ЖУРНАЛ BOMOND это эффективный вид имиджевой рекламы для публичных лиц, представителей бизнеса и политики.
Вы являетесь блогером или звездой шоу-бизнеса? Тогда мы будем рады рассказать о вас.
Вы можете помочь нам в этом, заполнив несколько полей. Или напишите нам.
Каждый день о вас будут узнавать тысячи людей, которые посещают наш сайт.
Размещение биографии - это возможность показать себя и то, чем вы занимаетесь.
Интересный и полезный контент непременно увеличит число ваших подписчиков в социальных сетях. Важно только, чтобы вас заметила нужная аудитория людей.
WhatsApp - написать в отдел публикации
В 2024 году мы с трепетом и уважением отмечаем столетие замечательного человека, который оставил яркий след в сердцах многих людей — Ивана Алексеевича Бочкова. Этот замечательный композитор-песенник и ветеран войны родился 11 марта 1924 года в уютном селе Весёлоярске, расположенном в живописном Алтайском крае. Его жизнь — это история о мужестве, любви и преданности, о том, как одна душа может вдохновить целое поколение.
Иван Алексеевич рано столкнулся с трудностями. В 1934 году он потерял своего отца, Алексея Семёновича, который трагически ушёл из жизни на колхозной работе в поисках лучшей жизни для своей семьи. Переезд в село Аникино, где они надеялись найти землю обетованную, стал началом долгого пути. Однако в 1936 году семья вернулась в родное село, и именно тогда юный Иван начал помогать своей матери, Наталье Ефимовне, на колхозных полях. Она, простая русская женщина, с любовью привила детям любовь к музыке и песням, которая стала неотъемлемой частью их жизни.
Все годы учёбы в Весёлоярской средней школе Иван не только стремился к знаниям, но и впитывал в себя мелодии и ритмы, которые звучали вокруг. Эти простые, но глубокие уроки жизни и музыки формировали его личность и творчество, которые позже стали источником вдохновения для многих.
Со 2 июля 1942 года, в разгар войны, Иван Алексеевич добровольно ушёл в ряды Красной армии. Его путь в армии начался с Рубцовского училища, где он стал курсантом. В звании сержанта, командуя отделением, он принимал участие в ожесточённых боях под Курской дугой, где был тяжело ранен. Несмотря на тяжёлые испытания, он продолжал служить в 13-й гвардейской авиационной дивизии до конца войны. Его отвага и самоотверженность были отмечены десятью правительственными наградами, но для него самым ценным всегда оставалась память о тех, кто сражался рядом.
После войны, возвращаясь к мирной жизни, Иван Алексеевич не только продолжал служить своей стране, но и посвятил себя созданию музыки, которая согревала души людей. Его песни — это не просто мелодии, это истории о жизни, любви и надежде, которые он передавал через каждую ноту. Он стал голосом своего поколения, и его творчество продолжает вдохновлять нас и сегодня.
С 1946 по 1947 год, будучи инвалидом войны, Иван Алексеевич продолжал трудиться, демонстрируя невероятную силу духа. Его стремление к знаниям привело его в Алма-Атинскую государственную консерваторию, где он обучался с сентября 1947 по июнь 1952 года. Здесь он не только освоил историко-теоретический факультет, но и параллельно учился на дирижёрско-хоровом факультете, получая уникальные знания от выдающегося композитора Сергея Ивановича Шабельского.
Будучи студентом Алма-Атинской государственной консерватории, Иван Алексеевич получил почётную грамоту за успешное выполнение научно-исследовательской работы «Первая симфония Калинникова». Эта грамота связана с непростой историей. Он писал дипломную работу о Первой симфонии Василия Калинникова, композитора второй половины XIX века, которого долгое время не признавали, и судьба которого сложилась трагично. Иван Алексеевич глубоко проникся музыкой Калинникова, насыщенной национальным русским колоритом. Будучи человеком справедливым, он был возмущён тем, как тогдашние музыкальные корифеи, включая Римского-Корсакова, относились к этому талантливому композитору.
