ЖУРНАЛ BOMOND это эффективный вид имиджевой рекламы для публичных лиц, представителей бизнеса и политики.
Вы являетесь блогером или звездой шоу-бизнеса? Тогда мы будем рады рассказать о вас.
Вы можете помочь нам в этом, заполнив несколько полей. Или напишите нам.
Каждый день о вас будут узнавать тысячи людей, которые посещают наш сайт.
Размещение биографии - это возможность показать себя и то, чем вы занимаетесь.
Интересный и полезный контент непременно увеличит число ваших подписчиков в социальных сетях. Важно только, чтобы вас заметила нужная аудитория людей.
WhatsApp - написать в отдел публикации
В сложных ситуациях мы редко принимаем решение сразу обратиться к специалисту. Прокручиваем в голове варианты, отматываем события назад с сожалением о том, что поступили так, а не иначе. Все это усугубляет и так нестабильное эмоциональное состояние и вызывает апатию, а то и затягивает в депрессию. А если представить, что обращение к психологу было бы, как к стоматологу, при первых симптомах, то наше душевное состояние стало бы намного лучше. Поговорили об этом с Юлией Чагиной.
Знакомьтесь, Юлия Чагина:
психолог-консультант;
соавтор психологических курсов;
опыт работы 18+ лет.
«Годы работы с людьми научили меня не оценивать людей, а стараться понять, почему они поступают так или иначе».
Да, я поступила в Московский психолого-социальный институт. Не могу сказать, что в 18 лет это было важное осознанное решение, скорее это была интересная для меня область. А уже более серьезное понимание, что такое психология, пришло ближе к третьему курсу.
На 4-м курсе института я стала работать психологом в детском саду, и это был бесценный опыт знакомства с профессией. До сих пор считаю очень важной детско-родительскую тему, но практиковать в системе «сад — школа» больше не хочу никогда. Основная причина в том, что невозможно помочь ребенку, если родители не хотят в этом участвовать, а они часто не хотят. И психолог вынужден постоянно ощущать свое бессилие, наблюдая за тем, как, несмотря на твой труд, мало что меняется, ведь ребенок общается с психологом час в неделю, а остальные часы проводит дома. Важно понимать, что дети находятся в семейной системе, и работать нужно именно с ней, ведь 80% проблем детей — это проблемы родителей, и все зависит от них.
Далее более 13 лет я работала психологом в структуре МЧС, у меня большой опыт в области экстренной психологической помощи, кризисной психологии в целом.
Также я много преподавала экстренную психологию для спасателей, пожарных, водолазов, а позже и психологические дисциплины для психологов в сфере дополнительного психологического образования.
С 2020 года я в частной практике, консультирую по 10–12 часов в неделю. Работаю в русле клиент-центрированного подхода с элементами когнитивно-поведенческой терапии, но не ограничиваюсь ими. Я поддерживающий специалист и верю в то, что внутри каждого человека есть огромный, хоть и часто заблокированный потенциал для того, чтобы сделать свою жизнь лучше, ярче, счастливее. Просто иногда нужно помочь этому потенциалу проявиться.
Юлия Чагина. Фото из личного архива.
Известный психолог Д. Бьюдженталь говорил: «Цель терапии — помочь человеку увидеть выбор там, где раньше он переживал вынужденность». Согласна с этим, и, пожалуй, это действительно самое важное! Когда мы видим выбор вместо тупика, мы перестаем быть заложником обстоятельств, а значит, они больше не имеют власти над нами. И тогда приходит свобода, а вместе с ней возможность действовать, менять свою жизнь.
Легко сказать — «решать проблему», ведь до этого момента человеку нужно осознать, что проблема есть, в чем именно она заключается, какой путь выбрать для тех изменений, которые человеку необходимы, преодолеть собственные страхи и сделать первые шаги, выдерживая их последствия. Поверьте, это не так легко.
К психологу действительно часто обращаются в качестве последней меры, нередко это состояние отчаяния, когда больше не можешь жить так, как жил раньше. Из недели в неделю мы исследуем способы человека взаимодействовать с окружающим миром и то, как это влияет на него — его состояние, образ жизни, взаимодействие с людьми.
Поначалу всё напоминает осторожное осматривание комнаты, где все предметы крепко прикручены к полу и прибиты к поверхностям. Это паттерны, взгляды на жизнь, установки. Они сформировались давно, успели устареть, сделаться «немодными» и не работающими во благо человека, но они крепки и неподвижны. Именно с их «помощью» человек живет свою жизнь, такую, которая не нравится, не радует, причиняет боль. Но оно «всегда тут стояло» — и человеку кажется, что это единственный вариант, другого не существует.
Это, конечно, не так. Но психолог не может просто взять и повыбрасывать все: во-первых, прикручено и прибито, во-вторых, это не его дом, а с чужими вещами везде нужно обращаться осторожно и деликатно. И откуда ему знать, как все надо поставить?
