ЖУРНАЛ PERSONO это эффективный вид имиджевой рекламы для публичных лиц, представителей бизнеса и политики.
Вы являетесь блогером или звездой шоу-бизнеса? Тогда мы будем рады рассказать о вас.
Вы можете помочь нам в этом, заполнив несколько полей. Или напишите нам.
Каждый день о вас будут узнавать тысячи людей, которые посещают наш сайт.
Размещение биографии - это возможность показать себя и то, чем вы занимаетесь.
Интересный и полезный контент непременно увеличит число ваших подписчиков в социальных сетях. Важно только, чтобы вас заметила нужная аудитория людей.
WhatsApp - написать в отдел публикации
Сегодня у нас есть уникальная возможность поговорить с экспертом в области геодезии, маркшейдерии и технического образования Игорем Горяиновым, который посвятил свою жизнь изучению и использованию знаний в области геодезии для строительства мостов, тоннелей и станций метро.
Геодезия – не просто прикладная математическая наука, которая определяет размеры и фигуры Земли, но и также является необыкновенной платформой для реализации человеческого потенциала, которая дает возможность оставить свой след на планете. Игорь рассказал о важности своей работы, актуальности образования в российских вузах и также о своих карьерных планах. Мы рады приветствовать нашего гостя, который готов поделиться своим опытом и знаниями в этой захватывающей области!
Здравствуйте! Профессия геодезиста не самая распространенная и не самая понятная в том смысле, что же там вообще делают. Собственно говоря, этот вопрос и привел меня в профессию. Еще будучи маленьким, я наблюдал строительство интересного многоэтажного дома недалеко от реки Лихоборка в Москве. Тогда строительные площадки были плохо огороженными. Было интересно наблюдать за магическими действиями. В тот момент процесс строительства был абсолютно непонятен, но в памяти зацепился.
Более сознательный выбор я сделал уже, когда рядом с моим домом началось строительство железнодорожной дороги. К железнодорожному транспорту я вообще испытываю определенную слабость. Я буквально каждый день наблюдал работу геодезистов, забивающих колышки для отсыпки насыпи полотна. Геодезисты попались разговорчивые и многое мне прояснили, смогли зажечь интерес. В это время я собирался поступать в вуз, и геодезия была одним из вариантов. В итоге я поступил в государственный университет по землеустройству на отделение прикладной геодезии.
Полноценно в профессию я погрузился на последнем курсе университета. И тогда, и сейчас я считаю, что в университете надо именно учиться. Работу можно найти после университета. Важно определить лишь сферу реализации. Профессия геодезиста предполагает много вариантов реализации: землеустройство и кадастр, топография и строительство. Работа с юридическими документами мне не была интересна, поэтому хотелось чего-то железнодорожного, подземно-железнодорожного. Приятно видеть построенную станцию метро, ощущать себя причастным к созидательному процессу, нужному миллионам людей. Это воодушевляет, повышает внутреннюю значимость.
В плане карьерной реализации я прошел довольно извилистый путь от рядового инженера-геодезиста, субподрядчика до руководителя геодезической группы генподрядчика, отвечающего за весь цикл работ. Это, конечно, сложно, но интересно, особенно когда проект сложный и уникальный для города. Когда предложили такую вакансию, я думал недолго и сразу же решился на переезд в Самару.
Проработав рядовым инженером-геодезистом, я стал руководителем геодезической группы одной из субподрядных организаций Мосметростроя. В тот момент активно строилась Люблинско-Дмитровская линия. Строилась она закрытым горным способом через шахтные стволы. Сейчас в Москве такой способ строительства применяют в исключительных случаях – слишком высока его стоимость. Работа интересная, хотя, конечно, стрессовая. Изменения в проектах, тяжелые рабочие условия – все добавляет динамики. Зато всегда с удовольствием проезжаю станции «Петровско-Разумовская», «Окружная». Приятно ощущать свой личный вклад. Позже я стал уже заниматься мониторингом деформаций и созданием геодезическо-маркшейдерских сетей для всей Люблинско-Дмитровской, Некрасовской линии, Третьего пересадочного контура. Хотя при изменении масштаба ощущение личного вклада начинает теряться.
Полученный опыт захотелось как-то оформить, поэтому я решил поступить в аспирантуру, чтобы была возможности полноценно преподавать. В университете вел лекции, практические занятия, летние геодезические практики на загородных полигонах. Это был интересный опыт. Со временем пришло понимание, что мне хочется больше технического направления. Университет землеустройства был больше про юридическую сторону кадастра, чем про геодезию, поэтому я решил продолжить свой путь в Московском университет геодезии и картографии (МИИГАиК).
Здесь с удовольствием отработал три года: экзамены, лекции, практики. Разработал учебные программы для повышения квалификации по инженерным изысканиям для строительства железнодорожного транспорта, мониторингу деформаций. Насколько я знаю, их сейчас активно используют большое количество организаций, не только «Росжелдорпроект», для которого они были изначально созданы.
Проведение комплексных исследований по перспективам развития систем спутниковой навигации ГЛОНАСС было одним из значимых научных проектов. Материалы этих исследований легли в основу стратегического плана развития отрасли и радионавигационного плана Российской Федерации. В работах понравилась масштабность и возможность взглянуть на всю отрасль сверху, понять динамику и тенденции.
Несмотря на интересную работу, оплата труда в университетах оставляла желать лучшего. Возникла идея попробовать себя во фрилансе, заниматься обучением сотрудников различных предприятий решению геодезических задач, готовить материалы для геодезических сайтов. Программы обучения в основном включали возможность экономии в наладке оборудования и самостоятельной его юстировке. Наиболее запомнилась работа на Тверском вагоностроительном заводе и также работа с сотрудниками института радиосвязи и вертолетного завода «Миля». Опыт этой работы позволил по-другому взглянуть на эффективность стандартного обучения в вузах. Сейчас технически грамотные специалисты могут достаточно быстро переквалифицироваться.
В определенный момент мне предложили работу руководителя геодезической группы в организации генерального подрядчика. При этом надо было переехать в Самару, но работа обещала быть интересной. Предстояло построить всего одну станцию «Театральная», но спектр работ охватывал все. До этого момента я занимался конкретно узким сектором. Здесь же предстояло делать все: контролировать работу многочисленных подрядчиков, самому заниматься сопровождением строительства, мониторингом деформаций, решать все многочисленные проблемы, связанные с перекладкой коммуникаций. От объема информации пухнет голова, но работа точно нескучная!
Трудностей было довольно много, как при организации индивидуальных исследований в рамках своей диссертационной работы, так и в больших научно-исследовательских работах, проводимых университетом.
Первая трудность – это время. В российских университетах у преподавателя достаточно большая нагрузка, в сравнении с зарубежными коллегами. Представьте, что университет выиграл государственный контракт на НИР (научно-исследовательская работа). Нужно провести большой объем исследований, оформить их, а у вас это совпало с сессией заочного факультета. У вас по 4 лекции в день, к которым нужно подготовиться и провести их. Нужно говорить 8 часов подряд и выкладываться по полной! А ведь интеллектуальная работа требует свежей головы!
Вторая трудность – это сложность проведения исследований и их организация. Большая часть оборудования закуплена на государственные деньги, и за всем установлен строгий контроль. Самые дорогостоящие инструменты зачастую покупаются из соображений престижа. Разумеется, руководители лабораторий и люди, ответственные за его сохранность, заинтересованы в минимальном его использовании. Нужно проходить большое количество барьеров, прежде чем вам удастся получить то, что вам нужно. Процесс тяжелый и демотивирующий.
Третьей сложностью является невысокая оплата труда преподавателей в вузах. Сейчас появились эффективные контракты, которые позволяют частично решить эту проблему. Условно говоря, есть базовая сумма за вашу преподавательскую работу, к которой добавляется выплаты за статьи, участие в конференциях, НИР и так далее. Пока эти суммы недостаточны, а сам процесс доказательства вашей эффективности тяжел и бюрократизирован.
Их можно условно разделить на 3 части: техника, люди, технология и организация. В Москве в основном покупают новое измерительное оборудование известных мировых брендов. В регионах процентов 30% китайского измерительного оборудования, 30% также составляет объем, купленный на вторичном рынке после применения в Москве. Это некритично и на производственный процесс влияет мало.
Технология проведения геодезических работ также в принципе стандартна по всей стране. Здесь эффективно работает на стандартизацию нормативная база и устоявшиеся решения, а вот организационный процесс сильно отличается. В Москве на компактной территории огромный рынок геодезических услуг, это приводит к эффективному разделению труда. В регионах же требуется большая универсальность. Объемы работ небольшие, но разнообразные. Вот типичный пример: мониторинг деформаций при строительстве тоннелей. В Москве для этих целей нанималась фирма, имеющая такую специализацию, и она занималась только этим. В регионе местных фирм мало, и качество страдает. Нанимать из Москвы дорого, так как объем работ недостаточен. Приходится и этот объем брать на себя. Все это снижает эффективность, так как сотрудники занимаются почти всем и постоянно переключаются.
Отличаются также и люди, и их отношение к работе. В Москве больше амбициозных карьеристов. Они постоянно ищут лучшие варианты, легко меняют место работы, если чувствуют, что оно их не устраивает. В основном все готовы к переработкам, если понимают, что это сулит некие карьерные перспективы, если нет, то вспоминают о трудовом законодательстве. В регионах готовность к переработкам гораздо выше и при этом меньше амбиций. Хорошей работы мало, и сотрудники боятся ее потерять. Скажем так: геодезист в регионе на стройке может работать в 1,5-2 раза больше за меньшую сумму. В Москве такое невозможно.
Это тяжело. Через скандалы и конфликты, обещание отработать, войти в положение. Усидеть на двух стульях сложно, сфера работ разная. Иногда приходилось тратить выходные, отпуск, пытаться договариваться. К сожалению, далеко не всегда люди идут навстречу. Каждая организация ревнива в случае параллельной работы сотрудника в другом месте.
В определенный момент приходится делать выбор. Так мне приходилось уходить со строительства метро в университет и обратно. К сожалению, пока это сложно совместимые понятия. Существуют две параллельные Вселенные, которые не хотят знать друг о друге. Это во многом рождает проблему неактуальности образования.
Я бы разделил эти два понятия – качество и актуальность. Ведь, по сути, вы можете получить качественное фундаментальное образование, но ваши знания будут неактуальны. Вопрос, в какой сфере вы работаете. Если в прикладной, технической, то тут все не очень хорошо. После университета вы будете хорошо дифференцировать формулы, но не уметь делать необходимые измерения.
В настоящий момент университет является инструментом формирования личности, социальным лифтом и уже только потом местом передачи знаний. Передаются в основном только фундаментальные знания, техника и технологии быстро устаревают. У университетов нет желания идти в ногу со временем. Студенты изучают технологии годов 60-х в лучшем случае. За это время уже сменилось несколько поколений геодезических инструментов. Большинство изучаемых дисциплин полезны лишь как исторические знания. В связи с этим изменения последних десятилетий, по примеру введения ЕГЭ, бакалавров и магистров никак не влияет на актуальность знаний.
Государством предпринимаются попытки, направленные на актуализацию учебных программ, но выходит как-то все это криво. В основном перепечатываются старые методички с новым годом выпуска. Внутреннее сопротивление в университетах велико. Вуз – это изолированная от реальной экономики система, закрытое комьюнити, живущее по своим законам. В этом сообществе свое понимание актуальных задач.
Конечно, организуются круглые столы, конференции, постоянно выступают разработчики программного обеспечения, но здесь мы подходим к другой проблеме снижения актуальности знаний – росту технологий. Это большой эволюционный процесс, в ходе которого актуальность старых знаний снижается.
Давайте попробуем взглянуть на систему подготовки вузов и облик профессии геодезиста. До появления компактных компьютеров и лазерных дальномеров профессия геодезиста строилась на принципе минимизации трудоемких вычислений. Достаточно было вычислить косинус или синус с достаточной точностью. Невозможность точного измерения расстояний развило целое искусство тригонометрических построений. Профессия геодезиста тоже в какой-то степени была искусством, музыкой тригонометрии. Несовершенные инструменты нуждались в постоянной настройке – юстировке. Инженер должен был фундаментально понимать принципы измерений и уметь вносить соответствующие поправки. Само оборудование было простым по устройству, но сложным в эксплуатации.
Сейчас же ситуация кардинально поменялось. Оборудование многократно усложнилось, его можно обслуживать только в специализированных сервисах, при этом последние модели инструментов просты и понятны, они работают на тех же операционных системах, как и смартфоны. Спрашивается, куда девать тот большой багаж знаний, который у вас есть, он ведь неактуален. Однако я не думаю, что профессия геодезиста исчезнет в ближайшем будущем, но большинство работ требуют все меньше знаний.
Пока в своей специальности я достиг определенного порога-развилки. Здесь два варианта событий: переход на должность главного специалиста строительной компании или устройство в крупную геодезическую компанию, например, «Мосгоргеотрест» в Москве. Должности главных маркшейдеров или геодезистов в строительных холдингах высоко конкуренты, и их количество ограничено. Главные специалисты буквально знают друг друга в лицо. Там уже перестают действовать резюме и хедхантеры, в основном трудоустройство происходит по личным рекомендациям. Но главное – это то, что геодезия, по сути – это один из обслуживающих процессов. Это снижает его значимость и понимание в глазах руководства компании и обывателей.
Вот типичный пример: проходка тоннеля механизированным щитом. Корреспонденты любят такие кадры, где огромная тоннелепроходческая машина пробуривает последние метры тоннеля и попадает в точно очерченный круг. Красота – море людей в белых касках, все довольные и радостные. Только с краю в стороне от официальной делегации стоит напряженная геодезическая-маркшейдерская группа и внимательно следит за тем, как щит попадет в начерченный круг. Все понимают цену ошибки и возможные риски. Все хвалят машиниста, проходчиков, что они точно и аккуратно привели машину, а построения сложных геодезических сетей, расчеты – все это остается за кадром. Никто не хочет даже вникать, что одна незначительная ошибка подземного штурмана могла бы поставить крест успешной реализации всего проекта и привести к многомиллионным убыткам. Честно говоря, такое отношение рождает комок в горле, обиду, ощущение снижения значимости своей работы.
Поэтому, наверное, выбранную сферу я бы хотел поменять, возможно, на проектирование. Сейчас активно думаю в этом направлении. Главное – чтобы процесс работы был основным, а не обслуживающим.
Статью подготовил редактор журнала Persono - Аракелян Арианна.
Telegram: @IgorGoryainow
ВКонтакте: vk.com/id2639036
Instagram (запрещен на территории РФ): igorgoryainov1990
Почта: igorgoryainow@yandex.ru