Михаил Акулов, генеральный директор российского издательства настольных игр Hobby World, специально для PERSON’O рассказал об индустрии гейминга, о действительно хороших играх, об образовательной деятельности и немного о поглощении других компаний.
Почему Вас, юриста-экономиста, привлекла индустрия игр?
Прежде всего она привлекла меня как человека. Потому что я люблю играть, мне нравится соревновательный момент. Только в отличие от азартных игр здесь ты не проиграешь состояние. (Смеется.) В то же время в игровом процессе задействованы ты и твои друзья или вообще незнакомые люди. А если привязывать это к профессии, то здесь тоже очень много соревновательного, что подразумевает под собой юриспруденция. Экономисты — это логика. Все игры требуют принятия решений, а для этого нужна логика. В целом меня привлекла эта сфера, потому что это отличное хобби, отличный отдых. И только потом я увидел в этом бизнес. До сих пор играю в настольные игры и получаю гигантское удовольствие.
Игровая индустрия одна из немногих на протяжении долгих лет показывает огромный рост. У Вас какие последние данные?
За 2019 год мы выросли на 30 %. Обычно такие результаты мы показываем каждый год. Иногда чуть меньше: 2015, например, был кризисным — тогда рост составил 17 %. Но мы всегда стремимся к лучшим результатам. Рост в 30 % для нас оптимален.
На игровую индустрию в целом кризис как-то влияет? На платежеспособность людей?
Конечно, всегда влияет: как и на всех, отрицательно. Это с одной стороны, а с другой — наш чек выигрывает по сравнению с чеком других развлечений, ведь наш продукт многоразовый. Вы можете купить настольную игру по цене, например, похода одного человека в кино (я уж не говорю про поход всей семьей или с друзьями) и играть не один раз, а возвращаться к ней снова и снова. Потому что это увлекательный процесс. Наскучит — купите другую. Поиграете в новую, а потом все равно можете вернуться к старой. Но в любом случае проведете за этим интереснейшим занятием больше времени. И удовольствия получите больше, чем от похода в кино или ресторан.
А что по поводу конкуренции? Чувствуете ли Вы ее?
Конкуренция — это хорошо. Да, Hobby World — лидер отечественного рынка, однако, если нет конкурентов, можно начать немного загнивать. Настольный бизнес все-таки специализированный. В своей нише ты первый, но тебе всегда нужны цели. А конкуренты, которые «кусают тебя за бочка», очень способствуют динамике и росту.
.
Вы же «Мосигру» купили, да?
Да, мы приобрели 70 % акций компании в прошлом году. Ранее они были нашими конкурентами, а теперь мы работаем сообща. (Улыбается.)
То есть Вы так справляетесь с конкурентами?
Таким образом мы решили расширить наши горизонты и еще глобальнее популяризировать настольные игры в России.
Согласны ли Вы, что во многих современных играх отсутствует тактика, стратегия?
Возможно, они не с глубоким интеллектуальным подтекстом, конечно, но они на реакцию, удачу. Просто такие игры не в моем вкусе, я люблю посидеть за столом подольше, подумать. Во всех играх, которые мы выпускаем, даже в развлекательных, все равно нужно задействовать мыслительные процессы. Допустим, какая стратегия в викторинах? Они на эрудицию. «Соображарий» построен на отличной механике, в него можно играть бесконечно, потому что там выпадает вопрос и буква. Множество самых разных вариаций вопросов и ответов. И невозможно запомнить их все.
Современные настольные игры делаются на любой вкус и цвет: как на противостояние, так и на дружбу. Все мы играем не для жесткого соперничества, а в первую очередь для развлечения. Есть множество современных игр, где вы делаете все вместе, как одна команда, поэтому процесс вам всем одинаково интересен. Например, взрослому и ребенку. Большой плюс настольных игр: вы можете собрать за одним столом людей разного возраста — тогда времяпровождение с ребенком не будет вынужденным. Мы больше не делаем одолжение нашим детям, когда играем с ними.
Какие игры Ваши любимые?
Я люблю разные игры. «Сумерки империй» — это глобальная, большая игра. В нее можно играть 8–12 часов. Также очень люблю «Колонизаторов». Мы играем в них обычно партий шесть. Ticket to Ride, «Каркассон», «Цитадели», «Соображарий», «Spyfall. Находка для шпиона» — вот это мои фавориты.
Есть ли какие-то статистические данные о том, насколько хорошо усваиваются знания в игровой форме?
Это все индивидуально. Один человек усваивает знания хорошо, а другой в этот момент — еще лучше. Но это не измеряется. Тут вопрос концентрации. Одно несомненно: игрой вы можете удерживать интерес человека лучше, чем зубрежкой.
А какими способами удерживать потребителя?
Большие сети удовлетворяют либо случайный спрос, либо работают на потребителя, которого мы уже сделали. А в маленьких магазинчиках, которые проводят игротеки и объясняют людям правила, все по-другому. В Hobby Games покупателю не будут пытаться продать игру за 10 тысяч, если она ему не подходит. В нашем магазине вам постараются подобрать вариант именно для вас. И если вам этот продукт понравится, вы придете к нам снова. Настольные игры очень увлекательный досуг, мы знаем об этом. Те, кто купил настольную игру, поиграл в нее и пришел в восторг, обязательно купят другую. Сложнее, проще, интереснее — неважно. И конечно, выходит много разных новинок, а людям интересно все новое.
Курируете франчайзинг сами? Летаете?
Сейчас отдел франчайзинга справляется сам. Раньше я следил за всем, а сейчас знаю, что команда хорошо делает свою работу. Безусловно, мы хорошо контролируем нашу франшизу. Многие продают бренд, а дальше «крутитесь, как хотите». Мы так не делаем. Для нас важен результат, ведь это наш бренд. Поэтому контролируем бизнес-процессы. Хотим, чтобы человек зарабатывал и ему было интересно. У нас есть требования к внешнему виду, к тому, что продают, ведь мы не хотим, чтобы покупателям навязывали то, что не нужно. Потому что мы уже на своем опыте знаем, как работать правильно. Но при этом не берем паушальный взнос и роялти с франчайзи. Мы помогаем все просчитать: проходимость, помещение... Наш партнер платит за помещение, ремонт и закупает товар. Больше ничего. Мы даже доставляем товар сами, только просим продавать его правильно. Так как Hobby World — издательство, мы зарабатываем в первую очередь на нашей издательской деятельности.
А вообще зарабатывают так партнеры?
Да, конечно. И мы сами в этом сильно заинтересованы. Однако чтобы хорошо зарабатывать, нужно приложить много стараний, ведь мы не можем продавать продукт за других. Это должны делать сами партнеры. А мы обязательно поможем.