ЖУРНАЛ BOMOND это эффективный вид имиджевой рекламы для публичных лиц, представителей бизнеса и политики.

Вы являетесь блогером или звездой шоу-бизнеса? Тогда мы будем рады рассказать о вас.
Вы можете помочь нам в этом, заполнив несколько полей. Или напишите нам.

Каждый день о вас будут узнавать тысячи людей, которые посещают наш сайт.

Размещение биографии - это возможность показать себя и то, чем вы занимаетесь.

Интересный и полезный контент непременно увеличит число ваших подписчиков в социальных сетях. Важно только, чтобы вас заметила нужная аудитория людей.

Наши биографические материалы занимают лидирующие позиции в поисковых системах "Яндекс" и "Google"
2 450 000
Уникальных посетителей в месяц
5 800 000
Просмотров в месяц
Более 2-х минут
Среднее время на сайте
Выберите рубрику на свое усмотрение и отправьте первичную информацию.
 
Наши журналисты свяжутся с вами и помогут составить яркий контент

WhatsApp - написать в отдел публикации

Выберите рубрику для размещения
Ваше ФИО /обязательно/
Псевдоним /если есть/
Деятельность /кратко опишите сферу/
Дата и место рождение /точные данные/
Шаг второй
Детство, семья /по желанию/
Образование /очень желательно/
Известность или карьера /по желанию/
Шаг третий
Деятельность /обязательно подробно/
Личная жизнь /опционально/
Доходы /опционально/
Шаг четвертый
Факты / награды / достижения
Ссылки на соцсети /min на одну/
E-mail /для ответа/
Номер телефона /обязательно/
1
2
3
4
Светлая память об Иване Алексеевиче Бочкове: 100 лет любви, музыки и мужества
Светлая память об Иване Алексеевиче Бочкове:

Светлая память об Иване Алексеевиче Бочкове:

100 лет любви, музыки и мужества
16 Декабря 2024 0
17 мин.

В 2024 году мы с трепетом и уважением отмечаем столетие замечательного человека, который оставил яркий след в сердцах многих людей — Ивана Алексеевича Бочкова. Этот замечательный композитор-песенник и ветеран войны родился 11 марта 1924 года в уютном селе Весёлоярске, расположенном в живописном Алтайском крае. Его жизнь — это история о мужестве, любви и преданности, о том, как одна душа может вдохновить целое поколение.

Иван Алексеевич Бочков в молодостиИван Алексеевич Бочков в молодости

Иван Алексеевич рано столкнулся с трудностями. В 1934 году он потерял своего отца, Алексея Семёновича, который трагически ушёл из жизни на колхозной работе в поисках лучшей жизни для своей семьи. Переезд в село Аникино, где они надеялись найти землю обетованную, стал началом долгого пути. Однако в 1936 году семья вернулась в родное село, и именно тогда юный Иван начал помогать своей матери, Наталье Ефимовне, на колхозных полях. Она, простая русская женщина, с любовью привила детям любовь к музыке и песням, которая стала неотъемлемой частью их жизни.

Все годы учёбы в Весёлоярской средней школе Иван не только стремился к знаниям, но и впитывал в себя мелодии и ритмы, которые звучали вокруг. Эти простые, но глубокие уроки жизни и музыки формировали его личность и творчество, которые позже стали источником вдохновения для многих.

Со 2 июля 1942 года, в разгар войны, Иван Алексеевич добровольно ушёл в ряды Красной армии. Его путь в армии начался с Рубцовского училища, где он стал курсантом. В звании сержанта, командуя отделением, он принимал участие в ожесточённых боях под Курской дугой, где был тяжело ранен. Несмотря на тяжёлые испытания, он продолжал служить в 13-й гвардейской авиационной дивизии до конца войны. Его отвага и самоотверженность были отмечены десятью правительственными наградами, но для него самым ценным всегда оставалась память о тех, кто сражался рядом.

После войны, возвращаясь к мирной жизни, Иван Алексеевич не только продолжал служить своей стране, но и посвятил себя созданию музыки, которая согревала души людей. Его песни — это не просто мелодии, это истории о жизни, любви и надежде, которые он передавал через каждую ноту. Он стал голосом своего поколения, и его творчество продолжает вдохновлять нас и сегодня.

Иван Алексеевич БочковИван Алексеевич Бочков

С 1946 по 1947 год, будучи инвалидом войны, Иван Алексеевич продолжал трудиться, демонстрируя невероятную силу духа. Его стремление к знаниям привело его в Алма-Атинскую государственную консерваторию, где он обучался с сентября 1947 по июнь 1952 года. Здесь он не только освоил историко-теоретический факультет, но и параллельно учился на дирижёрско-хоровом факультете, получая уникальные знания от выдающегося композитора Сергея Ивановича Шабельского. 

