В сумасшедшем ритме жизни современного мира с неизбежными стрессами и перегрузками мы часто забываем о собственном здоровье и обращаем на него внимание, лишь когда организм начинает кричать о помощи посредством физической боли, недомогания и всевозможных хронических заболеваний. От нас часто требуют внимания к другим, но совсем не учат заботиться лично о себе и любить самих себя. Мы этого попросту не умеем, поэтому так важно подумать о себе при первых «звоночках» — плохом настроении, тревожности, страхах, вспышках гнева, конфликтах на работе и дома, депрессии, и вовремя обратиться к специалисту.
Сегодня у нас в гостях Елена Боровик — медицинский психолог, схема-терапевт, член Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов, мама троих детей.
Используемые методы: схема-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, майндфулнес, гипнотерапия, НЛП.
Вопросы компетенции: депрессия, измена, низкая самооценка, одиночество, отношения с окружающими, панические атаки, вспышки ярости, помощь подростку, проблемы с детьми, развод, ревность, семейные проблемы, страхи и фобии, суицидальное поведение, травма насилия, эмоциональная зависимость.
Елена рассказала о своём пути в медицинскую психологию и новом доказательном направлении психотерапии — схема-терапии, о позитивных схемах и об их преимуществах перед другими направлениями.
В силу профессиональных особенностей моей работы личное самораскрытие обычно работает против психолога. Не то чтобы психолог не должен рассказывать о себе что-то личное, это возможно, но исключительно на сессии с конкретным клиентом и целенаправленно с целью получения терапевтического результата.
Именно поэтому я хочу оставить первый вопрос без ответа, ведь по большому счёту для каждого клиента я такая, какая нужна именно ему именно в этот момент времени для облегчения его состояния или решения проблем. В схема-терапии это называется ограниченным родительством, когда терапевт находится в роли не только взрослого профессионала и специалиста, но и заботливого эмпатичного родителя.
Ограниченное родительство также имеет свои профессиональные рамки, потому что проходит в пределах времени сессии, — такого, какое необходимо для состояния клиента в данный момент.
Я многодетная мама трёх погодок, и мне очень близко заботливое отношение к человеку. Схема-терапевт — это визитная карточка по определению доброго и тёплого родителя, так необходимого людям с тяжёлыми эмоциональными и личностными расстройствами.
После школы я поступила в Самарский государственный медицинский университет на лечебное отделение. Закончив два курса и отработав практику в психиатрическом отделении, куда я планировала в дальнейшем идти работать, узнала, что открывается первый факультет тогда ещё медицинской психологии. Не раздумывая, сразу же подала документы на перевод с лечебного на факультет медицинской психологии.
Помню, что преподаватели были очень недовольны: ведь другие студенты с таким трудом поступают на лечебный, а я так раскидываюсь, понижаю планку тем, что иду в психологию, когда могла бы стать психиатром. Однако я уже была знакома со спецификой психиатрии и фармакологии, сдав по ним экзамены, и чётко осознавала, что меня тянет именно в психологию. Даже сейчас я отлично чувствую разницу между психотерапевтами с образованием клинической психологии и психотерапевтами-психиатрами. Клиническое мышление необходимо везде, но в остальном разница очень большая.
Это то, что её выделяет и за что я ей очень признательна. Методы схема-терапии дают осязаемые и необратимые личностные изменения, то есть это реальная возможность качественного изменения себя и другого человека, формирование новой идентичности и личности в целом! Это терапия изменения самого качества жизни.
Только схема-терапия позволила мне создать две огромные новые программы по родительству и отношениям. Её техники, подходы и метод — это именно то, что нужно современной семье и детям, любым отношениям в целом.
Схема-терапия есть интегративный метод, объединяющий в себе теорию и методы многих других направлений: когнитивно-поведенческой психотерапии и её методов 3-й волны, в первую очередь терапии принятия и ответственности и майндфулнес, теории объектных отношений, гештальт-терапии, теории привязанности и некоторых других.
Такой подход сам по себе уже расширяет диапазон терапевтических вмешательств, охватывая многие резистентные случаи, с одной стороны. С другой стороны, как я считаю, гениальным подходом является использование позитивных схем. В нашем мире сейчас мало работы с негативными симптомами: современному человеку мало освободиться от негативных и болезненных паттернов, недостаточно знать, как «не надо» поступать. В любых отношениях с партнёром, детьми, другими людьми и обществом в целом хочется понимать, как делать «надо».
Основная мысль заключается в том (и это очень важно), что отсутствие негативных схем не означает наличие позитивных. Что это значит? Человек рождается с «чистым» сознанием, формируется под свою социальную среду, и по-настоящему человеческие качества раскрываются только в общении с другими людьми. Нам присущи автоматические природные эмоциональные и когнитивные реакции, но, чтобы стать «настоящим» человеком, необходимо сознательное обучение, которое начинается с воспитания, близости.
