ЖУРНАЛ PERSONO это эффективный вид имиджевой рекламы для публичных лиц, представителей бизнеса и политики.
Вы являетесь блогером или звездой шоу-бизнеса? Тогда мы будем рады рассказать о вас.
Вы можете помочь нам в этом, заполнив несколько полей. Или напишите нам.
Каждый день о вас будут узнавать тысячи людей, которые посещают наш сайт.
Размещение биографии - это возможность показать себя и то, чем вы занимаетесь.
Интересный и полезный контент непременно увеличит число ваших подписчиков в социальных сетях. Важно только, чтобы вас заметила нужная аудитория людей.
WhatsApp - написать в отдел публикации
Умение красиво и грамотно говорить, чётко формулировать свои мысли, уметь вдохновить слушателей необходимо в любой сфере деятельности. Лаборатория публичной речи и коммуникации Step2Future (Step2future), которую создала Лариса Зорина, даёт необходимые практические навыки подготовки и проведения любых выступлений. В интервью Лариса рассказала о пути в профессии, об основных составляющих успешного публичного выступления и о новых авторских методиках обучения в своей Лаборатории.
Я выделяю 5 ключевых моментов. От стремления впечатлить — к передаче смыслов.
Часто слышу, что тренер должен впечатлить, влюбить в себя, у меня просят дать фишки и приёмы обольщения аудитории. Конечно, произвести яркое впечатление исключительно важно, но это не главное. В первую очередь мы учим чётко формулировать посыл и передавать аудитории смыслы.
От критики и поиска ошибок — к поиску сильных сторон.
Похвала не ради похвалы, а ради выделения сильных сторон, на которые можно опираться, и вдохновения спикера на дальнейшие речи. Ведь спикеры часто совершают множество ошибок, но если они уверены, общаются с аудиторией, доносят чёткую идею, то мы их с готовностью слушаем.
Сначала смыслы, а не постановка жестов, голоса.
Для меня первое, с чего начинается обучение выступлениям, это понимание человеком, с какой целью он выходит на сцену и что хочет сказать. Когда он это знает, тело уже получает больше уверенности, голос и жесты подстраиваются, и только тогда надо начинать целенаправленную работу с невербаликой.
От тренера, который «жжёт» сам, — к раскрытию участников, а не демонстрации своих навыков.
Я на тренинге не для того, чтобы показывать класс спикера, моя задача — раскрыть ярких ораторов в участниках. Поэтому направляю и в нужный момент отхожу в сторону, чтобы дать возможность участнику блистать на сцене.
От жёстких критериев — к подстройке в предлагаемых обстоятельствах.
Невозможно запланировать всё, бывают непредсказуемые случайности и изменения условий. Если у вас жёсткий план, вы боитесь с него сбиться и не реагируете на аудиторию. А слушатели хотят лёгкости и естественности, и дать её можно, чувствуя себя свободно, имея не гибкий план, не правильный жест, а естественный, актуальный. Спикер — вместе с аудиторией, он здесь для неё, он общается со слушателями, а не произносит заранее заученную речь.
Конечно, разница есть. В онлайне часто не хватает живого присутствия, зато возможно объединить людей, находящихся в разных географических точках.
Регулярно слышу, что онлайн-обучение менее эффективно, и тут я не соглашусь. Мы успешно даём в формате видео и сопровождающей его онлайн-встрече основной материал, учим алгоритмам и технологиям. Более того, в онлайн-формате также проводим активную практику выступлений, конечно, с оговоркой, что нашим участникам ещё надо будет тренироваться выступать очно, и там у них будет несколько другой вызов.
При этом в онлайне людям трудно учиться долго, поэтому важно давать самую суть, использовать интерактив и разные программы, чтобы занятие было разнообразным и держало людей у экрана.
Я выросла в Москве в семье инженера и учительницы истории (правда, мама довольно быстро ушла из школы, выбрала учреждение с более подходящим графиком работы, чтобы оставалось время на меня). В детстве увлекалась многим — любила читать, писала стихи и рассказы, занималась фигурным катанием, ухаживала за собакой и рыбками. В школе была инициативной, однажды в сжатые сроки поставила пьесу для школьного конкурса.
Всегда хотела учиться в МГУ, но сразу после школы не поступила (хотела на экономический факультет), пошла работать лаборантом к маме на кафедру иностранных языков РАН. На следующий год поступила в МГУ, но на географический факультет, там и училась. В университете выбрала специализацию по социальной географии, стала заниматься изучением человеческого капитала, писала курсовые по трудовой миграции, а диплом — по безработице и занятости в округах Москвы. Уже в университете начала работать в кадровом агентстве, занималась подбором персонала.
