, действует по всему миру и имеет самый долгий срок защиты — в течение всей жизни создателя и еще 70 лет с момента его смерти.

А патент — это своего рода паспорт на вашу разработку. Чаще всего патенты оформляют на технические решения. Для получения патента изобретение должно соответствовать некоторым критериям, например, быть уникальным. И здесь имеются свои нюансы. Во-первых, патент требует регистрации. Во-вторых, он действует лишь в тех странах, где зарегистрирован. То есть, если вы оформляете патент в России, он будет защищать вашу разработку только в нашей стране, а те же китайцы совершенно спокойно могут создать аналог и продавать его в Европу или США без каких-либо последствий для себя. И наконец, в-третьих, по сравнению с авторским правом, патент имеет гораздо меньший срок защиты — от 5 до 25 лет.

Ольга Мальцева. Фото из личного архива.Ольга Мальцева. Фото из личного архива.

Предположим, компания разработала уникальную технологию, но не позаботилась о ее патентной защите. Конкурент легально запатентовал аналогичную технологию, основываясь на общедоступной информации. Какие действия может предпринять первоначальный разработчик и каковы его шансы на успех?

С ходу сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Нужно погрузиться в ситуацию, проанализировать детали, чтобы понять, как можно выйти из такой неприятной истории. Однако могу сказать, что нужно делать, чтобы не попасть в нее.

Если вы придумали действительно уникальную и полезную технологию, которая в будущем может приносить высокий доход, то не стоит об этом рассказывать. Рекомендую сразу же подавать заявку на патент, дождаться его получения и только после этого нести информацию о своем изобретении в широкие массы.

А теперь давайте взглянем на ситуацию, что называется, с другой стороны: какие статьи законодательства РФ нарушаются при незаконном использовании чужого товарного знака и к каким санкциям это может привести того, кто это делает?

По Гражданскому кодексу РФ, согласно статье 1515, могут быть изъяты и уничтожены контрафактные товары, этикетки, упаковки, документы, вывески — все, что имеет чужой товарный знак. Наряду с этим, еще может быть затребовано возмещение убытков — тут все зависит от ситуации: либо от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, в зависимости от решения суда, либо вдвое больше стоимости товаров, на которые незаконно поставили чужой товарный знак.

По КоАП РФ, статья 14.10, — все то же самое плюс штрафы: для граждан — от 5 до 10 тысяч рублей, для должностных лиц — от 10 до 50 тысяч, для компаний — от 50 до 200 тысяч рублей.

Если вы производите или продаете товары с чужим товарным знаком, то штрафы еще больше: для обычных граждан — вдвое от стоимости товара, для должностных лиц и компаний — втрое.

И наконец, по УК РФ, статья 180, — за повторное или особо крупное нарушение, например, если ущерб составляет больше 250 тысяч рублей, могут грозить штрафы, исправительные работы или даже лишение свободы.

Ольга Мальцева. Фото из личного архива.Ольга Мальцева. Фото из личного архива.

Существует ли международная защита интеллектуальной собственности для компаний, планирующих выходить или уже вышедших на зарубежный рынок?

Отличный вопрос! В последнее время я часто слышу его от своих клиентов. Приятно, что, несмотря на текущую ситуацию и все санкции, наши компании развиваются не только в России, но и за рубежом.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть разные виды защиты интеллектуальной собственности по отдельности. Скажу сразу, что единого товарного знака, который бы защищал вас по всему миру, как и патента, к сожалению, не существует, в отличие от авторского права, которое, как я уже говорила, не требует регистрации и имеет мировую защиту.

В случае с товарным знаком нужно выбирать конкретные страны для его регистрации в зависимости от того, где вы планируете вести свою деятельность. Положительный момент в том, что вы не ограничены по времени и можете в любой момент дополнительно зарегистрировать свой товарный знак в новой стране.

Если говорить о патенте, то его тип защиты схож с защитой товарного знака, то есть нужно выбирать конкретный перечень стран и в них регистрировать патент. Отличие в том, что по патенту существует временное ограничение: если в течение полугода-полутора лет вы не успели выйти с патентом за пределы России, то в будущем уже не сможете расширить свою патентную защиту на другие страны. Поэтому с патентами важно следить за сроками.

На какую конкретную помощь могут рассчитывать клиенты, обратившись к Вам за оформлением защиты своей интеллектуальной собственности?

Каждый клиент, который ко мне обращается, может рассчитывать на бесплатную подробную консультацию относительно нематериальных активов своего бизнеса с учетом текущей ситуации и планов по дальнейшему развитию. Мы смотрим, как можно защитить бизнес, понеся при этом минимум расходов, какие средства нужно закладывать на перспективу для защиты интеллектуальной собственности и что это даст в плане активов.

Кроме того, по каждому виду защиты у меня есть памятки, которыми я с удовольствием делюсь с клиентами.

Ольга Мальцева. Фото из личного архива.Ольга Мальцева. Фото из личного архива.

И напоследок — Ваша рекомендация для стартапов: что должны знать начинающие предприниматели о защите интеллектуальной собственности, прежде чем выходить на рынок?  

Я бы настоятельно рекомендовала начинать с консультации и приходить на нее на этапе принятия решения о запуске проекта. Так мы сможем как минимум проверить название вашего проекта на уникальность и изменить его в случае необходимости, либо разработать уникальное название, которого еще нет на рынке, и оно точно не доставит вам в дальнейшем хлопот. Это касается любого нового проекта, включая магазины на маркетплейсах.


Telеtgram: maltseva_za_brend

ВКонтакте: bebrandmaltsevamaltseva88_coach

Реклама: ИП Мальцева О.С.

ОГРНИП: 324595800025424

Erid: CQH36pWzJqEJ6FbtLe9Q9Nsipt5Qwj3T29nug9V3qLRV5m

Ольга Мальцева:

Отправить заявку на интервью

Похожие статьи