Поэтому свою дипломную работу написал так, как чувствовал и мыслил, далеко от традиционных требований. Когда профессора консерватории прочитали его работу перед защитой, они потребовали внести серьёзные изменения. Однако Иван Алексеевич категорически отказался подстраиваться под их ожидания, и на защите ему поставили тройку.
Спустя некоторое время в консерваторию приехала комиссия из Москвы для проверки качества дипломных работ. Из всех представленных работ выбрали именно его, и Иван Алексеевич Бочков получил эту грамоту с подписью заместителя министра СССР В. Елютина.
Ещё на 4-м курсе консерватории Иван Алексеевич стал директором и педагогом Алма-Атинской детской музыкальной школы № 1 им. Амре Кашаубаева, где проработал почти 20 лет. Он продолжал делиться своей страстью к музыке, обучая новое поколение талантливых музыкантов, среди которых многие стали народными артистами и успешными деятелями искусства. У него осталось около двух тысяч учеников. Он очень гордился, что среди его воспитанников народный артист СССР тенор Алибек Днишев, профессор Алма-Атинской консерватории по классу виолончели Джамбул Баспаев, кандидат музыкально-педагогических наук Людмила Бочкова-Сотникова, выпускница Норильского музучилища.
В 1972 году его путь привел в Норильск, где он продолжал активно участвовать в жизни музыкального сообщества. Его педагогическая деятельность охватывала множество учебных заведений, и каждый его выпускник был для него как родной. Взращивая молодые таланты, он не только передавал им знания, но и вдохновлял их на творчество и самовыражение.
Музыка Ивана Алексеевича — это отражение его души. Он писал вокально-хоровые произведения более 30 лет, его песни исполняли такие выдающиеся исполнители, как народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова, народный артист СССР Ермек Серкебаев и многие другие. Он был участником многих фестивалей и конкурсов, а его творчество было отмечено наградами, включая звание лауреата республиканского фестиваля Казахстана.
Широко известны стали его песни, такие как: «Марш спортсменов Казахстана» в исполнении народного артиста СССР Ермека Серкебаева, «Весна Алма-Атинская» в исполнении народной артистки СССР Бибигуль Тулегеновой, «Я вновь возвратился в родные края» и «Ты со мной всегда» в исполнении народного артиста Казахской ССР Суата Абусеитова и заслуженного артиста КазССР Рашида Мусабаева.
За песню «Норильский вальс» на стихи Л. Ошанина Иван Алексеевич получил приз зрительских симпатий на телеконкурсе в 1980 году, отмечен отделом культуры за сюиту «Таймырские приметы», к 50-летию Победы написал «Песню ветеранов» на стихи Н. Доризо. В целом им написано более 150 песен.
Иван Алексеевич очень любил творчество поэта Сергея Есенина и написал сюиту для детского двухголосного хора в сопровождении фортепиано на стихи любимого поэта: «Берёза», «Пороша», «Вьюга», «Зима» и другие.
И. А. Бочков переписывался со знаменитым советским композитором, академиком Д. Б. Кабалевским, который очень тепло отзывался о нём, как и Т.Н. Хренников.
Бочков также активно занимался общественной деятельностью, являясь членом Союза композиторов Казахстана и многих других организаций. Его опыт и знания неоценимы, и он оставил заметный след в культурной жизни страны.
Иван Алексеевич был счастлив в личной жизни с любимой супругой Татьяной Владимировной Орловой, талантливым преподавателем и дирижёром. Их дочери, Наталья и Людмила, также пошли по стопам родителей, став пианистками и педагогами. Людмила Ивановна Бочкова, защитившая диссертацию и ставшая кандидатом педагогических наук, продолжает семейную традицию, обучая студентов культурологии. Внучка Ивана Алексеевича, Ани Моне является ярким представителем нового поколения, режиссёром и сценаристом, которая также начала свой путь в музыке.
