5 правил выживания в кризис от школы программирования для детей CODDY

Оксана Селендеева, рассказала, что помогло бизнесу пережить кризис.

Оксана Селендеева, основательница международной школы программирования для детей CODDY, рассказала, что помогло бизнесу пережить кризис. И почему коронавирус только усилил «иммунитет» компании.


Об авторе

Оксана Селендеева, основательница международной школы программирования для детей CODDY. До запуска проекта около 17 лет занималась маркетингом в МТС, Pepsico, Ericsson, банках «ЮниКредит» и «Cбербанк», вела проекты Mercedes и MasterCard в агентстве JWT. Школу программирования CODDY основала в 2016 году во время декретного отпуска. Сейчас филиалы компании работают в 128 городах в 10 странах мира (Россия, Беларусь, Израиль, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, США, Украина, Армения, Грузия). Дети в возрасте от 3 до 18 лет могут обучаться по 75 направлениям.

Оксана Селеднева. Фото из личного архиваОксана Селеднева. Фото из личного архиваСоорганизатор благотворительного проекта CODDY DONATE. Организатор CODDY Safety Week в рамках ежегодной Недели безопасного Рунета. Создатель рекрутинговой сети SELL YOUR HEAD. Победитель Премии СО 2019 в номинации «Человек года». Имеет диплом по маркетингу Королевского института маркетинга (Chartered Institute of Marketing). Финалист конкурса «Предприниматель года — 2019» от компании EY. Жена и мама.


Антикризисный прорыв: как карантин повлиял на развитие CODDY

Первая неделя карантина у меня прошла на валерианке. Недавняя выгодная закупка ноутбуков на 800 тысяч рублей для офлайн занятий заиграла новыми красками — техника превратилась в мёртвый груз. В наших чатах в WhatsApp франчайзи и родители учеников стали паниковать, сплетничать и обсуждать слухи. Начался отток учеников. Нужно было сохранять спокойствие и адаптироваться. Я понимала, что ни в коем случае нельзя останавливаться и ждать чуда.

В итоге активная реакция на пандемию так мобилизовала скрытые ресурсы CODDY, что мы стали развиваться ещё быстрее, чем раньше. Заявки на обучение начали приходить практически со всего мира — больше всего из США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Украины, Таиланда и Японии. Учеников в онлайне стало больше, чем до карантина было в офлайне.

Во время коронакризиса мы открылись в трёх новых странах — США, Армении и Грузии. Запустили новые форматы — подкасты и защиты дипломных проектов с привлечением топовых специалистов крупных IT-компаний.

8-го июня стартовал наш первый онлайн-лагерь, где на протяжении двух недель дети будут проводить по 6 часов в день. Участие предполагает не только обучение компьютерным дисциплинам, но и спортивные, развивающие и развлекательные активности. Например, игру на музыкальных инструментах.

Команда сейчас загружена по полной. У нас более 140 преподавателей и за время карантина мы не уволили ни одного. Состав офисной команды из 15 человек также сохранился в полном объеме. Более того, нам не хватает сотрудников — сейчас я активно ищу специалистов с помощью HeadHunter, профессиональных сообществ и соцсетей.

Зарплаты мы не урезали, но небольшой части сотрудников деньги за февраль выплатили только в конце апреля. Большинство отнеслось к этому с пониманием, за что я очень им благодарна.

С арендой не было проблем. Мы за неё не платим, а проводим офлайн занятия в офисах IT-компаний партнеров, которые предоставляют нам свои переговорные в свободное от работы время. Если снимаем помещения, то почасово или договариваемся на процент от выручки. Поэтому ни за какие простаивающие офисы мы не платили.

Что касается цифр, то в первые месяцы карантина общая выручка CODDY упала на 19,5%, но, в целом, по статистическим и финансовым показателям мы выиграли. К концу марта отток учеников был на уровне 0,6%. Но уже в апреле количество учеников выросло на 14,6% в сравнении с предыдущим месяцем. Количество групповых занятий сократилось на 20,6%, но персональные занятия стали покупать на 128,9% чаще.

Как нам всё это удалось? Проявление здравого смысла на коротких и длинных дистанциях. Ниже я перечислила правила, эффективность которых CODDY подтвердила на собственном опыте.

