Алла Белоусова: научу грамотно говорить на английском.

Преподаватель английского языка открыла секрет: любого человека, независимо от возраста, образования и способностей, можно обучить английскому языку.

Алла Белоусова, преподаватель английского языка с 25-летним стажем и тысячами обученных ею студентов, рассказала об «Академии Белоусовой» и о своей миссии.

«В моем идеальном мире люди действительно понимают друг друга, так как говорят на одном языке — на английском, потому что он самый простой для изучения, с ним любой человек на планете справится»

Алла, расскажите немного о себе, откуда Вы родом, где выросли и окончили школу?

I was born and raised in Perm. Я родилась и выросла в Перми. В седьмом классе, когда стало ясно, что английским языком могу заниматься усердно, перешла в школу с языковым уклоном. Там в старших классах я узнала, что на английском можно обсуждать искусство: слышать музыку в поэзии, рассказывать историю картины, найти к ней подходящую мелодию. Томасова Римма Борисовна вела у нас таким образом «английскую литературу». Это были не уроки, а концентрированные сеансы вдохновения. Они подарили мне совершенно новый взгляд на обучение и восприятие языка.

Вы мечтали с детства преподавать английский язык?

Да, помню себя лет в пять. Сижу на полу, передо мной полукругом мишки и куклы — это мой класс. У каждого есть бумажка, согнутая, как книжка — это дневник, и я уже умею рисовать пятёрки. У меня все ученики отличники. И до сих пор все у меня учатся только на отлично.

Какая у вас профессиональная квалификация и где Вы получали основное и дополнительное образование?

Как это всё сухо звучит… У меня диплом Педагогического университета, факультета иностранных языков, английского отделения. Я учитель английского и немецкого языка. И я была настолько крута в английском и преподавании, что некоторых учителей это откровенно бесило то  были 5 лет войны за звание. Когда я поступила в университет, я уже 3 года преподавала английский детям и взрослым. К сожалению, с тех пор, как там училась моя мама, программа вуза и преподавательский состав не менялись. 

Даже на самом интересном предмете, методике преподавания, происходил абсурд: нас учили разделять урок на фонетику (произношение), лексику (слова) и грамматику (правила). И мне ставили «четвёрку» вместо «пятёрки», потому что у меня «не про произношение, как было в задании, а идеально сбалансированный урок».

На пятом курсе, когда даже декан уже признала во мне классного специалиста, с главным преподавателем группы был страшный конфликт. Она ставила мне двойки за мою любимую тему — искусство, — потому что я не делала домашнего задания. А у меня не было времени на него. Я работала учителем на вечерних курсах для взрослых. Мы на мою зарплату жили с мамой — я просто не могла не работать.

У нас с мамой с 90-х годов был семейный бизнес — обучение английскому. Она создала свой метод на основе метода обучения разведчиков. Но вместо «страха» как мотивации мы поставили «радость». Мы проводили курсы для избранных взрослых и организовывали языковые детские лагеря. А потом мамы не стало, и я решила записать все свои знания на видео и, как она и мечтала, сделать курс доступным для всех русскоговорящих жителей Земли. Назвала курс в честь неё — «Grammar Mama».

Как давно Вы знаете английский язык и какими языками владеете дополнительно?

Сейчас владею английским на том уровне, когда американцы спрашивают: «А сколько ты уже здесь в России живёшь?», потому что принимают за свою, никто за границей не верит, что я русская – это уровень профессионала. И по-арабски могу поговорить, но на начальном уровне. Фраз 200 знаю, не больше.

Изучать английский я начала в 7 лет в обычной школе. Потом мама придумала языковой лагерь на основе своей именной методики. Там его изучала, потом в спецшколе. Мне сложно сказать, когда именно я «заговорила свободно». Когда мне было 11 лет, мама уже была настолько уверена в моём английском, что отправила меня с тётей в Данию, где я была в качестве переводчика. И я помню, что уже тогда главная сложность была не «понять английский», а «понять датский акцент», зато после такой тренировки уже никакие сложные акценты, например, китайский — не страшны.

В 12 лет смотрела с подружкой «Аладдина» в оригинале — до сих пор помню его почти наизусть. В 13 мы съездили в Англию, жили в семьях, учились в школе, общались с детьми в семье. В 14 лет я обнаглела настолько, что стала в лагере исправлять ошибки своих учителей. Тогда мама сказала: «Раз ты такая умная, вот тебе отряд детей. Учи их сама!». В тот год у меня появилась первая седая прядь волос, но я получила бесценный опыт. В 15 лет я поняла, что обучение людей английскому —  это мое призвание.

Расскажите, как Вы начинали свой трудовой путь и как пришли к созданию своей Академии?