Дочь Ивана Алексеевича Людмила с огромной теплотой и любовью вспоминает о своем отце:
«Папа родился в многодетной семье, где росли его братья и сестры: Анна, Григорий, Михаил, Иван и Зинаида. Судьба не всегда была к ним благосклонна. Старшая сестра Анна пережила трагическую любовь и, к сожалению, покинула этот мир в юном возрасте. Григорий, напротив, создал крепкую семью с девушкой по имени Аня из своего села. Он завёл хорошее хозяйство с коровами, свиньями, курами и большим огородом, прожив долгую и счастливую жизнь. Михаил, родившийся с физическими недостатками, был инвалидом детства. Несмотря на свои ограничения, он обладал умом и душевной теплотой. С самого детства он любил петь народные песни вместе с Ваней и всю свою жизнь провёл в специальной коляске, требуя заботы и внимания.
Иван взял на себя ответственность за Михаила. Он часто проявлял невероятную силу духа, ухаживая за братом. Однажды он даже написал письмо товарищу И. В. Сталину с просьбой о лечении для Михаила в санатории, и чудо свершилось — он получил бесплатную путёвку. Однако, увы, сам Миша никуда не поехал, так как Иван добровольно поехал на войну. После войны родственники определили Михаила в дом инвалидов «Зимовье», недалеко от Весёлоярска, куда мы всей семьей несколько раз ездили. Несмотря на то, что Иван часто не мог навещать Михаила, он регулярно переписывался с ним и каждый месяц отправлял деньги в «Зимовье», а маме в Усть-Каменогорск, где она жила с Зинаидой и её семьей.
Зина, самая младшая в семье, была активной и предприимчивой девочкой. В условиях нужды она организовывала «походы» за продуктами. У неё был сильный голос, и она часто пела или декламировала стихи, за что люди щедро одаривали её. Иван Алексеевич вспоминает, как ему было стыдно наблюдать за этим, и он часто стоял в сторонке, но Зина всегда брала его с собой, чтобы он помогал носить сумки. В свою очередь, Зина вырастила сына Валентина, который служил на Байконуре и добился успеха в карьере профсоюзного лидера. Позже она переехала с мамой Натальей Ефимовной в Усть-Каменогорск, вышла замуж за Сеню, который был младше её на семь лет, и родила сына Витюшу. Когда у Зины обнаружили рак, она переехала с семьёй на берег Иртыша, где прожила до глубокой старости.
Иван Алексеевич Бочков — мой отец — был с рождения крепким и физически сильным человеком. Я не помню, чтобы он когда-либо болел, кроме его фронтового ранения. Он видел только одним глазом, а на левой руке у него не было первых двух пальцев. Но он всегда проявлял невероятную волю к жизни. Например, он просил фотографа подбирать такие ракурсы, чтобы его косоглазие не было заметно. С недостатком пальцев ему пришлось усердно трудиться, чтобы научиться играть на фортепиано и успешно сдать программу в консерватории. За исполнение пьесы «Октябрь» П.И. Чайковского он получил высший балл, а его навыки были настолько развиты, что он мог легко брать аккорды, используя третий и пятый пальцы.
В быту он был аккуратным и чистоплотным. Папа сам стирал свои носки и нижнее бельё, предпочитал белые и голубые рубашки с длинным рукавом. Если рубашка не успевала высохнуть, он мог быстро постирать её и надеть даже сыроватой. В его гардеробе были только х/б китайские рубашки «Дружба», и маме приходилось их не только стирать, но и проглаживать. С появлением в 70-х годах белых нейлоновых рубашек жизнь стала проще: они быстро сохли, и их не нужно было гладить. Папа всегда носил светло-серые костюмы с бабочкой, которые он заказывал в ателье, так как такие аксессуары не продавались в магазинах.
Что касается еды, то он был неприхотлив: стакан молока с куском хлеба мог быть для него отличным обедом. Любимое блюдо отца — окрошка с квасом и сильными добавками типа хрена, чеснока, красного перца и горчицы. Он умел находить радость в простых вещах и оставил в моём сердце неизгладимый след своей любви и заботы.