Будучи студентом Алма-Атинской государственной консерватории, Иван Алексеевич получил почётную грамоту за успешное выполнение научно-исследовательской работы «Первая симфония Калинникова». Эта грамота связана с непростой историей. Он писал дипломную работу о Первой симфонии Василия Калинникова, композитора второй половины XIX века, которого долгое время не признавали, и судьба которого сложилась трагично. Иван Алексеевич глубоко проникся музыкой Калинникова, насыщенной национальным русским колоритом. Будучи человеком справедливым, он был возмущён тем, как тогдашние музыкальные корифеи, включая Римского-Корсакова, относились к этому талантливому композитору.

Поэтому свою дипломную работу написал так, как чувствовал и мыслил, далеко от традиционных требований. Когда профессора консерватории прочитали его работу перед защитой, они потребовали внести серьёзные изменения. Однако Иван Алексеевич категорически отказался подстраиваться под их ожидания, и на защите ему поставили тройку. 

Спустя некоторое время в консерваторию приехала комиссия из Москвы для проверки качества дипломных работ. Из всех представленных работ выбрали именно его, и Иван Алексеевич Бочков получил эту грамоту с подписью заместителя министра СССР В. Елютина.

Ещё на 4-м курсе консерватории Иван Алексеевич стал директором и педагогом Алма-Атинской детской музыкальной школы № 1 им. Амре Кашаубаева, где проработал почти 20 лет. Он продолжал делиться своей страстью к музыке, обучая новое поколение талантливых музыкантов, среди которых многие стали народными артистами и успешными деятелями искусства. У него осталось около двух тысяч учеников. Он очень гордился, что среди его воспитанников народный артист СССР тенор Алибек Днишев, профессор Алма-Атинской консерватории по классу виолончели Джамбул Баспаев, кандидат музыкально-педагогических наук Людмила Бочкова-Сотникова, выпускница Норильского музучилища. 

Иван Алексеевич Бочков дирижирует на отчётном концерте ансамблем баянистов ДМШ им. Амре Кашаубаева в здании Казахконцерта в Алма-АтеИван Алексеевич Бочков дирижирует на отчётном концерте ансамблем баянистов ДМШ им. Амре Кашаубаева в здании Казахконцерта в Алма-Ате

В 1972 году его путь привел в Норильск, где он продолжал активно участвовать в жизни музыкального сообщества. Его педагогическая деятельность охватывала множество учебных заведений, и каждый его выпускник был для него как родной. Взращивая молодые таланты, он не только передавал им знания, но и вдохновлял их на творчество и самовыражение.

Музыка Ивана Алексеевича — это отражение его души. Он писал вокально-хоровые произведения более 30 лет, его песни исполняли такие выдающиеся исполнители, как народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова, народный артист СССР Ермек Серкебаев и многие другие. Он был участником многих фестивалей и конкурсов, а его творчество было отмечено наградами, включая звание лауреата республиканского фестиваля Казахстана.

Широко известны стали его песни, такие как: «Марш спортсменов Казахстана» в исполнении народного артиста СССР Ермека Серкебаева, «Весна Алма-Атинская» в исполнении народной артистки СССР Бибигуль Тулегеновой, «Я вновь возвратился в родные края» и «Ты со мной всегда» в исполнении народного артиста Казахской ССР Суата Абусеитова и заслуженного артиста КазССР Рашида Мусабаева. 

За песню «Норильский вальс» на стихи Л. Ошанина Иван Алексеевич получил приз зрительских симпатий на телеконкурсе в 1980 году, отмечен отделом культуры за сюиту «Таймырские приметы», к 50-летию Победы написал «Песню ветеранов» на стихи Н. Доризо. В целом им написано более 150 песен.

Иван Алексеевич очень любил творчество поэта Сергея Есенина и написал сюиту для детского двухголосного хора в сопровождении фортепиано на стихи любимого поэта: «Берёза», «Пороша», «Вьюга», «Зима» и другие.

И. А. Бочков переписывался со знаменитым советским композитором, академиком Д. Б. Кабалевским, который очень тепло отзывался о нём, как и Т.Н. Хренников.

Бочков также активно занимался общественной деятельностью, являясь членом Союза композиторов Казахстана и многих других организаций. Его опыт и знания неоценимы, и он оставил заметный след в культурной жизни страны.

