Обратный звонок
Представьтесь, мы вам перезвоним.

5 правил выживания в кризис от школы программирования для детей CODDY

Оксана Селендеева, рассказала, что помогло бизнесу пережить кризис.
14 Июня 308

Оксана Селендеева, основательница международной школы программирования для детей CODDY, рассказала, что помогло бизнесу пережить кризис. И почему коронавирус только усилил «иммунитет» компании.


Об авторе

Оксана Селендеева, основательница международной школы программирования для детей CODDY. До запуска проекта около 17 лет занималась маркетингом в МТС, Pepsico, Ericsson, банках «ЮниКредит» и «Cбербанк», вела проекты Mercedes и MasterCard в агентстве JWT. Школу программирования CODDY основала в 2016 году во время декретного отпуска. Сейчас филиалы компании работают в 128 городах в 10 странах мира (Россия, Беларусь, Израиль, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, США, Украина, Армения, Грузия). Дети в возрасте от 3 до 18 лет могут обучаться по 75 направлениям.

Оксана Селеднева. Фото из личного архиваОксана Селеднева. Фото из личного архиваСоорганизатор благотворительного проекта CODDY DONATE. Организатор CODDY Safety Week в рамках ежегодной Недели безопасного Рунета. Создатель рекрутинговой сети SELL YOUR HEAD. Победитель Премии СО 2019 в номинации «Человек года». Имеет диплом по маркетингу Королевского института маркетинга (Chartered Institute of Marketing). Финалист конкурса «Предприниматель года — 2019» от компании EY. Жена и мама.


Антикризисный прорыв: как карантин повлиял на развитие CODDY

Первая неделя карантина у меня прошла на валерианке. Недавняя выгодная закупка ноутбуков на 800 тысяч рублей для офлайн занятий заиграла новыми красками — техника превратилась в мёртвый груз. В наших чатах в WhatsApp франчайзи и родители учеников стали паниковать, сплетничать и обсуждать слухи. Начался отток учеников. Нужно было сохранять спокойствие и адаптироваться. Я понимала, что ни в коем случае нельзя останавливаться и ждать чуда.

В итоге активная реакция на пандемию так мобилизовала скрытые ресурсы CODDY, что мы стали развиваться ещё быстрее, чем раньше. Заявки на обучение начали приходить практически со всего мира — больше всего из США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Украины, Таиланда и Японии. Учеников в онлайне стало больше, чем до карантина было в офлайне.

Во время коронакризиса мы открылись в трёх новых странах — США, Армении и Грузии. Запустили новые форматы — подкасты и защиты дипломных проектов с привлечением топовых специалистов крупных IT-компаний.

8-го июня стартовал наш первый онлайн-лагерь, где на протяжении двух недель дети будут проводить по 6 часов в день. Участие предполагает не только обучение компьютерным дисциплинам, но и спортивные, развивающие и развлекательные активности. Например, игру на музыкальных инструментах.

Команда сейчас загружена по полной. У нас более 140 преподавателей и за время карантина мы не уволили ни одного. Состав офисной команды из 15 человек также сохранился в полном объеме. Более того, нам не хватает сотрудников — сейчас я активно ищу специалистов с помощью HeadHunter, профессиональных сообществ и соцсетей.

Зарплаты мы не урезали, но небольшой части сотрудников деньги за февраль выплатили только в конце апреля. Большинство отнеслось к этому с пониманием, за что я очень им благодарна.

С арендой не было проблем. Мы за неё не платим, а проводим офлайн занятия в офисах IT-компаний партнеров, которые предоставляют нам свои переговорные в свободное от работы время. Если снимаем помещения, то почасово или договариваемся на процент от выручки. Поэтому ни за какие простаивающие офисы мы не платили.

Что касается цифр, то в первые месяцы карантина общая выручка CODDY упала на 19,5%, но, в целом, по статистическим и финансовым показателям мы выиграли. К концу марта отток учеников был на уровне 0,6%. Но уже в апреле количество учеников выросло на 14,6% в сравнении с предыдущим месяцем. Количество групповых занятий сократилось на 20,6%, но персональные занятия стали покупать на 128,9% чаще.

Как нам всё это удалось? Проявление здравого смысла на коротких и длинных дистанциях. Ниже я перечислила правила, эффективность которых CODDY подтвердила на собственном опыте.