Задумываться о профессии бизнес-тренера я стала в 2006 году, когда возглавляла отдел подбора персонала в маркетинговом агентстве. Руководство предложило мне провести несколько мастер-классов по проведению собеседования при приёме на работу, и эта деятельность меня вдохновила. Я решила обучиться на бизнес-тренера и потихоньку стала готовиться к уходу на фриланс. Как раз в это время в компании началась реструктуризация, и мне снизили рабочие часы. В 2007 году я прошла обучение на бизнес-тренера у Натальи Жадько и Марии Чуркиной (авторов книги «Тренинг тренеров на 100%») и уже в апреле 2007 года на базе центра обучения «Сити-Класс» начала проводить мастер-классы для рекрутеров и людей, ищущих работу.
Самым сложным в начале деятельности для меня было уверенно выходить к группе. Естественно, присутствовали страхи, что я чего-то не знаю, не смогу ответить на вопросы, группа не будет меня слушать. Я даже занималась с коучем, практиковала НЛП-техники для погружения в ресурсное (уверенное) состояние.
Название Step2Future появилось в 2009 году, когда я заканчивала обучение на коуча и нам дали задание создать домен для сайта. Это название выбрала, так как я помогала людям сделать шаг в лучшее будущее.
Лаборатория публичной речи и коммуникации появилась в 2014 году, когда стала специализироваться именно на этой теме. Начала я с авторского тренинга, а потом решила проводить два раза в месяц встречи с экспертами на тему коммуникации. Назвала эти встречи «Лабораторией» — там участники могли экспериментировать, пробовать новое, не боясь ошибиться. Дальше вырос тренинговый и консалтинговый проект, работающий как с корпоративными клиентами, так и на открытом рынке.
Клиенты Лаборатории — активные профессионалы, которым надо выступать перед различными группами. Это менеджеры среднего звена и топ-уровня, эксперты, предприниматели, общественные деятели.
Сейчас наша команда — это три бизнес-тренера, два тренера по голосу и технике речи, ассистент, бухгалтер, веб-администратор. Со всеми я сотрудничаю как с фрилансерами.
Что касается принципа подбора специалистов в проект, то это происходит так: мы встречаемся, знакомимся, пробуем сделать что-то вместе, и если получается, продолжаем и повторяем. Многое происходит интуитивно. Также некоторые участники тренингов остаются с нами, учатся дальше и потом начинают работать кураторами на курсе и тренерами.
Важно всё, но первичное — это смыслы. Важно знать цель выступления, понимать, для кого и зачем выступаете, и чётко сформулировать основную мысль. Однако любая прекрасная мысль не будет понята, если вы не подчёркиваете её голосом и жестами, а монотонно вещаете без контакта с аудиторией. Так что подаче тоже важно учиться.
Чем лучше откликаетесь на ситуацию, тем более вы естественны как спикер, а это всегда ценится.
Из прошлогоднего, пандемийного. Для корпоративного клиента проводила онлайн-тренинг по сторителлингу (использование историй в бизнес-коммуникации). Группа отлично работает, обсудили видеофрагмент, пора переходить к созданию собственных историй — и тут в квартире гаснет свет. Электричества нет вообще, интернет не работает. Звоню организатору со стороны клиента, по громкой связи даю группе инструкцию по подготовке истории и получаю 15 минут, чтобы решить ситуацию.
Срочно бегу к электрикам в подъезде. Восточный мужчина объясняет, что у кого-то залило стену, и пока она не просохнет, весь подъезд будет обесточен. На мои эмоциональные вопросы о сроках починки переходит на родной язык, и понятно становится одно — через 15 минут свет не появится. А тренинг надо проводить, обязательство перед клиентом форс-мажором не оправдаешь. Смартфон сеть упорно не выдаёт, толстые стены дома — непреодолимое препятствие для моего сотового оператора. Итак, собираюсь с мыслями, слышу, что у дочери, которая в это время училась на удалёнке, идёт занятие — значит, интернет есть. Попросила её подключить к сети мой компьютер — ей пришлось прогулять оставшиеся занятия по уважительной причине (мама работает). Интернет есть, осталось организовать пространство. В рабочем кабинете темно, хоть глаз выколи. Собираю по дому все фонарики и лампочки на батарейках, и через 15 минут в эффектном освещении слушаю составленные участниками истории. Тренинг прошёл отлично, а полумрак создал впечатление, что мы рассказываем истории у костра. Участники были в восторге!
