Руководства от психолога как общаться спокойно в стрессовой ситуации

Как эффективно общаться в стрессовой ситуации

Сооснователь и директор TIES, soft skills тренер Михаил Лях рассказал на вебинаре, как же выстраивать эффективную коммуникацию, особенно в условиях стресса, а так же дал несколько советов по этой теме.

Понятие Soft Skills

Софт скиллз – это ситуативные навыки и личные качества. Они разделают на пять категорий: коммуникация, продуктивность, решение проблем, презентация, лидерство. Существует три базовых пункта в софт скиллз: знания, умение, навыки. Знания – это первая ступень изучения навыков. Посмотрев вебинар, прочитав книгу или статью по этой теме, мы уже понимаем, что в стрессовой ситуации, когда нам нужно как – то проявить себя, эти знания мы может применить. Но просто знаний недостаточно. Одна из проблем, которая сейчас существует, то, что мы много знаем, но относительно мало умеем эти знания применять. Вторая ступень – это умение. Умение применять знания на практике, получить свой личный опыт. Если у вас, хорошо, получается применять знания, то вы развиваете умение. А навык, это как раз, то самое умение, которое доведено до автоматизма. Но это не означает, что вы в любой ситуации ведете себя «автоматически», вы не робот. – поясняет автор.

Эффективное общение

Общаться эффективно, на мой взгляд, это донести свою мысль другому человеку; убедиться, что он вас правильно понял; услышать ответ собеседника и подтвердить правильность того, как вы услышали.

Общаться эффективно в стрессе, это в принципе, тоже, про то, как мы посылаем свою мысль другому человеку, однако, здесь есть определенные особенности, накладывается эмоциональный фон, и мы просто закрываемся или ведем себя так, как не вели бы себя в обычной ситуации.

Советы для эффективного общения

Первый совет в таких ситуациях, это установить контакт с людьми заранее. Нам легче общаться уже со знакомыми людьми, мы быстрее понимаем, почему он это сказал, контекст и подтекст диалога. Второй совет, это прояснять подтекст. Например, между друзьями общий подтекст и они, примерно, понимают одно и то же. Но если люди мало знакомы, то подтекст может быть разный для собеседников. Поэтому, это очень важный момент, умение понимать подтекст, а недодумывать. Так же это снижает пассивную агрессию. Прояснить подтекст можно сделать двумя способами: уточнением и перефразировать слова собеседника. И третий совет, это описать, что видишь и чувствуешь. Это довольно сильный инструмент.

Человек не прав

Часто, когда вы объясняете человеку, что он не прав, вы можете сами заблуждаться. В такой ситуации, прояснение подтекста (почему он так говорит, что он имеет в виду), иногда, может помогать вам, разобраться в своей позиции. Например, человек делится своим мнением, очень активно, однако, вы понимаете, что он не прав. Это стрессовая ситуация, довольно быстро можно испортить отношения. Задайте ему вопрос, определяющий контекст, для того чтобы понять его позицию лучше.

Критика и обвинения

Для этого может быть много причин. Это может быть заслуженная критика или не заслуженная. На каждую ситуацию, можно подобрать разные решения. Эмоциональный шум, часто мешает человеку принять критику и проанализировать ее. Критику нужно уметь воспринимать, как обратную связь. Однако, в целом, если вы встречаете такую реакцию, что вас критикуют или обвиняют, то попробуйте принять это и, когда эмоции пройдут, проанализировать претензии.