ЖУРНАЛ BOMOND это эффективный вид имиджевой рекламы для публичных лиц, представителей бизнеса и политики.

Вы являетесь блогером или звездой шоу-бизнеса? Тогда мы будем рады рассказать о вас.
Вы можете помочь нам в этом, заполнив несколько полей. Или напишите нам.

Каждый день о вас будут узнавать тысячи людей, которые посещают наш сайт.

Размещение биографии - это возможность показать себя и то, чем вы занимаетесь.

Интересный и полезный контент непременно увеличит число ваших подписчиков в социальных сетях. Важно только, чтобы вас заметила нужная аудитория людей.

Наши биографические материалы занимают лидирующие позиции в поисковых системах "Яндекс" и "Google"
2 450 000
Уникальных посетителей в месяц
5 800 000
Просмотров в месяц
Более 2-х минут
Среднее время на сайте
Выберите рубрику на свое усмотрение и отправьте первичную информацию.
 
Наши журналисты свяжутся с вами и помогут составить яркий контент

WhatsApp - написать в отдел публикации

Выберите рубрику для размещения
Ваше ФИО /обязательно/
Псевдоним /если есть/
Деятельность /кратко опишите сферу/
Дата и место рождение /точные данные/
Шаг второй
Детство, семья /по желанию/
Образование /очень желательно/
Известность или карьера /по желанию/
Шаг третий
Деятельность /обязательно подробно/
Личная жизнь /опционально/
Доходы /опционально/
Шаг четвертый
Факты / награды / достижения
Ссылки на соцсети /min на одну/
E-mail /для ответа/
Номер телефона /обязательно/
1
2
3
4
Владимир Печурин: психология победы, или путь к себе
Владимир Печурин:

Владимир Печурин:

психология победы, или путь к себе
03 Марта 2025 0
17 мин.

В этом вдохновляющем интервью Владимир Печурин, опытный спортивный психолог, расскажет, как помочь спортсменам преодолеть страх соревнований, страх ошибки, страх проигрыша, как справиться с сомнениями и неуверенностью в себе. Он поделится своей личной историей о том, как преодолевал трудности, и расскажет, как теперь помогает спортсменам по всему миру достигать успеха.

Владимир, расскажите, как Вы пришли в профессию спортивного психолога и что Вас вдохновило выбрать именно этот путь.

Мой путь в спортивной психологии начался с личной психологической травмы. В 13 лет, готовясь к своим первым соревнованиям по дзюдо, я проснулся в 5 утра, сидя за обеденным столом на кухне. В этот момент я почувствовал озноб и слабость. Мама измерила мне температуру, и, как оказалось, я заболел. Она позвонила тренеру и сообщила, что Вова Печурин не сможет участвовать в соревнованиях.

Тогда я не осознавал, что со мной происходит. Я просто заболел и не придал этому значения. Однако на следующих соревнованиях я испытывал мандраж: все тело было вялым еще на разминке, руки и ноги казались тяжелыми, я быстро уставал и не понимал, что со мной не так. Каждый раз после соревнований тренер говорил мне: «Вова, тебе нужно раскрепоститься».

Уже тогда я начал задавать себе вопрос: что со мной происходит? Я не мог продемонстрировать и половину своих возможностей на соревнованиях. Иногда я справлялся с этим состоянием, иногда нет. На важных стартах я перегорал и не мог проявить себя, хотя тренировался больше всех.

Будучи спортсменом, я так и не получил ответ на вопрос о том, что со мной происходит и как с этим бороться. В какой-то момент я смирился с этим и стал думать, что я один такой ненормальный. Это, вероятно, стало причиной моего поступления в магистратуру по спортивной психологии и написания диссертации.

Параллельно с учебой я тренировал своих учеников и наблюдал те же проблемы у них. Судьбоносной оказалась ситуация, когда мой директор, старший тренер, сказал: «Вова, постарайся довести до подросткового возраста хотя бы 3–4 спортсмена, и это будет хорошим результатом». На тот момент я тренировал 120–130 человек, и это даже не 10% от общего числа, которые доходят до уровня спортивного совершенствования. У моих коллег тоже лишь 1–3 спортсмена доходили до этого возраста.

