Обратный звонок
Представьтесь, мы вам перезвоним.
Интервью с Дарьей Чернухиной
Дарья Чернухина:

Дарья Чернухина:

«Всестороннее развитие ребёнка — основа его счастливого будущего»
19 Января 2024 0
12 мин.

Здравствуйте, дорогие читатели! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети росли и развивались, чтобы с самых первых дней жизни у них формировались необходимые навыки. О том, как этого достичь мы поговорили с дипломированным игропедагогом Дарьей Чернухиной. 

Дaрья, здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста.

Здравствуйте, меня зовут Дарья Чернухина, или, как часто меня называют, Дарья Владимировна. Я – педагог раннего развития и игропедагог.

Расскажите немного о себе и своём опыте работы в Центре раннего развития детей. Знаю, что Вы вспоминаете тот опыт, как самый интересный и самый сложный.

Расскажу немного о себе (мягко улыбается). Я родом из небольшого города в республике Башкортостан – Стерлитамак. Там я жила до 18-ти лет. Сколько себя помню, я всегда хотела быть учителем и видела себя в роли учителя истории, но жизнь внесла некоторые коррективы. После окончания школы я уехала в Санкт-Петербург и поступила в Российский государственный педагогический университет имени Герцена. Правда, поступила я на психолого-педагогический факультет, и специальность звучит так: специалист по социальной работе, профиль – работа с семьёй и детьми. Высшее образование я получила именно по этому профилю, но параллельно, когда поступила в университет, мне предложили работу в Центре раннего развития детей. Изначально я занимала должность ассистента педагога и продолжала учиться в университете, а в Центре набиралась опыта у более старших коллег и у своего руководителя. Безусловно, я вспоминаю этот этап в жизни, как самый интересный и самый сложный, потому что приходилось совмещать работу и учёбу. Работа с детьми – это то, от чего мне не удалось уйти, несмотря на то, что по прошествии 5-ти лет я всё же сменила сферу деятельности, но всегда мечтала вернуться к этому. После рождения сына я начала дополнительно учиться и получила диплом педагога раннего развития. Опыт у меня был, поэтому обучение оказалось совершенно несложным. Также я отучилась на игропедагога и получила диплом по этой специальности.

Дарья Чернухина. Фото из личного архива.Дарья Чернухина. Фото из личного архива.

Вы являетесь дипломированным специалистом в сфере раннего развития детей. Чем на данный момент можете быть полезны родителям и малышам?

Сейчас я продолжаю работать в онлайн-формате, потому что сама являюсь мамой. Моему сыну в конце января исполнится 2 года, поэтому пока не возвращаюсь в офлайн, но активно веду блог, в котором рассказываю про раннее развитие детей, показываю мамам примеры игр, которые они могут использовать. Я за всестороннее развитие ребёнка через игру и при этом не придерживаюсь какой-то одной методики развития, потому что считаю, что не существует универсального рецепта. Все дети индивидуальны, поэтому именно мама знает, что нужно её ребенку. Я всегда говорю о том, что необходимо помнить об определённых нормах развития детей по возрасту. Эти нормы очень широкие, и нужно о них знать, наблюдать за ними. Важно не упустить момент, вовремя помочь ребёнку, если мама или папа вдруг заметили, что он сталкивается с какими-то сложностями. Я считаю, что никто лучше родителей не понимает и не чувствует своего ребенка. Моя основная цель – помочь мамам, научить их в игровой форме заниматься с  ребёнком дома, чтобы он был спокоен и находился в безопасности. Важно, чтобы эти игровые занятия приносили удовольствие и маме, и малышу. И, конечно же, приносили пользу.

Расскажите, пожалуйста, в чём состоит уникальность Вашего подхода к развитию детей раннего возраста?

Такой популярный вопрос, потому что сейчас очень часто можно услышать от разных специалистов, а также в центрах раннего развития о том, что у каждого из них –  собственная уникальная методика развития детей. На самом деле любая современная методика собирает в себе какие-то части и принципы из уже известных методик раннего развития. Например, из методики Монтессори, Домана, Зайцева, Никитина, Сесиль Лупан и так далее. То есть за основу берутся принципы, которые конкретному человеку или педагогу кажутся важными. Затем они миксуются между собой, и получается такая «уникальная» методика раннего развития. Но можно ли её считать уникальной? Я не могу сказать…

Если говорить про мой подход в развитии детей раннего возраста, то я не придерживаюсь какой-то одной методики раннего развития и выступаю за игровое обучение детей, за развитие ребёнка через игру. Нужно помнить, что ранний возраст – это очень важный период в жизни ребёнка. В это время закладывается фундамент его будущего полноценного развития, а игра является его основной деятельностью. Ребёнок очень любит играть, особенно он любит играть с мамой, с папой, с родителями. Именно поэтому игровые занятия в этом возрасте прекрасно подходят для того, чтобы обучить ребёнка чему-то новому, чтобы он приобретал новые знания и навыки или оттачивал уже имеющиеся.

Дарья Чернухина. Фото из личного архива.Дарья Чернухина. Фото из личного архива.

Сейчас очень много говорят о раннем развитии детей, но при этом многие родители считают, что это лишь маркетинговый ход, и не стоит лишать детей детства ради занятий. Что Вы думаете об этом?

Да, это очень популярное мнение. Так как я веду блог, то мне очень часто пишут подобные сообщения, комментарии под публикациями и видео. Но на самом деле такое мнение связано с тем, что люди, в принципе, не знают и не понимают что такое раннее развитие, и что оно в себя включает. Многие думают, что раннее развитие ребёнка – это бесконечное сидение за столом, обучение цифрам, буквам, счёту, чтению и так далее, но на самом деле это не имеет ничего общего с ранним развитием.

Немного поясню, что вообще такое раннее развитие. Нужно понимать, что когда вы слышите термин «раннее развитие», то имеется в виду определённый возраст ребёнка. Ранний возраст – это возраст от 0 до 3-х лет. В этом возрасте мы именно развиваем: мы не учим ребёнка читать, писать, мы не изучаем цифры и буквы. Задачи у развития в раннем возрасте совершенно другие. Раннее развитие – это развитие сенсомоторных навыков ребёнка, развитие сенсорных систем ребёнка. К сенсорным системам относятся: зрительное восприятие, слуховое восприятие, вкусовое восприятие, тактильная сенсорная система, вестибулярная сенсорная система, проприоцептивная сенсорная система. Также это крупная моторика ребёнка, мелкая моторика, запуск и развитие речи. Речь – очень важный показатель благополучного развития ребёнка.

Также раннее развитие – это про развитие интереса, фантазии, творческих способностей. Это про развитие концентрации внимания или, как её ещё называют, усидчивость. Я использую термин «концентрация внимания», потому что термин «усидчивость» многих людей и родителей пугает. Как только начинаешь говорить про усидчивость, тут же начинают отвечать, что ребёнок должен много двигаться, ребёнок не должен сидеть на месте. Так вот, усидчивость – это не про сидеть на месте и не дышать, как я говорю, в шутку, конечно (улыбается). Усидчивость – это, в первую очередь, про концентрацию внимания. Если мы найдём этот термин в словаре или в интернете, то увидим, что определение гласит: усидчивость – это способность любого человека удерживать своё внимание, сосредотачиваться на чём-либо определённое количество времени. Существуют также нормы концентрации внимания. И у малыша до 3-х лет эти нормы могут быть совершенно разными. Они могут быть: начиная от 10-ти секунд и заканчивая примерно 15-ю минутами к 3-м годам, если с ребёнком занимаются. Например, наше занятие с сыном в год могло длиться одну минуту, и за одну минуту мы могли поиграть в 3-4 различных игры. Очень важна смена деятельности с ребёнком до трёх лет. А сейчас ему 2 года, и наше занятие может длиться 15 минут. Сын очень любит играть со мной. Когда я говорю «заниматься», я имею ввиду «играть». И вот его концентрация внимания, его усидчивость сейчас к двум годам достигла 15-ти минут.

И, возвращаясь к вашему вопросу, к тому мнению, которое выражают многие родители, я считаю, что невозможно «забрать» у ребёнка детство, занимаясь с ним порядка 15-ти минут в день в классной, спокойной семейной обстановке, делая то, что ребёнок любит больше всего, играя в полезные игры, которые помогают ему развиваться. Я считаю, что таким образом это совершенно невозможно. Но, что касается маркетингового хода, на практике мы встречаем примеры разной направленности: множество педагогов и их подходов к занятиям, множество центров раннего развития с разными методиками, с разными направленностями и разной степенью компетенции педагогов, которые работают с детьми раннего возраста. Поэтому важно, в первую очередь, родителям понимать, что значит раннее развитие, и, отталкиваясь от своего ребёнка, чувствовать, в каком формате ему будет легче играть и заниматься.

Вы сами являетесь молодой мамой. Какие рекомендации могли бы дать молодым родителям, которые только начинают заниматься со своими малышами?

Да, я сама являюсь молодой мамой и считаю, что это лучшее, что со мной случилось! Родительство, материнство делает нас, на мой взгляд, сильнее, умнее, мудрее, и показывает нам ту сторону жизни, которую мы до материнства не знали, не замечали и не хотели замечать. Я хотела бы дать всем молодым родителям, не только мамам, но и папам, одну важную рекомендацию: научиться фильтровать информацию. Мы живем в век информационных технологий, в век огромного количества информации, которую мы получаем из разных источников: телевидения, радио, интернета, и, конечно же, бывает очень сложно понять, как действовать, потому что в интернете пишут одно, по телевизору говорят другое, а наши родственники – третье. Очень сложно не растеряться и понять, как правильно действовать. Этот информационный шум вовсе не нужен, минимизировав его, мы избавимся от лишнего стресса, поэтому желаю всем уметь фильтровать информацию, и сама этому учусь, чтобы снизить уровень стресса в своём материнстве.

О чём, на Ваш взгляд, необходимо помнить родителям и педагогам при занятиях с детьми?

На мой взгляд, всем родителям и педагогам нужно помнить о том, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому какой-то универсальный план занятий для детей 2-х лет при работе с каждым конкретным ребёнком может быть немного изменен. Например, у одного ребёнка может быть прекрасно развита мелкая моторика, и ему задания на мелкую моторику просто не нужны. А у другого ребёнка, например, мелкая моторика страдает, и ему необходимо давать больше игр в этом направлении. У следующего ребёнка, например, будет недостаточное количество игр на крупную моторику. Возможно, он будет немного неловким, и тогда нужно добавить активных игр в этом направлении: игр на баланс, на равновесие, на координацию движений.

Здесь сделаю оговорку, что каждый ребёнок индивидуален, но при этом всё равно существуют возрастные нормы, на которые мы должны опираться. Есть определённые показатели задержки речи, но у нас, к сожалению, до сих пор популярно мнение, что обычно к трём годам ребёнок точно должен начать говорить. Хотя есть определённые показатели и показания к занятиям с ребёнком уже с 2-х лет. В этот период специалист может определить задержку развития речи и начать заниматься с ребёнком. Во всём важна золотая середина: помним, что каждый ребёнок индивидуален, и не стоит подгонять его под свои иллюзорные результаты, под собственные идеалы, но при этом важно понимать, что возрастные нормы существуют и на них нужно обращать внимание.

Дарья Чернухина. Фото из личного архива. Дарья Чернухина. Фото из личного архива.

Дарья, какой Вы видите свою основную миссию в сфере раннего развития детей?

Относительно миссии: если хотя бы одна мама, один папа, бабушка, дедушка, хоть одна семья после того, как заглянули в мой блог, после того, как побывали у меня на консультации, посмотрели и позаимствовали идеи игр в моём профиле, если хоть с одним ребёнком после всего этого начали заниматься в игровой форме весело и по-домашнему, значит то, что я делаю – не зря, значит, как минимум один ребёнок получает фундамент, который в дальнейшем станет основой его счастливой и классной жизни.

Что хотели бы пожелать нашим читателям?

Всем читателям хочу пожелать счастливого и благополучного года, который только наступил. Читателям, у которых есть дети, хочу сказать, что детство дано для того, чтобы мы подготовили ребёнка к входу в довольно сложную взрослую жизнь. Мы все хотим, чтобы наш ребёнок прошёл этот этап уверенно, стал счастливым, взрослым, самодостаточным, развивался, и все сложности были ему по плечу. Так вот, этот фундамент мы с вами закладываем ещё в раннем детстве. Так что помните, что наши дети – это наша ответственность. Я буду рада помочь и заложить основу счастливой жизни для ваших детей.


Сайт: daryvladimirovna.ru

Instagram (запрещён на территории РФ): dary.vladimirovna

Дарья Чернухина:

Отправить заявку на интервью