Иван Алексеевич был счастлив в личной жизни с любимой супругой Татьяной Владимировной Орловой, талантливым преподавателем и дирижёром. Их дочери, Наталья и Людмила, также пошли по стопам родителей, став пианистками и педагогами. Людмила Ивановна Бочкова, защитившая диссертацию и ставшая кандидатом педагогических наук, продолжает семейную традицию, обучая студентов культурологии. Внучка Ивана Алексеевича, Ани Моне является ярким представителем нового поколения, режиссёром и сценаристом, которая также начала свой путь в музыке.

Дочь Ивана Алексеевича Людмила с огромной теплотой и любовью вспоминает о своем отце: 

«Папа родился в многодетной семье, где росли его братья и сестры: Анна, Григорий, Михаил, Иван и Зинаида. Судьба не всегда была к ним благосклонна. Старшая сестра Анна пережила трагическую любовь и, к сожалению, покинула этот мир в юном возрасте. Григорий, напротив, создал крепкую семью с девушкой по имени Аня из своего села. Он завёл хорошее хозяйство с коровами, свиньями, курами и большим огородом, прожив долгую и счастливую жизнь. Михаил, родившийся с физическими недостатками, был инвалидом детства. Несмотря на свои ограничения, он обладал умом и душевной теплотой. С самого детства он любил петь народные песни вместе с Ваней и всю свою жизнь провёл в специальной коляске, требуя заботы и внимания. 

Иван взял на себя ответственность за Михаила. Он часто проявлял невероятную силу духа, ухаживая за братом. Однажды он даже написал письмо товарищу И. В. Сталину с просьбой о лечении для Михаила в санатории, и чудо свершилось — он получил бесплатную путёвку. Однако, увы, сам Миша никуда не поехал, так как Иван добровольно поехал на войну. После войны родственники определили Михаила в дом инвалидов «Зимовье», недалеко от Весёлоярска, куда мы всей семьей несколько раз ездили. Несмотря на то, что Иван часто не мог навещать Михаила, он регулярно переписывался с ним и каждый месяц отправлял деньги в «Зимовье», а маме в Усть-Каменогорск, где она жила с Зинаидой и её семьей.

Зина, самая младшая в семье, была активной и предприимчивой девочкой. В условиях нужды она организовывала «походы» за продуктами. У неё был сильный голос, и она часто пела или декламировала стихи, за что люди щедро одаривали её. Иван Алексеевич вспоминает, как ему было стыдно наблюдать за этим, и он часто стоял в сторонке, но Зина всегда брала его с собой, чтобы он помогал носить сумки. В свою очередь, Зина вырастила сына Валентина, который служил на Байконуре и добился успеха в карьере профсоюзного лидера. Позже она переехала с мамой Натальей Ефимовной в Усть-Каменогорск, вышла замуж за Сеню, который был младше её на семь лет, и родила сына Витюшу. Когда у Зины обнаружили рак, она переехала с семьёй на берег Иртыша, где прожила до глубокой старости.

Иван Алексеевич Бочков — мой отец — был с рождения крепким и физически сильным человеком. Я не помню, чтобы он когда-либо болел, кроме его фронтового ранения. Он видел только одним глазом, а на левой руке у него не было первых двух пальцев. Но он всегда проявлял невероятную волю к жизни. Например, он просил фотографа подбирать такие ракурсы, чтобы его косоглазие не было заметно. С недостатком пальцев ему пришлось усердно трудиться, чтобы научиться играть на фортепиано и успешно сдать программу в консерватории. За исполнение пьесы «Октябрь» П.И. Чайковского он получил высший балл, а его навыки были настолько развиты, что он мог легко брать аккорды, используя третий и пятый пальцы.

В быту он был аккуратным и чистоплотным. Папа сам стирал свои носки и нижнее бельё, предпочитал белые и голубые рубашки с длинным рукавом. Если рубашка не успевала высохнуть, он мог быстро постирать её и надеть даже сыроватой. В его гардеробе были только х/б китайские рубашки «Дружба», и маме приходилось их не только стирать, но и проглаживать. С появлением в 70-х годах белых нейлоновых рубашек жизнь стала проще: они быстро сохли, и их не нужно было гладить. Папа всегда носил светло-серые костюмы с бабочкой, которые он заказывал в ателье, так как такие аксессуары не продавались в магазинах. 

Что касается еды, то он был неприхотлив: стакан молока с куском хлеба мог быть для него отличным обедом. Любимое блюдо отца — окрошка с квасом и сильными добавками типа хрена, чеснока, красного перца и горчицы. Он умел находить радость в простых вещах и оставил в моём сердце неизгладимый след своей любви и заботы.