Потом постепенно начинаются сдвиги: сначала человек просто светильник маленький передвигает, потом обнаруживает, что стул уже не прибит, можно переставить (или даже убрать), потом что-то еще. Вот так и начинаются изменения.
«Психотерапия делает возможной сделать перестановку, убрать из своей жизни то, что отжило, впустить что-то новое и в итоге оказаться в пространстве, в котором можно жить легко и гармонично. А главное — по-другому».
Юлия Чагина. Фото из личного архива.
Не думаю, что «психологический чекап» регулярно нужен каждому человеку, как стоматолог или терапевт. Если человек понимает происхождение проблемы, чувствует в себе силы их решать и знает, как это сделать, он вполне справляется без помощи специалиста. Другое дело, что огромное количество людей боятся обращаться к психологам даже тогда, когда они не справляются, — и вот это реальная проблема. Существуют десятки различных мифов, которые останавливают человека, которому нужна помощь, и каких только небылиц там нет. Чего стоит одно только высказывание: «психолог для слабых, человек должен справляться сам». Почему-то нормально и правильно, когда болит зуб, обратиться к стоматологу, а если перелом, то к хирургу/травматологу, а вот с тем, что «болит» в душе, надо справляться самостоятельно.
За годы практики я поняла, в чем я наиболее эффективна и с чем интересно работать мне самой. Именно это сочетание дает наилучший результат для человека, который обратился к психологу.
Есть вечные темы. Всегда в фокусе проблематика отношений во всех аспектах:
с противоположным полом (не могу ни с кем познакомиться, со всеми мужчинами/женщинами возникают одни и те же сложности, меня все бросают и так далее);
партнеров (я в абьюзивных отношениях, почему он/она меня не слышит, я изменяю / мне изменяют);
родителей и детей, в том числе и взрослых детей (не могу отделиться от родительской семьи, родители контролируют меня, хотя у меня уже своя семья, мой взрослый сын/дочь не хотят со мной общаться, мне приходится быть родителем собственной матери);
коллег, друзей (не могу отказать, мной пользуются на работе, друзья влезают в мою жизнь, не чувствую себя нужным).
Практически в каждом запросе клиентов есть этот компонент, даже если изначально человек приходит с чем-то другим:
проблемы с эмоциональными состояниями — высокая тревожность, страхи, в том числе социальные (боюсь людей, боюсь, что обо мне плохо подумают, страх публичных выступлений), панические атаки, гнев, проживание потерь (смерть, уход, расставание);
проблемы с пониманием собственных желаний (не знаю, чего хочу), эмоциональное выгорание, подавление собственных чувств и эмоций (не могу отстоять себя), чувство вины и стыда, синдром самозванца (я не имею права занимать это место, не могу сказать «нет»);
возрастные, личностные жизненные кризисы;
отношения с самим собой (хорошая девочка / хороший мальчик — нужно всегда поступать правильно, без права на ошибку; перфекционизм — нужно делать хорошо или никак);
и многое другое.
Юлия Чагина. Фото из личного архива.
Много разных чувств. Удовлетворение, немножечко грусти, потому что я привыкаю к своим клиентам, люблю их, ведь мы идем какой-то отрезок жизни вместе. Но преобладающее — радость, потому что окончание нашей работы говорит о том, что он может сам. Это означает, что и он и я хорошо поработали.
Я знаю, что частый страх человека, который сомневается, идти ли в терапию, заключается в том, что его там будут удерживать, чтобы тянуть деньги. Но для меня как психолога в этом нет смысла. Я легко отпускаю своих клиентов. Чаще всего я завожу этот разговор даже раньше самого клиента, если чувствую, что он уже готов и ему просто страшно отпускать руку. Это нормально!
Мне нравится метафора психолога как костыля. Когда человек ломает ногу, он не может на нее наступать, это может быть довольно долго. Потом нога заживает и в какой-то момент уже можно на нее наступать и попробовать сделать первый самостоятельный шаг. Это довольно страшно! Человек же помнит перелом, как сильно болело, а вдруг опять будет больно? Но пробовать то точно стоит! А костыль — пусть постоит в уголке, когда ты знаешь, что он там, как-то спокойнее.
«Когда мой клиент готов к самостоятельному пути, для меня это огромная радость. Мы вспоминаем, в какой точке были тогда, в самом начале, и где он находится сейчас».
Однажды меня спросили: когда нужно заканчивать терапию, когда проблемы закончатся?
Тут я улыбаюсь (смеется). Понимаете, не хочется кого-то разочаровывать, но проблемы не закончатся никогда, просто потому что трудности — это часть нашей жизни. Я думаю, скорее тогда, когда человек получает инструменты, чтобы с ними справляться, знает, как их применить, и начинает это делать. Новые стратегии образовались и начинают работать на благо человека. И он справляется, уже справляется!