Правило №1. Ясность — лучшее противоядие от паники

Первым делом мы с командой разработали детальные инструкции для франчайзи, преподавателей и родителей. Чтобы в каждой из них «разложить» подробный план перехода в онлайн нам потребовалось всего 4 дня. С появлением инструкций и чёткого понимания того, что нужно делать после введения режима самоизоляции, паника прекратилась.

Правило №2. Бюджет на рекламу нужно не резать, а оптимизировать и увеличивать

Отказаться от рекламы в кризис — верный способ угробить бизнес. В то время, как многие компании стали отказываться от продвижения, мы подняли бюджет на рекламу и PR. Тестировали много новых каналов. После анализа кампаний выяснилось, что 90% новых клиентов дают рекомендации и органическая выдача. В результате контекстное продвижение теперь под вопросом — на него уходит ощутимая часть рекламного бюджета, а пользы от него немного.

Сейчас у нас в приоритете работа со СМИ и укрепление партнерских отношений. Например, недавно мы провели совместное мероприятие с Rambler Group для детей сотрудников компании.

Правило №3. Эмпатия к клиенту — это обязательно

Снижение доходов населения — самая серьёзная проблема. Из-за кризиса многие потеряли работу или живут в неопределенности. В такой ситуации закономерно, что клиенты боятся тратить деньги на курсы, тем более оплачивать их на месяц вперед. И эта проблема актуальна для всех регионов, даже для Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Поэтому мы вошли в положение родителей и разрешили оплачивать занятия разово. Конечно, поступление денег «по крошкам» усложнило ведение бухгалтерии, но без этого компромисса мы бы вовсе потеряли клиентов.

Ученики школы CODDYУченики школы CODDY

Правило №4. Кризис — не повод делать платные продукты бесплатными

С наступлением карантина мы не меняли цены, ведь расходы никак не изменились. Все наши уроки проходят вживую — мы не продаём записи вебинаров. Поэтому занятие в группе из 2-5 человек как и раньше стоит 750 рублей, а персональное — 1000 рублей.

Со стороны франчайзи поступали предложения проводить бесплатные занятия, многие компании на нашем рынке открывали бесплатный доступ к платным продуктам. Как правило, такие акции нацелены на привлечение клиентов, но это недальновидно и оказывает обратный эффект. Они обесценивают продукт в сознании потребителя, и ему потом практически невозможно объяснить, почему вдруг бесплатный курс стал платным. Поэтому мы, разумеется, этого делать не стали.

Правило №5. Главное — психологическая атмосфера в команде

Очень важно, чтобы команда чувствовала, что в компании всё хорошо. Поэтому я, как лидер, проявляю стоическое спокойствие и обеспечиваю всем поддержку. Никому не показываю свои переживания и всегда на связи.

Зарплату мы теперь выплачиваем каждый раз, когда родители переводят деньги за занятие. Даже если оплачена 1000 рублей, то преподаватель сразу получает свою часть. Из-за этого выросла нагрузка на CRM, бухгалтерией я теперь занимаюсь 3 раза в неделю, но эта мера даёт ощущение стабильности, смс о зачислении денег на карту — лучшее успокоительное.

Команда мотивирована выкладываться на 110%. Все понимают, что для победы на длинной дистанции сейчас необходимо напрячься. Чтобы усилить эмоциональную вовлеченность в процесс работы и создать условия для более эффективной коммуникации, я поделила людей на группы по 5-6 человек. Так люди теснее взаимодействуют, чувствуют личную ответственность и сильнее друг друга поддерживают.

А ещё я стала чаще благодарить людей, с которыми работаю. Например, если родительском чате оставили положительный отзыв на преподавателя, то я публикую его в командном, отмечаю человека и просто искренне от себя благодарю — со смайликами, эмоционально! Это тоже большой мотиватор — все любят, когда их замечают и ценят.

Оксана Селеднева с семьейОксана Селеднева с семьей

Кризис — двигатель прогресса

Карантин заставил CODDY ускориться. Он стал волшебным пенделем и экзаменом на стрессоустойчивость, который мы успешно сдали. Чего стоит факт, что мы за полторы недели доделали сайт, с которым возились год. И это несмотря на появление массы других неотложных задач!

Логотип сайта
2020-06-14