Да, я провожу групповые тренинги и индивидуальные консультации. Тренинги обычно идут по определённой программе, по нашей методике. Тренинги помогают научиться быстро готовить структурированные выступления с чётким ключевым сообщением, даёт основной инструментарий спикера (аргументация, сторителлинг, работа с аудиторией, фишки для привлечения внимания), учит работе с голосом и жестами. Помогает повысить уверенность в себе и даже влюбиться в публичную речь.
Индивидуальные консультации — это чаще всего подготовка к конкретному выступлению или тренировка речи. Среди моих клиентов — руководители компаний, эксперты, предприниматели, топ-менеджеры.
Что дают тренинги мне? Меня восхищает, как растут клиенты, применяя нашу методику, как публичная речь преображает их, помогает им проявляться в мире и становиться счастливее.
Исходя из названия, Блокнот помогает подготовиться к публичному выступлению. Не всегда очевидно, с какого конца подходить к подготовке, какие вопросы себе задать, писать ли текст или тезисы, готовить слайды или репетировать на камеру. В Блокноте мы отразили систему подготовки к выступлению, которую даём на наших тренингах. Читая теоретические вставки и отвечая на вопросы, вы шаг за шагом готовите выступление, помогающее достигнуть ваших целей. Блокнот гибкий, позволяет собирать истории, готовить аргументы, продумывать ответы на вопросы аудитории, подобрать слайды для презентации. И всё это в любом удобном для вас месте — вы просто достаёте Блокнот, ручку и начинаете создавать речь. Десять речей в одном кармане — это наш «Блокнот для подготовки выступлений».
Наши игры скорее коммуникационно-речевые. В каждой игре используется механика спонтанных выступлений. Человек получает задание и выступает, едва успев собраться с мыслями (на подготовку даём до 30 секунд). Так участники преодолевают свой страх в благожелательной атмосфере, пробуют себя в новых условиях и развивают навыки публичных выступлений и импровизации. Ведь как бы мы ни готовились, что-то может пойти не так, а речь интереснее слушать, когда спикер естественный, а не зажатый, с резкими, запланированными жестами и теряющийся при любом вопросе от аудитории.
В нашем арсенале несколько игр. Это прежде всего наша флагманская игра «Риторический покер» (создана мной в 2017 году совместно с Александрой Алешковой и Анастасией Решетниковой) и коробочная игра «Кто прав?!» (2018 год, соавторы — Кирилл Гиренков и Александра Алешкова).
Это авторский театр импровизации Екатерины Максимовой, который уже третий год работает под нашей эгидой. Open Театр — уникальное мероприятие, где любой участник может почувствовать себя кем-то другим, расширить свой диапазон восприятия и поведения и даже стать актёром в настоящей пьесе. Метод Екатерины помогает людям раскрепоститься, проявляться и улучшить свою коммуникацию и жизнь в целом.
Основное изменение — наш выход в онлайн. До пандемии мы на 95% работали очно, вебинары и онлайн-курсы я проводила редко, основной фокус был на очной групповой или индивидуальной работе. Пандемия подхлестнула нас к записи видеокурса, который используем в нашем онлайн-курсе «Яркая публичная речь», и мы очень рады, что успели сделать это вовремя. Сейчас онлайн-курс дополняется и улучшается, готовимся к новому запуску.
В профессиональном плане — рост моих клиентов, новые темы, которые я изучаю и разрабатываю. Прогулки, поездки — очень люблю ездить на машине. Походы в галереи искусства. Общение с интересными людьми.
Очень люблю путешествовать. Посетила 43 страны, сейчас, в пандемию, активно путешествую по России — была на Алтае, в Дагестане, Мурманске, поездила по Золотому кольцу с семьёй.
В нашем проекте мы организовываем туристическо-образовательные поездки, уже возили группы в Переславль-Залесский, два раза — в Дагестан, сейчас набираем группу в Армению.
Люблю чтение, стараюсь читать художественную литературу, жаль, что не всегда хватает на это времени и сил. Играем в настольные игры с детьми и друзьями.
Планирую расширить наши онлайн- и офлайн-школы, готовить спикеров и тренеров по ораторскому мастерству, написать книгу. И самое важное — находиться в балансе и гармонии, делая полезное дело и, улучшая жизни других, самой наслаждаться жизнью.