Таргетолог — невероятно интересная профессия, одновременно и творческая, и требующая аналитического подхода. Это были важные критерии для меня при выборе специальности, её точно не назовёшь рутинной. Обычно первые несколько дней готовишь материал — изучаешь тематику, пишешь тексты, оформляешь визуальные части, потом загружаешь всё это в рекламный кабинет… А затем наступает время анализировать результаты, выстраивать стратегии и тому подобное. Эта профессия требует разносторонних знаний и умений. И никакие стандартные формулы и приёмы не помогут, каждый раз необходим креативный подход. Таргетолог не может просто повторить те примеры, на которых его научили, и получить хороший результат. Требуется комплексный подход. Конечно, есть какие-то рабочие стратегии, изначальные установки, например, знание особенностей социальных сетей, их аудитории, этому обучают, когда дают базу знаний. Но работа с конкретным продуктом, клиентом — это всегда новый вызов, каждый кейс неповторим. Даже работая в одной нише, например, продвигая онлайн-продукты по психологии, я могу не получить двух одинаковых результатов, все они будут отличаться друг от друга.
При настройке рекламы необходимо научиться думать так, как думает потребитель, на которого вы настраиваете рекламу, не примеряя всё только на себя. Конечно, если вас обучает опытный практик, он даст много советов, приёмов, способов, вариантов продвижения, придуманных им самим. Но этого никогда не будет достаточно, нет волшебных формул, таблеток, надо включать голову и самим генерировать идеи и много тестировать. Ведь таргетинг — это тест и ещё раз тест.
Я родом из маленького города Бийска в Алтайском крае. У меня есть старшая сестра, разница с ней восемь лет. Мы воспитывались без отца, но никогда не чувствовали себя в чём-то обделёнными. Мама трудилась на заводе по выпуску взрывчатых веществ — работа опасная, сложная, с ночными сменами. С детства мы были самостоятельными, например, в 7–8 лет я уже могла сделать тесто и настряпать мантов, умела сварить борщ. В летние каникулы помогала сестре на рынке, так что в продажах я с 12 лет.
Школу окончила хорошо и переехала с мамой к старшей сестре в Новосибирск, где могла поступить на бесплатное отделение в любой технический вуз. Но я очень хотела стать PR-специалистом, с 8 класса бредила этой идеей. Очного бесплатного отделения не было, и я поступила на заочное, работала и оплачивала учёбу.
К моменту окончания университета я уже работала в крупной компании руководителем отдела региональных продаж, у меня стабильно шли вверх карьера и заработок. Решила продолжать работу в продажах, хотя маркетинг мне всегда был интересен. Я как будто чувствовала, что с этим направлением меня судьба ещё свяжет.
Начинала я в 2017 году с обучения профессии «Администратор онлайн-проектов», нас учили многому — делать сайты на Тильде, работать с платформой GetCourse, соцсетями, писать тексты, делать транскрибации и тому подобное. Тогда только пошёл рост онлайн-школ, мастодонты онлайн-образования делали первые шаги, и всем им нужны были помощники. После обучения я нашла первый проект, и зарплата там была 10 000 рублей в месяц — за 2,5–3 часа работы в день.
Я сразу поняла, что нужно идти дальше, ещё обучаться и развиваться, ведь такие чеки меня не устраивали. В 2018 году я стала мамой. Но декрета в обычном понимании у меня не было. Буквально через месяц после родов пошла на обучение по Инстаграму. Отучилась на СММ-специалиста и стала брать проекты на ведение аккаунтов.
Как раз в этот период я познакомилась с таргетом. Первую кампанию настраивала самостоятельно и чуть не поседела. Но мне так понравилось, Фейсбук буквально влюбил в себя с первого раза, несмотря на сложность. И я стала изучать тему таргетинга подробнее, буквально через месяц пошла на обучение, уже на курсе нашла платного клиента и окупила стоимость учёбы.
Именно в таргетинге у меня пошёл быстрый рост дохода, появились крутые кейсы, и именно там я стала получать удовольствие от работы. До сих пор люблю то, что делаю!
У меня был большой опыт продаж и проведения переговоров, и с клиентами проблем не возникало.