С детства в отце сформировались такие важные качества, как справедливость, честность, отзывчивость, доброта и стремление помочь другим. Возможно, именно поэтому он всегда был лидером среди сверстников, и мальчишки уважительно называли его Чапаем. Этот лидерский дух сопровождал его на протяжении всей жизни. За справедливость он всегда готов был вступить в бой, словно это последний шанс.
Я помню, как перед дверью его директорского кабинета висела табличка, на которой были указаны дни и часы приёма по личным вопросам. Сотрудники школы могли зайти к нему в любое время, но по личным вопросам он принимал людей с «улицы» тех, кто нуждался в помощи, в трудной ситуации: устроить на работу, найти жильё, помочь тем, кто столкнулся с несправедливостью, или направить на учёбу. По сути, это была работа депутата, основанная на общественных началах. Он искренне хотел помочь каждому, кто приходил к нему за поддержкой, и всегда «хлопотал», добиваясь результата. Дома его почти не было. Даже в выходные дни ему нужно было куда-то ехать или сидеть в жюри.
Я часто спрашивала его, почему он так много делает для почти незнакомых людей, и он всегда отвечал: «Доня, я — коммунист, а коммунист означает общий, общественный, не принадлежащий самому себе!» Это действительно было его кредо.
Он не выносил разговоров о материальных вещах, о том, как обставить квартиру или купить новые вещи. Он считал это мелким и мещанским, не соответствующим его широким взглядам. После войны, вернувшись с фронта с травмами, он отказался от полагающейся ему фронтовой пенсии, объяснив это тем, что его Страна нуждается в этих средствах для восстановления. Много лет его пенсия перечислялась в государственный фонд. А когда началась война во Вьетнаме, он продолжал направлять свою пенсию в фонд поддержки детей Вьетнама, несмотря на то что мы жили скромно, от зарплаты до зарплаты, как и многие люди того времени».
В год юбилея мы вспоминаем Ивана Алексеевича Бочкова не только как композитора, но и как человека с большим сердцем, который через свою музыку делился любовью и светом.
Со столетием, дорогой Иван Алексеевич! Ваша жизнь — это урок о том, как важно любить, творить и делиться своей добротой с окружающими. Ваше наследие продолжает жить в сердцах людей, и Ваша музыка будет звучать вечно!
Сборники произведений И.А. Бочкова:
«Славься, Казахстан» — Алма-Ата.-105с. «Песни моей юности», 1962 г.
«Весна Алма-атинская» — Алма-Ата.-1968.-95с.
«Пойте, малыши», 1964 г.
«Славься, Привольный край» — Онер.-Алма-Ата.-1984.- 72с
«Новогодний хоровод» — Онер.-Алма-Ата.-1987.-36с.
«Песни моей юности» — Казахское государственное издательство художественной литературы.
Алма-Ата.-1962.-60с.
Песни И.А. Бочкова в общих сборниках:
Сборники песен под редакцией И.А. Бочкова:
Песни, отмеченные премиями на республиканских конкурсах на лучшую песню:
«Алма-Атинская фестивальная» на слова А.Кривощёкова;
«Колосится пшеница высокая» на слова Н. Рожкова;
«Колхозная молодёжная», слова народные;
«Мы запашем и засеем», слова народные;
«Вечерняя столица», слова Н. Краснера;
«Славься, Родина» на слова М.Исаковского и А.Твардовского.
Награды (часть):
Лауреат Первого фестиваля молодёжи Казахстана
Отличник культурного шефства над вооруженными силами СССР
Медаль «За отвагу»
Медаль «За взятие Кёнигсберга»
«Медаль «За взятие Берлина»
Медаль «За победу над Германией в войне 1941-45 гг.»
Медаль «50 лет вооружённых сил СССР»
Медаль «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.»
Медаль «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.»
Медаль «60 лет вооружённых сил СССР»
Знак «25 лет победы в войне 1941-45 гг.»
Медаль «Ветеран труда»
Отзывы о творчестве И. А. Бочкова:
Публикации в СМИ: