ЖУРНАЛ BOMOND это эффективный вид имиджевой рекламы для публичных лиц, представителей бизнеса и политики.

Вы являетесь блогером или звездой шоу-бизнеса? Тогда мы будем рады рассказать о вас.
Вы можете помочь нам в этом, заполнив несколько полей. Или напишите нам.

Каждый день о вас будут узнавать тысячи людей, которые посещают наш сайт.

Размещение биографии - это возможность показать себя и то, чем вы занимаетесь.

Интересный и полезный контент непременно увеличит число ваших подписчиков в социальных сетях. Важно только, чтобы вас заметила нужная аудитория людей.

Наши биографические материалы занимают лидирующие позиции в поисковых системах "Яндекс" и "Google"
2 450 000
Уникальных посетителей в месяц
5 800 000
Просмотров в месяц
Более 2-х минут
Среднее время на сайте
Выберите рубрику на свое усмотрение и отправьте первичную информацию.
 
Наши журналисты свяжутся с вами и помогут составить яркий контент

WhatsApp - написать в отдел публикации

Выберите рубрику для размещения
Ваше ФИО /обязательно/
Псевдоним /если есть/
Деятельность /кратко опишите сферу/
Дата и место рождение /точные данные/
Шаг второй
Детство, семья /по желанию/
Образование /очень желательно/
Известность или карьера /по желанию/
Шаг третий
Деятельность /обязательно подробно/
Личная жизнь /опционально/
Доходы /опционально/
Шаг четвертый
Факты / награды / достижения
Ссылки на соцсети /min на одну/
E-mail /для ответа/
Номер телефона /обязательно/
1
2
3
4
Интервью с HR-экспертом Надеждой Маренковой | bomond
Постройте свою карьеру:

Постройте свою карьеру:

интервью с Надеждой Маренковой
29 Сентября 2025 0
30 мин.

В предстоящем интервью с Надеждой Маренковой, экспертом в области профориентации и карьерного коучинга, мы обсудим важность выбора своего дела и профессии. Надежда поделится своим опытом, как помочь людям найти работу, которая приносит радость и удовлетворение, а также как избежать выгорания и неуверенности в новой роли. Она убеждена, что каждый из нас имеет все ресурсы для реализации в профессии, и ее миссия — помочь людям осознать свою истинную мотивацию и способности для достижения карьерных целей. Присоединяйтесь к нам, чтобы узнать, как сделать первый шаг к новой, успешной жизни!

Надежда, расскажите, что вдохновило Вас стать карьерным коучем и профориентологом.

Я больше 20 лет проработала в сфере управления персоналом, прошла путь от рекрутера до HR-бизнес-партнера в международной IT-компании. Работа всегда была тесно связана с людьми, с поддержкой сотрудников в их карьерном развитии. Со временем стала замечать, что есть пласт глубинных человеческих запросов, который невозможно разместить в рамках корпоративной среды. Люди приходили с вопросами не только о том, как продвинуться по карьерной лестнице, но и с гораздо более тонкими внутренними сомнениями: а мое ли это дело вообще? Что дальше? Почему я выгораю, хотя вроде бы все делаю правильно?

Чтобы глубже понять эти процессы и научиться сопровождать человека в таких поисках, я пошла учиться в Международный Эриксоновский университет коучинга. Там увидела, насколько мощным инструментом может быть коучинг для раскрытия мотивации, истинных целей и потенциала человека. А потом на практике столкнулась с тем, что одними коучинговыми инструментами не всегда получается помочь — особенно тем, кто находится в кризисе профессии или на пороге смены профессиональной области.

Именно поэтому начала смотреть в сторону профориентации как системного подхода. Мой выбор пал на Международную школу выбора профессий «Пункт Б», где сочетаются коучинг, психология, диагностика и интерактивные методики. Это дало мне возможность работать как со взрослыми, так и с подростками — и помогать им находить свою профессиональную опору, понимание себя и вектор дальнейшего развития.

Если говорить кратко, то меня вдохновило желание быть проводником в мире профессий. Помогать людям находить свое дело жизни, определять, в чем их сила и как можно реализовать это в профессии. Для меня огромная ценность и радость — делать вклад в чужие трансформации.

Надежда Маренкова. Фото из личного архиваНадежда Маренкова. Фото из личного архива

Вы упомянули, что Ваша миссия — помогать людям находить себя в профессии. Какие шаги Вы рекомендуете своим клиентам для достижения этой цели?

Когда человек задумывается о смене профессии или о том, как найти свое дело, очень важно посмотреть на это как на системный процесс или даже личный проект. В своей работе использую модель из трех ключевых компонентов: «Я МОГУ», «Я ХОЧУ» и «НАДО» — именно на их пересечении рождается зона профессиональной силы, где человек чувствует себя востребованным, уверенным и вдохновленным.

«Я МОГУ» — это про осознание своих способностей, талантов, сильных сторон и профессиональных компетенций. Иногда люди сами не осознают, в чем они действительно хороши. Здесь помогают как саморефлексия, так и обратная связь от коллег, друзей, руководителей — тех, кто видел человека в действии и может дать очень точные подсказки. Это позволяет увидеть сильные стороны под новым углом и четче сформулировать, в чем именно человек компетентен и что может предложить рынку.

«Я ХОЧУ» — это про желания, интересы, внутренние импульсы. Что по-настоящему вдохновляет? Зачастую именно с этим компонентом возникают сложности. Желания могут быть неосознанными или вытесненными. В профориентации мы с клиентами активно исследуем эту зону: используем упражнения, визуализации, беседы, чтобы добраться до глубинного «хочу», которое не связано с социальными ожиданиями, а принадлежит самому человеку.

Также в рамках моих программ мы используем профориентационные методики, в том числе диагностику «Пассажиры» (по модели МакКлелланда), где определяются ведущие мотивационные драйверы: власть, достижение и причастность. Это помогает глубже понять, в каких типах деятельности человек сможет быть максимально замотивирован и включен. Ведь навыки можно развить, а вот мотивацию изменить сложно, а иногда невозможно. И именно эта внутренняя тяга определяет, какие профессии будут ресурсными для человека, а какие — истощать.

«НАДО» — это реальность рынка труда. Какие профессии актуальны? Какие навыки востребованы? Что может быть полезным миру и при этом откликаться человеку? На этом этапе мы анализируем, какие направления роста возможны, что из желаемого и возможного действительно актуально сейчас. Клиенты могут самостоятельно исследовать рынок — читать описания профессий, вакансии, интервью специалистов. А я как специалист могу провести по этому этапу быстрее и точнее — помочь выделить приоритетные вектора и реальные профессиональные сценарии.

Когда соединяются «могу», «хочу» и «надо», то формируется та самая точка устойчивости и роста. Это и есть зона профессиональной силы. Моя задача — стать проводником на этом пути и помочь человеку не просто определиться с направлением, но и почувствовать внутреннюю опору в этом выборе.

Какие навыки и компетенции, по Вашему мнению, наиболее важны в настоящее время для успешного карьерного роста?

Карьерный рост сегодня напрямую зависит от адаптации к быстро меняющемуся миру. Один из ключевых трендов последних лет — активное внедрение искусственного интеллекта (ИИ). Он берет на себя рутинные, шаблонные и даже аналитические задачи. Это меняет запрос к человеку, и на первый план выходят следующие компетенции:

Креативность — способность создавать новое, концептуальное, оригинальное — это то, что становится настоящей профессиональной ценностью. Не просто систематизировать чужой опыт, а предложить идею, подход или продукт, который раньше не существовал. Это зона, где человек все еще остается на шаг впереди ИИ. Поэтому тем, кто хочет быть востребованным завтра, уже сегодня стоит прокачивать навыки генерации идей и дизайн-мышление.

Вторая важнейшая компетенция — критическое мышление. Поток информации становится лавинообразным, и ИИ легко агрегирует его. Но способность отделить главное от второстепенного, задать правильный вопрос, выявить искажения, увидеть слабые места в аргументации или модели — это компетенция, которая отличает ценного специалиста.

Построение отношений. Современная эффективность рождается в коллаборации, в командах, особенно кросс-функциональных и, возможно, в мультикультурных. Умение договариваться, слышать, быть эмпатичным и управлять взаимодействием — все это определяет, насколько успешно человек сможет реализовывать идеи и вести за собой других. Это уже не «мягкий навык», а прямая инвестиция в карьеру.

В дополнение к этим универсальным компетенциям важно различать два основных направления карьерного роста:

  • Горизонтальный рост — усиление экспертности, углубление знаний в своей сфере, развитие профессиональной репутации. Здесь важны такие качества, как системное мышление, внимание к деталям, устойчивость и способность углубляться в сложные темы. Это путь тех, кто становится мастерами своей области.

  • Вертикальный рост — продвижение по управленческой лестнице. Здесь на первый план выходят лидерские и управленческие компетенции: управление эффективностью, управление командами, развитие сотрудников, стратегическое мышление.

Надежда Маренкова. Фото из личного архиваНадежда Маренкова. Фото из личного архива

Что еще важно учитывать, говоря о компетенциях будущего?

Гибкость и обучение на протяжении всей жизни. Способность учиться, перестраиваться, быстро осваивать новое становится базовой «метакомпетенцией». Те, кто может быстро входить в новые контексты, не теряя фокуса, выигрывают в любом профессиональном сценарии.

Цифровая грамотность — уже не опция, а необходимость. Даже если вы не ИТ-специалист, понимание, как устроены цифровые инструменты, как использовать ИИ в своей работе, дает значительное преимущество.

Осознанность и саморегуляция. Психологическая устойчивость, управление вниманием, умение выстраивать личные границы и заботиться о ресурсе становятся основой для долгосрочной продуктивности и профилактики выгорания.

Сегодня многие люди находятся в состоянии выгорания или потери мотивации. Как Вы помогаете им вернуть интерес к своему профессиональному пути?

Когда ко мне приходит клиент в состоянии выгорания или потери мотивации, мы начинаем с анализа текущего контекста — не только профессионального, но и личного. Потому что чаще всего выгорание — это не только про работу. Это история про перегрузку в разных жизненных сферах: семье, быту, отношениях, эмоциональном фоне. Поэтому старт начинается с колеса жизненного баланса: смотрим на ключевые сегменты жизни клиента, визуализируем перекосы и начинаем потихоньку «расчищать завалы».

В зависимости от запроса человека, работа может быть довольно прикладной — например, с фокусом на перераспределение времени, управление задачами, освоение матрицы Эйзенхауэра. Мы смотрим, куда уходит энергия, где находятся утечки, где существует нехватка ресурсов, что можно делегировать, а что важно отпустить.

Иногда выясняется, что выгорание связано не с текущей загруженностью или образом жизни, а с тем, что человек находится не на своем месте. Он живет в сценарии, который неосознанно выбрал в детстве. В таких случаях мы подключаем профориентационные инструменты, чтобы посмотреть на человека шире — исследовать его ценности, сильные стороны, мотивационные драйверы. Это позволяет переосмыслить карьерный путь и наметить траекторию, которая будет действительно вдохновлять.

Моя задача в этом процессе — вернуть человеку связь с собой, своими желаниями, интересами, смыслами.

Какой был самый запоминающийся случай из Вашей практики, когда Вы помогли клиенту кардинально изменить карьеру?

Один из самых запоминающихся случаев — работа с клиентом, который пришел ко мне в состоянии сильного выгорания. Он много лет работал в корпоративном найме на руководящей позиции в отделе продаж IT-компании. Несмотря на успешную карьеру, внутри он чувствовал истощение, потерю смысла и мотивации. Было ощущение, что он прожил одну роль, но не понимал, какая следующая.

Мы начали с коучинговой сессии, чтобы осмыслить текущую ситуацию и эмоциональное состояние. Затем перешли к работе с профориентационной программой: с помощью диагностик, анализа мотивационных драйверов, «карты интересов» и оценки профессионального опыта мы начали собирать новую картину.

Поворотным моментом стало осознание, что он не хочет больше быть частью корпоративной структуры, но при этом обладает сильными компетенциями в выстраивании B2B-продаж и знает, как это работает в IT.

В результате он запустил собственное агентство, которое помогает небольшим IT-компаниям выстраивать отделы продаж под ключ. Сегодня он работает больше, но с удовольствием. У него появились новые смыслы, личная свобода, возможность выбирать клиентов и проекты. И, как он сам сказал, «впервые за много лет я снова чувствую себя живым». Доход, кстати, у него выше, чем в найме.

Этот кейс ярко иллюстрирует, как важно в моменты профессионального кризиса остановиться, посмотреть на себя шире и позволить себе пересобрать карьеру осознанно — не по инерции, а с опорой на сильные стороны и настоящие желания.

Надежда Маренкова. Фото из личного архиваНадежда Маренкова. Фото из личного архива

Как опыт работы на руководящих HR-позициях в международных и российских компаниях влияет на Ваш подход к профориентации?

Почти 20 лет я проработала в HR, пройдя путь от рекрутера до HR-бизнес-партнера, включая руководящие роли. За это время решала широкий круг задач — от подбора и адаптации персонала до оценки потенциала, развития карьерных треков и разработки обучающих программ. Особенно плотно велась работа с руководителями среднего звена — помогала не только закрывать вакансии, но и выстраивать команды, развивать людей, находить им места, где они могут проявить себя максимально эффективно.

Что Вы чаще всего замечаете у сотрудников и кандидатов и какие основные ошибки они делают?

Много хаотичных шагов в карьере, низкий уровень проактивности и ожидание «волшебника на голубом вертолете», а также неумение осознавать свои сильные стороны и извлекать пользу из обратной связи. Как HR я часто помогала людям менять вектор: переходить из одного отдела в другой, двигаться с линейных позиций на управленческие должности. И всегда интуитивно чувствовала, где человек может быть по-настоящему на своем месте. Эту способность до сих пор отмечают мои бывшие коллеги — умение видеть человека не просто как набор компетенций, а как живого профессионала со своими уникальными ресурсами и потенциалом.

Сейчас, работая в профориентации, использую весь этот опыт, а также интуицию и глубокое понимание рынка труда. Я знаю, что действительно востребовано, какие критерии предъявляют работодатели к хард- и софтскиллам, как строятся карьерные траектории и как на самом деле проходят отборы. Это позволяет выстраивать с клиентом реалистичный, жизнеспособный план действий.

Мой бэкграунд дает преимущество — особенно в работе со взрослыми клиентами, которые хотят сменить карьерный трек. Я не только помогаю понять, что интересно, но и соотношу это с возможностями рынка. В отличие от профориентологов с чисто психологическим образованием, больше смотрю в сторону будущего — карьерных стратегий, востребованных направлений, сценариев развития.

С какими вызовами Вы сталкиваетесь в своей работе с клиентами и как помогаете им преодолевать эти трудности?

Наиболее частая внутренняя трудность, с которой ко мне приходят клиенты, — неуверенность и страх перемен. Очень многих останавливает не отсутствие навыков, а сомнения: «я не справлюсь», «я недостаточно хорош(а)», «вдруг не получится». Эта неуверенность порой маскируется под логичные доводы — «слишком высокая конкуренция», «я уже не в том возрасте», «рынок перегрет» — и парализует движение.

Среди наиболее распространенных внешних вызовов можно выделить следующие:

  • чувство неконкурентоспособности, особенно у специалистов старше 40 лет;

  • трудности с самопрезентацией, когда неясно, какую информацию следует «продавать» о себе;

  • желание сменить профессию без четкого понимания, в каком направлении двигаться и как достичь желаемого.

Один из показательных кейсов — мой клиент, которому немного за 40. В России он был управленцем высокого уровня, но, переехав в Европу, стал работать в линейной позиции — менеджером по развитию бизнеса. Несмотря на успех в новой роли и высокий доход, у него возник внутренний конфликт: «Я неконкурентоспособный эксперт, если в таком возрасте не вырос до топ-менеджера».

Это типичная ловушка мышления, основанная на незнании реальных условий рынка. Мы начали с анализа: я показала, как на практике выглядит рынок труда, рассказала про демографические «дыры», расширившиеся возрастные рамки в найме и ситуации, когда после 40 не обязательно нужно быть управленцем. Мы рассмотрели варианты горизонтальных карьерных треков. Эта информация стала поворотной точкой — она позволила клиенту трезво посмотреть на свои перспективы.

В работе я использую:

  • экспертную информацию о рынке: помогаю увидеть реальные возможности и оценить перспективы выбранного профессионального трека;

  •  коучинговый подход: не даю готовых схем, а провожу через процесс, чтобы человек сам принял решение, уверенное и осознанное;

  • диагностические упражнения и бизнес-методологию: сессии по тематикам, домашние задания, мини-исследования;

  • профориентационные программы: особенно если речь о смене профессиональной сферы.

Мне не раз говорили: «Как ты узнала, что я чувствую и думаю?» Эмпатия — мой основной профессиональный инструмент. Я не подталкиваю к удобному варианту, а помогаю найти свой — реалистичный, сильный и вдохновляющий путь.

Надежда Маренкова. Фото из личного архиваНадежда Маренкова. Фото из личного архива

Вы мама двоих детей, один из которых подросток. Влияет ли это на Вашу работу с подростками и родителями в профориентации?

Да, безусловно. У меня двое детей, и один из них — подросток, который как раз подходит к этапу выбора своего профессионального пути. Это делает мою работу с подростками и родителями особенно личной и глубоко осмысленной.

Как мама, я прекрасно понимаю те переживания, с которыми сталкиваются родители: «Что, если он сделает неправильный выбор?» или «А вдруг он ошибется?» — сама испытываю эти чувства, но, как коуч и профориентолог, точно знаю:

  • Выбор профессии — не приговор. Он может и должен меняться вместе с личностью.

  • Мир, в котором мы живем, полон динамики. Я помогаю своему сыну, а также другим подросткам понять важные вещи. Во-первых, ты не обязан делать выбор раз и навсегда. Во-вторых, у тебя есть возможность исследовать, пробовать и менять курс. Главное в этом процессе — осознание, мотивация и наличие адекватной информации.

Что еще я даю как родитель и специалист:

Учу своего ребенка критически мыслить, задавать себе вопросы: в чем я хорош, что мне интересно, где могу быть успешным?

Мы разговариваем о профессиях и рынке труда, чтобы у него формировалось понимание — какие сферы развиваются, какие профессии востребованы, какие навыки действительно нужны.

Но я также знаю, как сложно это дается подросткам — у них еще нет того опыта, взрослого взгляда на свои сильные стороны и на мир профессий.

Я вижу, как круто работает наша программа профориентации «Пункт Б». Она дает подростку понятный маршрут: от хаоса в голове к ясности — кто ты, куда и зачем идешь, какие шаги можешь сделать уже сейчас.

Моя цель — не просто помочь сделать выбор. Я создаю условия, чтобы подросток поверил в себя и чувствовал, что он управляет своей жизнью, а родителям помогаю выдохнуть и научиться быть поддерживающими взрослыми.

Вы активно развиваете собственные карьерные программы и продвигаете методологию профориентации «Пункт Б». Расскажите, как Вы видите развитие своей собственной экспертной экосистемы.

Сегодня развиваю карьерные программы и методологию профориентации как единое пространство карьерного сопровождения, в котором человек может решить любой профессиональный вопрос: от выгорания и переосмысления пути до выбора профессии или подготовки к новому месту работы.

Чаще всего ко мне приходят с тем, что на поверхности выглядит как выгорание. Мы разбираемся — это действительно эмоциональное истощение или просто усталость, нехватка ресурса, внутреннего баланса, времени, смысла. Если дело в этом — идем в карьерный коучинг и исследуем, что можно изменить, чтобы вернуть энергию. Я использую техники, которые помогают увидеть картину жизни в целом — «фотографию жизни» клиента, или «колесо жизненного баланса». Это помогает понять, где теряется энергия и время, чего не хватает, какие сферы жизни обесточены.

Если же причина выгорания глубже — отсутствие интереса к профессии, несоответствие ценностям, ощущение «я живу не свою жизнь», — мы идем в профориентацию. В этой работе глубоко исследуем сильные стороны, мотивацию, ценности и реальные возможности на рынке труда. С помощью инструмента «Пункт Б» находим 2–3 профессиональных направления, в которых клиент может реализоваться и чувствовать удовлетворение.

Далее, независимо от исходной точки, переходим к индивидуальному карьерному трекингу. Когда понятно направление, то выстраиваем реалистичный и вдохновляющий маршрут:

  1. Ищем подходящие вакансии;

  2. Составляем или переписываем резюме;

  3. Готовимся к интервью;

  4. Проговариваем, как вести переговоры об условиях.

Далее, при необходимости, строим план индивидуального развития или карьерную стратегию.

В этом и есть сила моей экосистемы — она не фрагментирована. Это не разрозненные консультации с разными специалистами, где клиенту приходится самому «собирать» свою картинку. Я смотрю на ситуацию системно и стратегически, веду клиента от точки А до его уникального пункта Б, соединяя профориентацию, коучинг и экспертную поддержку в единое целое.