Тогда я понял, что не должно быть так, и решил изменить ситуацию.

Владимир Печурин. Фото из личного архива.Владимир Печурин. Фото из личного архива.

Что включает в себя работа спортивного психолога и как Вы помогаете спортсменам достигать их целей?

Работа спортивного психолога заключается в помощи спортсменам в преодолении психологических факторов, мешающих им продемонстрировать свои навыки на соревнованиях так же уверенно, как на тренировках. Часто наблюдается ситуация, когда спортсмен на тренировке показывает отличные результаты: он выигрывает, уверенно выполняет технику, и тренеры с родителями возлагают на него большие надежды, отправляя на соревнования. Однако результаты могут оказаться совершенно иными. Это становится серьезным ударом для спортсмена, который был уверен в своих силах, но не смог показать нужный результат.

В такие моменты спортсмены обращаются за помощью к спортивному психологу, не забывая при этом о необходимости анализа своего тренировочного плана.

Как Вы помогаете спортсменам в таких случаях?

Я применяю современные психотехнологии на индивидуальных или групповых сессиях, чтобы помочь спортсменам чувствовать себя уверенно и спокойно во время соревнований, раскрывая свои натренированные способности.

Моя работа часто заключается в том, чтобы помочь преодолеть внутреннее волнение, избежать перегорания от ненужных мыслей, успокоиться и почувствовать азарт и удовольствие от соревнований. Я стремлюсь помочь спортсменам обрести уверенность в себе, не обращая внимания на мнения окружающих, раскрыть свой потенциал, спокойно переживать неудачи и извлекать из них уроки. Моя цель — сделать так, чтобы все усилия, вложенные в тренировки, не были напрасными, и поддерживать спортсменов на пути к их личной реализации в спорте.

Владимир Печурин. Фото из личного архива.Владимир Печурин. Фото из личного архива.

Почему психологическая подготовка важна для спортсменов и как она может изменить их подход к соревнованиям? Почему спортсмены не могут показать свои лучшие результаты на соревнованиях?

Это можно сравнить с тем, как колеса необходимы для автомобиля или крыша для дома. Эти элементы — часть системы. Колеса обеспечивают движение автомобиля, а крыша защищает дом. Потеряв хотя бы один элемент, система перестает давать результат. Аналогично, психологическая подготовка — это неотъемлемая часть спортивной подготовки.

Если обратиться к теории спорта, то можно увидеть, что, согласно мнению таких авторов, как Лев Павлович Матвеев и Красников, существует четыре основных вида подготовки: физическая, техническая, тактическая и психологическая. Все эти виды подготовки составляют целостную систему. Потеряв хотя бы один элемент, система перестает функционировать.

Некоторые считают, что психологическая подготовка не нужна и что кто-то может обойтись без нее. Это правда, такие спортсмены действительно существуют, но часто они просто не осознают, что уже занимаются психологической подготовкой. В детско-юношеском спорте психологическая подготовка происходит на каждой тренировке. Она включает в себя общую психологическую подготовку, которая развивает внимание и восприятие команд тренера, а также способствует тренировке в условиях стресса. Например, в единоборствах проводятся учебно-тренировочные схватки, а в командных видах спорта — игры, имитирующие соревновательные моменты.

Психологическая подготовка также включает в себя тренировку волевых качеств. Упражнения, такие как отжимания и подтягивания, помогают спортсменам развивать выдержку и способность противостоять усталости. Специальная психологическая подготовка необходима многим спортсменам, особенно когда они сталкиваются с неудачами на соревнованиях. Часто причиной таких неудач становится отсутствие психологической подготовки.

В современном спорте, особенно на уровне высших достижений, психологическая подготовка играет ключевую роль. Многие участники Олимпийских игр работают со спортивными психологами. Например, Майкл Фелпс, обладатель 22 золотых медалей, сотрудничал с психологом. Это свидетельствует о том, что успешные спортсмены понимают важность психологической подготовки.