С 14 лет я обучала детей, со взрослыми работала реже. У взрослых должен был быть взрослый серьезный преподаватель – их обучала мама, я была подмастерьем. А потом маму подвели голосовые связки — профессиональный недуг, — когда мне было 24, я сменила маму на должности главного преподавателя курса для взрослых. Наш курс длился 10 дней, которые я знала наизусть. Для него мы сами написали учебник, в авторстве так и стояло «Ирина Белоусова, Алла Белоусова».

Перед первым курсом, где я была в роли главного преподавателя, я тряслась от страха:

«- Мама, а что в первый день брать?

- бери что хочешь!

- а во второй?

- иди по нашему учебнику».

Вот и все напутствия. Человеческое отношение к ученикам и цель «на радость» при изучении английского стояли у меня по умолчанию.

И дальше ещё 14 счастливых лет преподавания, за которые я нашла массу интересных обучающих способов, чтобы сделать обучение языку удобней. 

После опыта работы с детьми я поняла, что взрослых обучать интересней, потому что они ценят время. Я чувствовала себя обязанной исполнить мечту мамы  сделать курс для всех. Ради этого я ушла из фирмы, где обучение было дорогим, и открыла свою, где есть только мой видеокурс без накруток. А как он появился?

У меня бывали такие ученики, которым формат группы не подходил. Им хотелось спокойного обучения, сидя дома с чашкой чая. Многие из них живут не в Перми, им приходилось приезжать на обучение из другого города или страны. Чтобы сделать мою программу обучения доступной и для других городов, мы с моей командой записали все слова учителя из 10-дневного курса на видео. Получилось 10 часов чистого времени. Теперь я могу отправить этот видеокурс в любую точку планеты, а ученик получит и мой образ (добрые интонации, понятные слова и ободряющую улыбку), и свой комфорт (родное кресло и чаёк с печеньем). Теперь обучение стало в 10 раз дешевле, чем на мамином курсе или чем с репетитором.

Какие знания можно получить в Вашей Академии и на какой максимальный уровень знания языка возможно выйти?

Это самый важный и самый каверзный вопрос. Смысл не только в приобретении курса, но и в использовании его по назначению: его нужно смотреть во время срока его действия, выполнять задания, тренироваться. Давайте на простом примере: вот вы купили торт. У него срок годности 72 часа – 3 дня, и у вас есть возможность по кусочку есть этот торт все 3 дня. Вы же понимаете, что если вы оставите этот торт в холодильнике на 70 часов, а за последние 2 часа попытаетесь съесть его целиком, то вы не успеете оценить настолько он был вкусным и ароматным, и переварить за раз такое количество сложно, поэтому мудро было бы распределить по дням и есть по кусочку. Вот с курсом такая же ситуация. Не нужно оставлять его в холодильнике, им нужно пользоваться каждый день или через день по паре уроков. Те замечательные взрослые, что купили курс и прошли его, сейчас радостно общаются на английском со своими иностранными друзьями и коллегами. В «Академии Белоусовой» я обучаю английскому языку. Обучение происходит по видеокурсу, где 10 часов поделены на 52 урока.

Если по моему курсу заниматься усердно, то можно от нуля до моего уровня дойти – это когда ты уже можешь обучать учителей. Фишка в том, что английский язык очень простой, в нём нет ни одной сложной темы. И мой секрет не в том, что я преподаю его так, что он кажется лёгким, а в том, что я не умею его преподавать так, чтобы он выглядел сложным. Мы с вами освоим 26 времен, и вы удивитесь, как это могло быть непонятным раньше. При этом я всегда на связи в чате: если ученику что-то не совсем ясно, я расскажу другими словами и столько раз, сколько понадобится, чтобы понять. Телефон академии у них есть с момента покупки, так что и созвониться можем, если что. По этому видеокурсу могут обучаться даже учителя английского, которые также повысят свой уровень. Таким образом у меня обучилось уже более 30 преподавателей, работающих теперь с полной уверенностью в знаниях.

Насколько быстро можно научить человека, абсолютно не знающего основ языка (в школе изучал Deutsch, например) говорить по-английски?

Меня спрашивают: смогу ли я обучиться английскому, если я никогда его не изучал? Открою секрет: каждый, кто говорит по-английски, однажды, до изучения был в нём полным нулём. То есть, да! Вы сможете научиться.

Будет ли мешать знание немецкого? Необязательно. Мне, например, знание предыдущего языка помогает изучать следующий. Есть такое понятие — интерференция — это когда слова из изученного прежде языка приходят в голову раньше нужных английских слов. Не беда, наши языки похожи. И если ваш собеседник тоже изучал немецкий, то он и подвоха не заметит. То есть, да, после Deutsch можно изучать English.

А почему так получается, что ты изучал английский в школе или вузе, но так толком и не заговорил?