Первым таргетинг заказал клиент ещё по СММ. Надо было настроить рекламу на одно живое мероприятие. Я совершенно не представляла себе, как это сделать, но согласилась. Считаю, что сначала надо вписаться, а потом решать вопросы по мере их поступления. Я понимала, что это огромная ответственность — сделать то, чего пока не умеешь. Помню, как много сил у меня это потребовало, я ужасно переживала. Фейсбук — огромная машина со своими алгоритмами, правилами, и разобраться в ней было непросто. В результате я получила хорошие результаты, народ на мероприятие собрался, заказчик остался доволен. Тогда за таргет мне заплатили 3 тысячи рублей. Я поняла, что необходимо пойти учиться, чтобы делать это действительно хорошо, достойно. Где-то в середине моего обучения таргетингу я продала эту услугу клиенту, для которого делала сайт (занималась этим в свободное время). Помню, получила тогда за работу 15 тысяч рублей — хороший чек для новичка.
Искала я клиентов в телеграм-каналах, тогда их было ещё не так много и не чувствовалось особой конкуренции. Сейчас уже, конечно, телеграм-каналы не самый лучший способ поиска заказчиков.
Я специализируюсь на работе в Инстаграме и Фейсбуке, хотя сталкивалась и с другими сетями. Пока Инстаграм лидирует однозначно, эту платформу даже трудно сравнивать с любой другой — и по продажам, и по любым параметрам. Но многое зависит от аудитории. Если обращаетесь к людям в возрасте 60+, нужно пойти в Одноклассники, а не в ТикТок, где в основном подростки. Ещё важно, в какой нише вы работаете, например, обучение по астрологии покупают и подписчики Инстаграма (это в основном 30–35 лет), и постарше (35–50), к которым можно обратиться через Фейсбук. А если нужна аудитория зарубежная — Европа, США, даже Украина, то это однозначно Фейсбук и Инстаграм. Во ВКонтакте аудитория тоже есть, им можно продавать. Но не все ниши и продукты заходят в ВК. Например, подготовку к ЕГЭ я бы рекламировала в ТикТоке. Считаю, что надо узнавать и изучать аудиторию, ведь реклама — это всегда тестирование.
В целом таргетолог отвечает за все показатели, какие есть у нас в кабинете. Аналитика может быть очень обширной, но есть основные показатели, на которые мы ориентируемся в рекламном кабинете и за его пределами. Первый — кликабельность, показатель внешней реакции на рекламу. Второй важный показатель — цена клика, стоимость перехода на сайт или другой ресурс. Стоимость лида — оставленного контакта, регистрации, например, или заявки. Если очень маленький процент тех, кого заинтересовал продукт после перехода в аккаунт или на сайт, то это может быть проблемой как таргетолога, так и маркетолога или продюсера проекта. Но в итоге стоимость лида/заявки/подписчика — один из основных показателей, иногда оплата таргетолога напрямую привязана к нему.
Ещё один показатель, за который отвечает таргетолог, — это релевантность, попадание в целевую аудиторию и качество рекламы.
Конечно, ограничения есть. Это и правила рекламной деятельности, по которым, например, в России запрещена реклама алкоголя, табакокурения, наркотиков и т. п. Есть ограничения самих сетей — в Фейсбуке, например, запрещён сетевой маркетинг, есть ограничения по видам психологической помощи и т. п. Чаще всего таргетолог работает с определённой нишей, для меня это инфобизнес. 90% моих клиентов — онлайн-школы и эксперты. Чаще всего мы помогаем продвигать то, что нам самим интересно. Если мне неинтересен продукт или направление бизнеса, то я не смогу качественно продвигать продукт и даже не буду брать такой заказ.
Это очень важно! Необходимо выстраивать доверительные, даже дружеские, уважительные отношения с клиентом. Для меня всегда было привлекательным работать с партнёрами на равных, партнёрских отношениях, дружить с заказчиками, чтобы они меня рекомендовали другим. Мне очень важна репутация на рынке, и её удалось завоевать. И своим ученикам, подписчикам в сетях я постоянно говорю о необходимости дружбы с заказчиками. Есть клиенты, которые на день рождения отправляют мне букеты, а я знаю о том, когда болеют их дети, что происходит у них в семьях. Большинство из них я никогда не видела, мы общаемся на расстоянии, но мне удаётся установить с ними неформальные связи. В первую очередь надо оставаться человеком, и мои клиенты рекомендуют меня другим и как профессионала, и как человека.