Некоторые могут утверждать, что спортсмены, которые добиваются успеха без работы с психологом, не нуждаются в этой подготовке. Однако даже такие атлеты, скорее всего, интуитивно используют элементы психологической подготовки, не осознавая этого. Психологическая подготовка — это основа основ, которая присутствует во всех аспектах спортивной тренировки.

Исторически психологическая подготовка также была важна. Например, в Древнем Риме воины собирались перед походом, проводили ритуалы и имитировали поведение животных, чтобы войти в оптимальное боевое состояние. Это помогало им перенять силу, скорость и концентрацию животных.

Основные причины, по которым спортсмены не могут показать свои лучшие результаты на соревнованиях, часто связаны с тем, что многие тренеры и родители сосредоточены только на физической, технической и тактической подготовке, игнорируя психологический аспект.

Физическая подготовка направлена на то, чтобы стать сильнее и быстрее, а также улучшить координацию. Техническая подготовка помогает спортсмену выполнять действия лучше, чем у соперника. Тактическая же подготовка необходима для своевременного применения определенных приемов и действий в ходе выступления или игры.

Однако, приезжая на соревнования, спортсмен сталкивается не только с внешним соперником, но и с внутренним. Внутренний соперник — это те сомнения и страхи, которые возникают в его сознании: зачем я здесь? зачем все это? может, лучше уйти? а вдруг у меня не получится? что скажет тренер? как отреагируют команда, город, страна? а что подумают мама и папа?

Эти мысли начинают повторяться в голове спортсмена и отвлекают его от подготовки. Он не ожидал столкнуться с таким соперником, но, как оказывается, именно внутренние сомнения могут оказаться гораздо более важной помехой, чем внешний противник.

Какие методы и техники Вы используете для подготовки спортсменов к соревнованиям?

В своей практике я применяю современные психотехнологии, которые помогают перестроить мышление и изменить поведенческие и мыслительные паттерны спортсменов. Эти методы направлены на снижение волнения и устранение страха перед соревнованиями.

Среди используемых подходов — методы разговорного гипноза, НЛП (нейролингвистического программирования) и коучинговые инструменты, когнитивные техники и современные психотехнологии. Изучая эти психотехники за границей и в России, только за 2024 год я потратил больше миллиона на обучение. Все эти психотехники позволяют эффективно подготовить спортсменов к предстоящим испытаниям, укрепляя их уверенность и готовность к соревнованиям. Методы используем с учетом возраста. Есть техники, которые нельзя делать до 21 года спортсменам. Поэтому мы здесь очень четко разграничиваем эти психотехнологии, чтобы они были максимально эффективны.

Владимир Печурин. Фото из личного архива.Владимир Печурин. Фото из личного архива.

Можете рассказать о каком-то конкретном случае, когда Ваша работа помогла спортсмену преодолеть трудности и добиться успеха?

Я хочу рассказать о случае, который наглядно иллюстрирует важность психологической подготовки для спортсменов. В Японии жил мальчик, занимающийся дзюдо. Его мама, родом из России, обратилась ко мне с проблемой: уже семь лет подряд ее сын проигрывал отборочные турниры на чемпионат Японии. Эти неудачи сопровождались страхом и неуверенностью, а также травмами на тренировках.

Она заметила, что, когда сын выходил на соревнования, в его глазах уже читалось поражение. Его лицо менялось, и это сильно беспокоило маму. В Японии тренеры очень строгие, и она переживала, что сын может бросить спорт, не достигнув никаких результатов после стольких лет упорного труда — около десяти лет. В какой-то момент мама решила попробовать обратиться к спортивному психологу и нашла меня в социальных сетях.

Мы начали работать с мальчиком, который плохо говорил по-русски, поэтому мама переводила его на сессиях. В течение полутора месяцев мы проводили занятия втроем. Наконец наступил отборочный турнир, и у него появился восьмой шанс отобраться на чемпионат Японии. В итоге он стал первым! Эмоции мамы не знали границ: она написала мне сообщение, полное смайлов и восторга, благодарила за помощь.