Вот теперь мы с вами подобрались к моему секрету. Всё началось лет сто назад, когда у знати было принято хорошо говорить на нескольких иностранных языках. Толстой половину диалогов написал на французском, потому что на нем было принято общаться в обществе — «и вальсы Шуберта, и хруст французской булки». Куда всё подевалось?

Когда к власти пришли коммунисты (я не против них, давайте просто про факты), у них была задача организовать всё так, чтобы советский человек думал, что в Союзе идеальная жизнь — просто рай на земле. А для этого было необходимо, чтобы люди не могли это проверить, съездив в другую страну. Ради этого дела создали «железный занавес»: мы, советские люди, ни с кем не дружим, никуда не ездим.

Но наших людей так просто не возьмёшь, русский язык воспитывает в человеке пытливый ум. Люди могли тайком уехать и увидеть, что в Европе и Америке лучше. Тогда по приказу НКВД учёных обязали создать учебники, по которым НИКТО И НИКОГДА НЕ ВЫУЧИТ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, даже если будет сильно стараться много лет. И учителей стали так учить преподавать, чтобы ничего не усваивалось. И так до сих пор детей в школах и учат!

Однако, нельзя же было остаться без разведчиков, поэтому годах в 60-х болгарским лингвистом Лозановым был создан ещё один метод, по которому обучали наших спецагентов за 10 дней. Мотивация — страх смерти, если тебя раскусят за границей. Это была страшная тайна, которая охранялась почти до девяностых годов.

В 1989 году моя мама поехала к учителю-новатору в Новосибирск (тогда именно там происходили все открытия). У него был этот метод, и он хотел его опробовать на добровольце, а мама любила опыты и инновации. Там было четверо учителей и одна ученица – моя мама. Когда она вернулась, то сказала: «Рациональное зерно, конечно, есть. Но если бы я создавала свой курс, то я бы сделала все совершенно иначе!» Мама была против запугивания. Она хотела радоваться познанию и делиться этой радостью с другими, поэтому создала свой курс на основе метода для разведчиков.

Из подопытных кроликов были только брат и я. Он уехал учиться за границу после одного года маминых уроков, а я через 4 года стала преподавать английский сама. Так и родился мамин метод, и передать это наследие выпало мне. И теперь из первых рук — от Аллы Белоусовой — вы можете получить обучение, которое было создано 30 лет назад, усовершенствовано и отполировано до приятной гладкости. Мне ученики постоянно говорят, что я даю им ощущение знания языка. Это намного больше, чем просто правила — это уверенность, что ты чувствуешь, как английский язык работает.

Расскажите о Ваших учениках – из каких сфер деятельности они приходят обучаться английскому языку?

Из разных. В начале это была только деловая и политическая элита страны. Цены тогда начинались от полутора тысяч долларов и выше. Потом они стали покупать этот курс для подчиненных. Были и нефтяники, и цементный завод, и титановый, и кабельный, и просто разные друзья и знакомые обучившихся. Лучшая реклама — это word of mouth. Бывало и так, что бизнесмен в Перми покупает курс, проходит его с моей мамой, а когда через несколько лет я еду освежить его знания в Москву — он уже министр! Имейте в виду, что после моего обучения жизнь у вас кардинально поменяется к лучшему. Морально подготовьтесь к счастливым переменам.

Среди моих учеников были и губернаторы, и мэры городов, руководители и вице-президенты ведущих российских компаний, те, кому английский нужен был срочно: ГАЗПРОМ, ЛУКОЙЛ, ГОЗНАК, La Farge, Shell, Schlumberger, HALLIBURTON, Самолёт, Карачеганак Петролеум Оперейтинг, АВИСМА, BI Group, LUKOIL Overseas и другие.

Существует ли в курсе такой универсальный набор слов, выучив который, можно довольно сносно заговорить по-английски?

В моем видеокурсе я даю те универсальные слова и выражения, которые встречаются в любой речи, но не ограничиваю учеников этим. Я, как раз, всегда говорю, что им следует завести себе блокнот и записывать туда те слова и поговорки, которые они используют в русском, чтобы постепенно найти им перевод. Ваш английский всегда по содержанию похож на ваш русский — это закон. Уже давно бы создали один учебник со всеми словами, но это невозможно. В своём подходе у преподавателя должна быть гибкость.

Я обучала и людей из индустриального посёлка и выдающихся бизнесменов страны. К каждому ученику необходим особый подход с нужным ему лексическим набором. Задаю вопрос: What do you do in your free time? (Что вы делаете в свободное время?) А мне встречный: What is free time? Я поясняю: это время, когда вы закончили работу, но ещё не легли спать. И тогда ответы совершенно разные: «Корову дою, в огороде работаю» или «Садимся с семьей в вертолёт и летим на тропические острова». «Вы полностью доверяете пилоту?» «Так я и пилотирую.» Так что — ни о какой одинаковой лексической программе не может быть и речи — всё индивидуально.