С детства в отце сформировались такие важные качества, как справедливость, честность, отзывчивость, доброта и стремление помочь другим. Возможно, именно поэтому он всегда был лидером среди сверстников, и мальчишки уважительно называли его Чапаем. Этот лидерский дух сопровождал его на протяжении всей жизни. За справедливость он всегда готов был вступить в бой, словно это последний шанс.

Я помню, как перед дверью его директорского кабинета висела табличка, на которой были указаны дни и часы приёма по личным вопросам. Сотрудники школы могли зайти к нему в любое время, но по личным вопросам он принимал людей с «улицы» тех, кто нуждался в помощи, в трудной ситуации: устроить на работу, найти жильё, помочь тем, кто столкнулся с несправедливостью, или направить на учёбу. По сути, это была работа депутата, основанная на общественных началах. Он искренне хотел помочь каждому, кто приходил к нему за поддержкой, и всегда «хлопотал», добиваясь результата. Дома его почти не было. Даже в выходные дни ему нужно было куда-то ехать или сидеть в жюри.

Я часто спрашивала его, почему он так много делает для почти незнакомых людей, и он всегда отвечал: «Доня, я — коммунист, а коммунист означает общий, общественный, не принадлежащий самому себе!» Это действительно было его кредо.

Он не выносил разговоров о материальных вещах, о том, как обставить квартиру или купить новые вещи. Он считал это мелким и мещанским, не соответствующим его широким взглядам. После войны, вернувшись с фронта с травмами, он отказался от полагающейся ему фронтовой пенсии, объяснив это тем, что его Страна нуждается в этих средствах для восстановления. Много лет его пенсия перечислялась в государственный фонд. А когда началась война во Вьетнаме, он продолжал направлять свою пенсию в фонд поддержки детей Вьетнама, несмотря на то что мы жили скромно, от зарплаты до зарплаты, как и многие люди того времени».

В год юбилея мы вспоминаем Ивана Алексеевича Бочкова не только как композитора, но и как человека с большим сердцем, который через свою музыку делился любовью и светом. 

Со столетием, дорогой Иван Алексеевич! Ваша жизнь — это урок о том, как важно любить, творить и делиться своей добротой с окружающими. Ваше наследие продолжает жить в сердцах людей, и Ваша музыка будет звучать вечно!

Сборники произведений И.А. Бочкова:

  • «Славься, Казахстан» — Алма-Ата.-105с. «Песни моей юности», 1962 г.

  • «Весна Алма-атинская» — Алма-Ата.-1968.-95с.

  • «Пойте, малыши», 1964 г.

  • «Славься, Привольный край» — Онер.-Алма-Ата.-1984.- 72с 

  • «Новогодний хоровод» — Онер.-Алма-Ата.-1987.-36с. 

  • «Песни моей юности» — Казахское государственное издательство художественной литературы.

  • Алма-Ата.-1962.-60с.

Светлая память об Иване Алексеевиче Бочкове: 100 лет любви, музыки и мужества

Песни И.А. Бочкова в общих сборниках:

Светлая память об Иване Алексеевиче Бочкове: 100 лет любви, музыки и мужества

Сборники песен под редакцией И.А. Бочкова:

Светлая память об Иване Алексеевиче Бочкове: 100 лет любви, музыки и мужества

Песни, отмеченные премиями на республиканских конкурсах на лучшую песню:

  • «Алма-Атинская фестивальная» на слова А.Кривощёкова;

  • «Колосится пшеница высокая» на слова Н. Рожкова;

  • «Колхозная молодёжная», слова народные;

  • «Мы запашем и засеем», слова народные;

  • «Вечерняя столица», слова Н. Краснера;

  • «Славься, Родина» на слова М.Исаковского и А.Твардовского.

Награды (часть):

  1. Лауреат Первого фестиваля молодёжи Казахстана

  2. Отличник культурного шефства над вооруженными силами СССР

  3. Медаль «За отвагу»

  4. Медаль «За взятие Кёнигсберга»

  5. «Медаль «За взятие Берлина»

  6. Медаль «За победу над Германией в войне 1941-45 гг.»

  7. Медаль «50 лет вооружённых сил СССР»

  8. Медаль «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.»

  9. Медаль «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.»

  10. Медаль «60 лет вооружённых сил СССР»

  11.  Знак «25 лет победы в войне 1941-45 гг.»

  12. Медаль «Ветеран труда»

Отзывы о творчестве И. А. Бочкова:

Отзыв от Х.ТастановаОтзыв от Х.Тастанова

Публикации в СМИ: 

«Заполярная правда»«Заполярная правда»

Светлая память об Иване Алексеевиче Бочкове:

Отправить заявку на интервью