Кирилл, ее сын, тоже был очень доволен. После празднования победы мама снова обратилась ко мне: «Володя, давайте продолжим работать, ведь впереди чемпионат Японии». Мы проработали еще месяц, и мальчик поехал на свой первый в жизни чемпионат Японии.

Счастью не было предела, когда мы узнали, что он завоевал бронзу! В первый раз на таком крупном турнире он стал третьим. Все были счастливы: мама, папа, который изначально не верил в психолога и считал, что нужно просто больше тренироваться. Но после этой победы он убедился, что психологическая подготовка действительно помогает.

Как спортсмены могут создать собственный план психологической подготовки и что в него должно входить?

Для того чтобы создать свой собственный план психологической подготовки, спортсмену следует начать с ответа на вопрос: «Зачем мне выступать на соревнованиях?» Этот вопрос поможет актуализировать важность выступления, повысив мотивацию и сосредоточив внимание на главной задаче. Ответ на этот вопрос будет различаться в зависимости от типа соревнований: если это подводящий старт, то цели будут одними, а если главный старт года — совершенно другими.

Размышляя над вопросом «Зачем?», спортсмен сможет прояснить свои намерения. Например, на подводящем старте может стоять задача проверить физическую подготовку и технические навыки, тогда как на главных соревнованиях цель — одержать победу. Однако важно задать себе вопрос: «Что дальше? Что даст победа?» Размышляя на эту тему, спортсмен перенесется в будущее, сможет увидеть соревнования как ступень к более крупной цели в жизни. Это поможет снизить давление и восприятие соревнований как последнего шанса.

Если спортсмен не будет заниматься этим размышлением, он может начать воспринимать предстоящие соревнования как событие, от которого зависит вся его жизнь. Для некоторых такой подход может сработать, но такое встречается крайне редко. Поэтому я предпочитаю, чтобы спортсмены понимали этапность своего пути: куда они идут и зачем это делают. Это осознание способствует поддержанию нормального уровня мотивации.

Согласно закону Йеркса-Додсона, при оптимальном уровне возбуждения спортсмен способен демонстрировать максимальные результаты. Используя описанный подход, мы поможем спортсмену не завышать ожидания и мотивацию, а также избегать апатии и безразличия. Это позволит создать оптимальный уровень возбуждения и мотивации для достижения успеха.

Владимир Печурин. Фото из личного архива.Владимир Печурин. Фото из личного архива.

Какие советы Вы можете дать спортсменам, которые чувствуют, что их психоэмоциональное состояние мешает им раскрыть свой потенциал на соревнованиях?

Главный совет, который я могу дать спортсменам, испытывающим трудности с психоэмоциональным состоянием на соревнованиях, — это перестать бороться с этим состоянием. Часто такая борьба превращается в навязчивую идею, которая повторяется вновь и вновь. Спортсмены, которые пытались противостоять своим страхам и волнению, уже осознали, что это неэффективно. Хорошо, что сейчас, прочитав эти строки, они могут понять, что это ошибка.

Попробуйте изменить подход. Вместо того чтобы бороться с психоэмоциональным состоянием, научитесь его проживать. Спокойно наблюдайте за ним. Конечно, это может быть сложно, но важно двигаться в этом направлении и тренироваться. Когда вы пришли в спорт, вы не сразу овладели всеми техниками. Ваше тело могло трястись, вы не могли сохранить равновесие, и выполнение движений требовало времени и усилий. С психологической подготовкой происходит то же самое. Сначала вам может быть не ясно, что делать, но главное — не останавливаться.

Продолжайте так же, как и в спорте, и учитесь проживать это состояние. Наблюдайте за ним и выполняйте действия, которые помогут вам успокоиться. Например, кому-то помогает дыхательная гимнастика, кто-то предпочитает слушать музыку, а некоторые обращаются к спортивному психологу для более быстрого прохождения этого процесса.