ТОЛЬКО ГРАММАТИКА У ВСЕХ ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВАЯ, а набор слов — словарный запас помимо универсального — всегда разный. Вам, например, не пригодится знать, как сказать «трехшарошечное долото», а вот грамматическое время Present Perfect нужно всем. И если и зубрить слова, то обязательно заучивайте сразу в словосочетании, а лучше в предложении, потому что мозгу так легче усваивать.

Ваш курс называется «Грамматика за 10 часов» что в него входит? И реально ли за 10 часов изучить английскую грамматику?

В моем видеокурсе собрано всё. И главное преимущество перед другими курсами — это порядок подачи материала и логичность. Я показываю системность языка и учу им пользоваться в ходе уроков. Мы вместе рисуем и осваиваем таблицу времён, и с остальными знаниями поступаем так же. А ещё там куча лайфхаков: как что использовать, как запомнить, как улучшить память и другие.

За какой промежуток времени реально освоить английский язык?

Нашему мозгу для усвоения информации нужно время и повторение. В моей практике человек легко осваивает английский за 3 месяца регулярных занятий. Можно и за два, если уже есть основа.

Люди ещё 30 лет назад сомневались, что английский можно выучить так быстро — всего лишь за три месяца спокойного темпа. А тогда ведь ещё сотовой связи не было: вот скажи им в то время, что в недалёком будущем можно будет отправить сообщение, и оно мгновенно придёт к адресату через секунду, быстрее телеграммы! Они бы тоже не поверили. Так и обучение у некоторых прогрессивных учителей не стоит на месте, и я как раз это пытаюсь донести. Уже можно это делать намного быстрей! Да, это «быстрей» стоит некоторую сумму денег, но ведь и смартфоны пока что не раздают даром. Купи и пользуйся — вот оно! Это же так просто.

Любого ли человека можно научить говорить по-английски? Насколько это зависит от возраста и способностей?

Мой курс подходит людям от 14 лет (маленькие дети больше любят игры и песенки, а у меня уже более серьезный подход). Были ученики и пенсионного возраста — тоже хорошо получается! Наибольший прогресс у людей от 23 лет до 50.

Способность к языку равна способности запоминать новое, а это происходит, когда мы это новое способны увидеть и удивиться. Лучший способ удивиться для меня — это понять, как оно устроено. На это и упор. Я объясняю механизмы, по которым язык работает. Базовые структуры, дриллы, паттерны, идиомы – это всё помогает уловить логику в путях английского – и вот то, что казалось лабиринтом, на ваших глазах превращается в совершенно понятное строение. Так знания отпечатываются в голове, образуются нейронные связи, а потом укрепляешь их повторением — и готово! Это осознанный подход к языку. Понимание – это ключ к успеху!

Я акцент на грамматике делаю, потому что для англоговорящего человека грамматические ошибки в речи собеседника – это как личное оскорбление.

Это как если незнакомец бы подошел к вам и обматерил ни за что, а вы просто на лавочке книжку читали. Неприятно, да? Вот таким же эффектом обладает речь уровня «А чё? Меня и так поймут». Ещё лет 50 назад считалось, что  в англоязычном мире царит снобизм: «Только попробуй сказать что-то не так, сразу вышлют из страны, бездаря этакого!» А им просто хотелось, чтобы с ними разговаривали уважительно.

Именно поэтому я и предлагаю учиться грамматике всерьёз она одна на всех. Это тот общий коридор, по которому можно попасть в любое, а что самое важное, в высшее общество мира. И, с другой стороны, это способ не попасть в неприятности. Когда умеешь всё грамотно объяснить, то любые двери для тебя открыты.

Учеников обычно больше волнует вопрос, поймут ли их акцент иностранцы. И я говорю уверенное «да». В моем видеокурсе на те слова, где могут возникнуть сложности, я тоже обращаю особое внимание. Мир меняется, и теперь уже не настолько важно говорить именно с британским акцентом. Сейчас миром правит глобализация, браки смешанных национальностей стали нормой. Люди приезжают на заработки и не всегда идеально говорят на языке. За старание многое прощается — всегда видно, насколько старательно человек учил язык. Если вы уверенно говорите и внезапно допустили одну грамматическую ошибку, ее простят. А вот систематическая белиберда с рук не сойдёт. Вас бы тоже напрягало, если бы кто-то «ниабращал вниманийе на соблюдацию падежов».

Посмотрите, какое количество школ и курсов вокруг! Люди как будто проснулись и захотели понять мир. Я в этом вижу свою миссию: в моем идеальном мире люди понимают друг друга, так как говорят на одном языке, - на английском, потому что он самый простой. Я могу это хоть сейчас доказать. Хотите?


Instagram: @belousova.academy

Ссылка на запись на бесплатный мастер-класс: https://belousova.academy/y/a6cdd59