Правило №1. Ясность — лучшее противоядие от паники

Первым делом мы с командой разработали детальные инструкции для франчайзи, преподавателей и родителей. Чтобы в каждой из них «разложить» подробный план перехода в онлайн нам потребовалось всего 4 дня. С появлением инструкций и чёткого понимания того, что нужно делать после введения режима самоизоляции, паника прекратилась.

Правило №2. Бюджет на рекламу нужно не резать, а оптимизировать и увеличивать

Отказаться от рекламы в кризис — верный способ угробить бизнес. В то время, как многие компании стали отказываться от продвижения, мы подняли бюджет на рекламу и PR. Тестировали много новых каналов. После анализа кампаний выяснилось, что 90% новых клиентов дают рекомендации и органическая выдача. В результате контекстное продвижение теперь под вопросом — на него уходит ощутимая часть рекламного бюджета, а пользы от него немного.

Сейчас у нас в приоритете работа со СМИ и укрепление партнерских отношений. Например, недавно мы провели совместное мероприятие с Rambler Group для детей сотрудников компании.

Правило №3. Эмпатия к клиенту — это обязательно

Снижение доходов населения — самая серьёзная проблема. Из-за кризиса многие потеряли работу или живут в неопределенности. В такой ситуации закономерно, что клиенты боятся тратить деньги на курсы, тем более оплачивать их на месяц вперед. И эта проблема актуальна для всех регионов, даже для Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Поэтому мы вошли в положение родителей и разрешили оплачивать занятия разово. Конечно, поступление денег «по крошкам» усложнило ведение бухгалтерии, но без этого компромисса мы бы вовсе потеряли клиентов.

Ученики школы CODDYУченики школы CODDY

Правило №4. Кризис — не повод делать платные продукты бесплатными

С наступлением карантина мы не меняли цены, ведь расходы никак не изменились. Все наши уроки проходят вживую — мы не продаём записи вебинаров. Поэтому занятие в группе из 2-5 человек как и раньше стоит 750 рублей, а персональное — 1000 рублей.

Со стороны франчайзи поступали предложения проводить бесплатные занятия, многие компании на нашем рынке открывали бесплатный доступ к платным продуктам. Как правило, такие акции нацелены на привлечение клиентов, но это недальновидно и оказывает обратный эффект. Они обесценивают продукт в сознании потребителя, и ему потом практически невозможно объяснить, почему вдруг бесплатный курс стал платным. Поэтому мы, разумеется, этого делать не стали.

Правило №5. Главное — психологическая атмосфера в команде

Очень важно, чтобы команда чувствовала, что в компании всё хорошо. Поэтому я, как лидер, проявляю стоическое спокойствие и обеспечиваю всем поддержку. Никому не показываю свои переживания и всегда на связи.

Зарплату мы теперь выплачиваем каждый раз, когда родители переводят деньги за занятие. Даже если оплачена 1000 рублей, то преподаватель сразу получает свою часть. Из-за этого выросла нагрузка на CRM, бухгалтерией я теперь занимаюсь 3 раза в неделю, но эта мера даёт ощущение стабильности, смс о зачислении денег на карту — лучшее успокоительное.

Команда мотивирована выкладываться на 110%. Все понимают, что для победы на длинной дистанции сейчас необходимо напрячься. Чтобы усилить эмоциональную вовлеченность в процесс работы и создать условия для более эффективной коммуникации, я поделила людей на группы по 5-6 человек. Так люди теснее взаимодействуют, чувствуют личную ответственность и сильнее друг друга поддерживают.

А ещё я стала чаще благодарить людей, с которыми работаю. Например, если родительском чате оставили положительный отзыв на преподавателя, то я публикую его в командном, отмечаю человека и просто искренне от себя благодарю — со смайликами, эмоционально! Это тоже большой мотиватор — все любят, когда их замечают и ценят.

Оксана Селеднева с семьейОксана Селеднева с семьей

Кризис — двигатель прогресса

Карантин заставил CODDY ускориться. Он стал волшебным пенделем и экзаменом на стрессоустойчивость, который мы успешно сдали. Чего стоит факт, что мы за полторы недели доделали сайт, с которым возились год. И это несмотря на появление массы других неотложных задач!