На самом деле то психоэмоциональное состояние, которое мешает спортсменам, научно называется стрессом. Когда Ганс Селье открыл понятие стресса, он описал его как внутреннее напряжение, вызванное внешними или внутренними факторами. Со временем было выявлено, что стресс — это адаптивный механизм, который помогает спортсменам адаптироваться к соревновательным условиям. Некоторые спортсмены успешно преодолевают этот механизм, а другие застревают на стадии борьбы с ним, что может длиться всю спортивную карьеру. В конечном итоге они приходят ко мне в 41 год с сожалением: «Почему я не обратился к вам раньше?»

Поэтому выбор за вами. Мой совет заключается в том, чтобы научиться проживать это психоэмоциональное состояние и спокойнее с ним сосуществовать. Ведь это наш адаптивный механизм, который позволяет нам развиваться и эволюционировать.

Как Вы видите будущее спортивной психологии и какие новые подходы или технологии могут появиться в этой области?

Я вижу будущее спортивной психологии в том, что мы сейчас активно создаем. Это быстрые, четкие и понятные психотехники, которые могут использовать не только тренеры, но и родители, а также юные спортсмены. Мы работаем над созданием альтернативной системы образования для спортивного мира, основанной на так называемом треугольнике, включающем родителя, тренера и спортсмена. Наша задача — сделать так, чтобы каждый участник этого треугольника понимал свою роль и знал, какую психотехнику применить для достижения спортивных результатов, таких как победа или реализация поставленных целей.

Я уверен, что будущее заключается в простоте и доступности психотехник. Многие тренеры и родители жалуются на то, что прочитали множество книг, но не смогли понять, как применять полученные знания на практике. Они говорят, что мотивация, описанная в книгах, быстро уходит, и они остаются в неведении о том, что делать дальше. Научные трактаты также часто написаны сложным языком, что затрудняет понимание.

Ко мне приходят тренеры, и они выражают радость, что получили конкретные психотехники и теперь знают, как помочь своим спортсменам. Поэтому я уверен, что будущее спортивной психологии за простыми, быстрыми и эффективными подходами. Это может происходить даже в повседневной обстановке: на кухне, в квартире или в гостиничном номере перед соревнованиями. Именно так мы работали со спортсменами сборной Москвы по гимнастике, когда я сотрудничал с их старшим тренером.

Таким образом, я вижу будущее спортивной психологии именно в этом направлении — простота, доступность и эффективность психотехнологий.

Владимир Печурин. Фото из личного архива.Владимир Печурин. Фото из личного архива.

Каково Ваше видение идеального сотрудничества между спортивным психологом, тренером и спортсменом для достижения максимальных результатов?

Для меня идеальное сотрудничество между спортивным психологом, тренером, спортсменом, а также родителями заключается в том, что каждый понимает свою роль и осознает свой вклад в достижение желаемого спортивного результата. Это сотрудничество основано на компетентности: каждый участник обучен психотехникам, знает, что делать, и имеет свою зону ответственности, в которой он уверен и способен выполнять свои задачи.

К сожалению, в настоящее время часто происходит смешение ролей. Родители начинают исполнять функции тренеров и дают советы своим детям, которые могут противоречить указаниям тренера. Спортсмены иногда берут на себя роль тренера, что приводит к самокритике и снижению уверенности в себе. Тренеры, в свою очередь, иногда начинают относиться к спортсменам как к детям, что также недопустимо.

Таким образом, в этом «любовном» треугольнике возникает путаница и неразбериха. Поэтому я считаю, что идеальное сотрудничество — это четкое понимание ролей, распределение зон ответственности и готовность к обучению. Участники должны иметь возможность эффективно реагировать на различные ситуации, не перекладывая ответственность друг на друга и не обвиняя кого-либо в неудачах.


Telegram: psychologsmozgamitrenera

ВКонтакте: schoolofcoaches

Instagram (запрещен на территории РФ): psychosport_vladimir

Владимир Печурин:

Отправить заявку на интервью