Всегда имеет огромное значение, кто именно находится рядом с ребёнком. От того, владеет ли он навыками позитивного взгляда на себя и мир, знает ли о близости и здоровой привязанности, с одной стороны, и предоставлении, а также поддержании автономии — с другой, зависит формирование личности и будущей компетентности ребёнка. Знания о любви и эмоциональной открытости, а также формировании здоровых границ важно для полноценного развития человека эффективного и способного к здоровым отношениям в будущем. От глубины этих знаний зависит, сможет ли он транслировать их своим близким, передать детям и правильно этих детей воспитать.
По сути, обращение к позитивным схемам и потребностям — это начало развития здоровых и эффективных отношений с нуля, это очень заманчивая и притягательная идея для меня, и не только (улыбается).
Это очень хороший вопрос. Так как направление вышло из когнитивно-поведенческой терапии, то оно эффективно при различных психических и особенно личностных расстройствах, имеет обширную доказательную базу своей эффективности. Хороша эта методика и в терапии отношений: семейная схема-терапия работает с парами, причём, в отличие от других, индивидуальную работу с каждым партнёром и в паре ведёт один и тот же терапевт, что заметно сокращает время как диагностики, так и помощи клиентам.
До схема-терапии после окончания медицинского университета я изучила ещё несколько терапевтических направлений и использую из них определённые техники и инструменты, индивидуально подбирая их под каждого клиента и под конкретный случай. Это значительно сокращает время терапии, чем я и горжусь в своей работе.
Сегодня ещё сложно собирать группы на такие программы ввиду опасности заражения, тем более, когда речь идёт о будущих родителях или пожилых парах, находящихся в группе риска. На данный момент я продолжаю работать индивидуально как онлайн, так и в реальных встречах в Москве.
Всегда радостно, когда человек меняется на твоих глазах, раскрываясь, обретая внутреннюю силу, спокойствие и уверенность в себе, своей жизни и отношениях с другими, когда уходят конфликты, тяжёлые симптомы и появляются уверенность и легкость. Действительно, человек становится совершенно другим! Я помню одну женщину, пришедшую в тяжелейшей депрессии в стадии развода. Терапия была краткосрочной, и сейчас у неё всё более чем хорошо: она активна, очень деятельна и совсем не похожа на себя прошлую, - и это очень красиво!
Я очень люблю детей. Они определённо лучше нас, умнее, красивее, им посчастливилось расти и развиваться в современном мире. В наше время не было такого количества доступной информации и гаджетов, а сейчас можно легко получить любую информацию, просто нажав кнопку телефона. Современные дети намного самостоятельнее и свободнее, чем были мы, ведь у них есть бесконечное число возможностей расти, развиваться и жить так, как они захотят.
Иногда кажется, что эти слова не очень реалистичны, но в любых зарождающихся кризисах я постоянно напоминаю себе, что в любом конфликте и трудной ситуации всегда виноват старший — только потому, что он взрослее, опытнее и сильнее. В трудные моменты кризисов, когда чувствуешь себя не очень хорошо рядом со своими детьми, ясно понимаешь, что наказание, крик, обвинения и принуждения только разрушают связь с ними.
В такие моменты родителю необходимо взять себя в руки и найти ресурсы, чтобы уделить время и решить все общие затруднения. Плохое поведение ребёнка — это его крик о помощи: «Мама, мне плохо! Мне трудно! Мне тяжело! Помоги мне!» — даже когда он зол или непослушен.
Родительское принятие и есть тот самый волшебный момент в словах: «Я люблю и принимаю тебя любым, но я также люблю и себя, защищаю себя и напоминаю тебе, что не буду принимать неуважение и грубость по отношению к себе, твою халатность и другие моменты, связанные с общим домом».
Другой момент, о котором хотелось бы рассказать, это навыки. Учите детей тому, что бы вы сами хотели в них видеть, и прежде чем ругать за то, что «не надо делать», стоит прежде показать, как «надо».
Современный мир уже начинает ставить границы насилию и наказанию в семье, что сейчас позволяет создавать более безопасную среду для развития индивидуальности, творческого компонента и самостоятельности в каждом человеке. Это значит, что сейчас у детей намного раньше формируются критическое мышление, осознанность и большая личная ответственность за себя, свои поступки и жизнь в целом. Это делает наше общество более разносторонним, взрослым, ответственным, интересным и красивым.
В Московском институте схема-терапии Александры Ялтонской я постоянно прохожу вебинары приглашённых европейских и американских схема-терапевтов и других специалистов по прикладной тематике. Профессия психолога не заканчивается одним образованием или повышением квалификации, необходимо развиваться постоянно, здесь нет предела (улыбается).
Facebook: www.facebook.com/profile
Журнал «Вестник Психологии»: psychologyjournal.ru
Instagram: instagram.com/psychotherapy.elena.borovik
Сайт: www.elenaborovik.com