Надежда на «волшебную таблетку» или «волшебное слово» в людях очень сильна, думаю, это связано с человеческой природой в целом. Недаром во все времена (включая и нынешний век) были популярны услуги гадалок, ясновидящих, астрологов и прочее. Основная причина в том, что это просто, ведь кто-то другой говорит, что делать человеку, а может быть, и обещает «решить» все самостоятельно. Заманчиво же, правда, — получить рецепт, алгоритм, ничего не делая самому. А проблема в итоге, конечно, останется.
Психолог же никогда не берет ответственность за жизнь клиента и его выбор, не обещает быстрых и легких решений и четко дает понять, что работать придется самому, хотя и с помощью специалиста. Однако только этот путь единственно верный, потому что никто, кроме самого человека, не может знать, как ему жить его жизнь, а тот, кто говорит, что знает, очевидно, преследует какие-то свои цели. Кроме того, ни одно готовое знание, которое дает даже очень профессиональный человек, невозможно взять и эффективно присвоить, если оно не переработано лично!
Представьте, что клиент спрашивает: разводиться мне или нет? Задача психолога — ни в коем случае не давать ответ, хотя бы потому, что у него его не может быть и жить с последствиями любого решения предстоит именно клиенту. Задача в том, чтобы помочь человеку понять, как будет правильно именно для него, не вынося вердиктов и оценочных суждений. А вот гадалка легко даст ответ. И да, это кажется проще, но на самом деле губительно.
«Часто именно в терапии человек учится брать на себя ответственность за свой жизненный выбор — и это может кардинально изменить жизнь к лучшему».
Юлия Чагина. Фото из личного архива.
Экстренная психологическая помощь — это система краткосрочных мероприятий, направленных на оказание помощи человеку или людям, пострадавшим в какой-то чрезвычайной ситуации. Речь идет о работе с острыми стрессовыми реакциями. Основная цель такой помощи — в регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний.
Экстренная терапия невозможна, такого понятия не существует.
Если же речь идет о помощи людям, которые находятся в тяжелых жизненных ситуациях, кризисах, то здесь кризис кризису рознь, соответственно, и работа будет довольно сильно отличаться. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: «опасность» и «возможность», сочетание угрозы и нового пути. В кризисах заложен большой потенциал для развития!
Когда человек в каком-то личностном кризисе (возрастном, профессиональном, семейном, экзистенциальном), важно помочь ему переработать и трансформировать новый жизненный опыт, принять реальность, помочь найти новые смыслы. Ведь, вопреки распространенному мнению, кризис — это не всегда плохо (хотя и почти всегда нелегко), это переломный момент, и важно понять, что несут эти изменения.
Не бояться обращаться за психологической помощью, когда это необходимо. Принять то, что помощь психолога — это нормально и не зазорно. Важно понимать, что человек сам должен принять решение обратиться к специалисту, никто не может сказать: «тебе надо к психологу» — это не приведет к результату, потому что человек к этому не готов. «Дозреть» нужно самостоятельно.
Юлия Чагина. Фото из личного архива.
Да, в 2022 году мы с мужем создали психологический подкаст с говорящим названием «А у нас на кухоньке». Он родился из наших повседневных разговоров, обсуждений тех или иных тем, и ведем мы его вдвоем. Он есть на YouTube и в Яндекс Музыке в разделе подкастов. В домашней уютной обстановке, но при этом с разбором различных жизненных ситуаций, поведенческих паттернов, инфоповодов и обязательно с полезными рекомендациями.
Нам хотелось рассказывать простым понятным языком о том, что может казаться сложным, но так или иначе волнует практически каждого. Особенно нежно любим тему взаимоотношений, так как мы пара и можем делиться собственным опытом, подкрепленным моими психологическими знаниями.
Психолог и звукорежиссер/IT-специалист, жена и муж, в подкасте мы стараемся создавать особое пространство теплоты и уюта. Не в формате скучных лекций и, разумеется, с юмором. Судя по отзывам, у нас получается.
Также у меня есть телеграм-канал, в котором я пишу посты на психологические темы и отвечаю на вопросы подписчиков. Интересный видеоконтент там тоже есть.
Знания о человеческой психике, если уметь их правильно использовать, бесценны. Они помогают мне понимать себя, выстраивать грамотные отношения с близкими и не только и лучше понимать их. При этом дома я, разумеется, не психолог, а обычный человек. Психолог остается на работе, как это и должно быть.
Telegram: julia_chagina
ВКонтакте: vk.com/club211437519
YouTube: nakuhonke
Яндекс: music.yandex.ru/album/22180036
Реклама: Чагина Юлия Александровна
ИНН: 505396015577
Erid: CQH36pWzJqEJ6FbtESrApGT4mAkbjP4Acz4mJmQXnH4Fp3