Умение работать в команде также необходимо, бывают проекты, на которых работает до пяти таргетологов, и нужно так общаться между собой, чтобы достичь максимального общего результата. Иногда приходится быть в команде руководителем, и нужно уметь ставить задачи, делегировать, требовать. Безусловно, высококлассному таргетологу необходимо умение работы в команде.
Это был огромный рост продаж в онлайн-обучении. В 2020 году я выросла как эксперт, у меня были многомиллионные кейсы, вырос мой чек, работы было очень много. И в 2021 году этот рост продолжается, открываются всё новые школы, курсы. Пандемия многим открыла глаза на возможности удалённого обучения, фриланс, и обучение онлайн-профессиям также стало очень популярным. Я запустила много обучающих курсов, создала новые продукты, так что на мне это отразилось только положительно.
Конечно, такое случается. Я очень много работаю, у меня маленький ребёнок, поэтому такое мне знакомо. Должна сказать, что я трудоголик, у меня всегда много планов, хочу всё успеть. Но иногда бывали ситуации, когда уже утром встаёшь, и ничего не хочется. Раньше я просто злилась за это на себя, заставляла себя, не позволяла расслабиться. Но в этом году, когда я многое проработала с коучем и произошла личностная трансформация, стала себе позволять выпадать из жёсткого рабочего ритма. Я поняла, что мир от этого не рухнет, никто не умрёт, если немного отпущу ситуацию. Мне ведь нравится делать то, что я делаю, и я не воспринимаю это как груз, но существуют элементарная физическая усталость, недосып и т. п. И сейчас я в такие моменты даю себе отдохнуть. Иногда надо просто поваляться дома, выспаться, съездить в спа. А порой хочется собрать у себя дома друзей, с которыми не получается регулярно общаться, и мы вместе веселимся, отдыхаем, слушаем музыку, играем в игры. И обычно мне достаточного одного такого вечера, чтобы напитаться энергией на несколько недель. Конечно, общение с ребёнком, мужем, мамой, сестрой тоже даёт массу положительных эмоций и насыщает энергией.
Но больше всего сил и энергии я получаю от поездок, природы, от моря и гор. Недавно я поняла, что мне надо уезжать в отпуск чаще, но на небольшое время, не жалеть на это средств, энергию и силы мне даёт именно смена обстановки. Недавно я смогла выбраться в Турцию, Арабские Эмираты, на ближайшее время тоже запланировано немало поездок — Москва и Сочи. Мечтаю о дайвинге в Красном море, так что в планах — посещение Египта.
И, конечно, эмоции, полученные в путешествиях, дают силы желание двигаться, менять, улучшать свою жизнь. Без такой мотивации ничего не получится!
Если говорить о рабочих планах, конечно же, хочется масштабировать проект, качественно обучить больше людей, собрать команду единомышленников, которые будут мне помогать. Я развиваюсь в двух направлениях — это работа с клиентами и обучение, и мне хочется, чтобы каждое развивалось успешно. Мечтаю делиться опытом на больших форумах по маркетингу и рекламе, и потихоньку двигаюсь к этой мечте, выступаю на региональных мероприятиях. Мы уже проводили в Новосибирске женский форум по маркетингу, куда приглашали опытных спикеров из Москвы, и всё прошло успешно. В университете «Синергия» на факультете по интернет-маркетингу провожу занятия по таргетингу. Но есть мечта выступать на больших сценах, в столице.
Ещё давно думаю о написании книги. Хочу выступить на радио, дать интервью для телевидения.
В личных планах — кругосветка, это моя самая глобальная мечта. Круиз по Карибским островам. Хочу ещё больше радовать близких, и прежде всего ребёнка, позволять им больше, дарить подарки, делать сюрпризы. И, конечно же, баловать себя, себе тоже позволять больше, продолжать получать кайф и от работы, и от отдыха.
Instagram: target_morozova