Особенно важно, что моя система подходит как для взрослых, так и для подростков. С подростками тоже проходим профориентацию по «Пункту Б», но часто родители и сами приходят за поддержкой — чтобы понять, как разговаривать с ребенком, как развивать критическое мышление и помогать ему принимать осознанные решения. Здесь мы с тренером из моей команды работаем в тандеме: я больше с родителями и взрослыми, она — с подростками. Это усиливает эффект и создает устойчивую опору для всей семьи.

В моей экосистеме уже есть работающая платформа «Пункт Б» — на ней хранятся результаты диагностики, профили клиентов и выстраивается индивидуальная карта развития. Это делает весь процесс прозрачным и удобным.

Моя амбициозная цель — стать лидером в карьерной навигации и профориентации на региональном и федеральном уровне. У меня уже есть партнерство с международной школой «Выбор профессии. Пункт Б», я работаю по лицензии и участвую в развитии методологии. Также планирую расширение продуктовой линейки, запуск офлайн-программ и развитие направлений для родителей, подростков и специалистов, которые хотят работать в моей методике.

Моя миссия — сделать осознанную и успешную карьеру доступной каждому. Через понятные шаги, через заботу, через глубокое и честное исследование. Это больше, чем просто консультации. Это система, в которой человек чувствует поддержку и силу двигаться дальше.

Надежда Маренкова. Фото из личного архиваНадежда Маренкова. Фото из личного архива

Как игра «Пассажиры» помогает Вам и вашим клиентам лучше понимать свои карьерные потребности и желания?

Игра «Пункт Б» — это один из моих любимых инструментов, потому что она объединяет в себе глубокую мотивационную диагностику и формат легкой, вовлекающей игры, понятной и взрослым, и подросткам.

Она основана на теории мотивации Дэвида МакКлелланда и позволяет в безопасной игровой форме заглянуть вглубь своих карьерных потребностей. Участник переносится в далекое будущее, где по сюжету он оказывается на космическом корабле. Из-за непредвиденных обстоятельств приходится остаться в космосе — и выбрать одну-единственную профессию на всю оставшуюся жизнь.

Выбор ограничен тремя условиями:

  • Нельзя будет сменить профессию.

  • Все должности (от космического механика до директора станции) абсолютно равны по оплате и статусу.

Профессию нужно выбрать чисто по ощущениям — если она не соответствует внутреннему «я», «сыворотка реализации» не подействует, и человек не сможет выполнять свою работу.

Такой необычный контекст снимает социальные фильтры и помогает заглянуть в настоящую мотивацию человека — без оглядки на зарплату, престиж или мнение окружающих.

После выбора начинается расшифровка: через ответы и поведение в игре раскрывается, какой из трех базовых мотивов у человека доминирует:

  • ориентация на результат,

  • стремление к власти/влиянию,

  • желание принадлежать и быть частью чего-то (причастность).

Это мощный инструмент, который помогает:

  • понять, почему человек чувствует неудовлетворенность в текущей работе;

  • в чем его драйвер;

  • какие задачи, роли, типы команд ему по-настоящему подходят.

Игра работает одинаково эффективно как в индивидуальном, так и в групповом формате. Дети, подростки и взрослые вовлекаются с интересом и получают удивительно точные инсайты, которые потом становятся отправной точкой для профориентации, карьерного коучинга или индивидуального трекинга.

Для меня как консультанта это еще и диагностический компас, который помогает быстрее сориентироваться в запросе и подобрать эффективную стратегию сопровождения.

Если бы Вы могли дать только один совет человеку, который потерял себя в профессии, что бы это было?

Если ты потерял себя в профессии — вернись к себе. Вспомни, что тебе действительно важно, что наполняет, что вызывает интерес. Ответы есть, просто они спрятаны не в должности или резюме, а в твоих ценностях, опыте и праве на новый выбор.

Как Вы видите будущее профориентации в условиях меняющегося рынка труда и увеличения дистанционной работы?

Будущее профориентации напрямую связано с глобальными изменениями на рынке труда — цифровизацией, ростом дистанционной занятости и переходом к проектной и платформенной экономике. Все это формирует новые профессиональные сценарии, один из которых — слэш-карьера, когда человек осознанно развивает сразу несколько профессиональных ролей. Например, юрист/стилист, продуктовый маркетолог / тренер, рекрутер / организатор туров. Одна из ролей может быть основной и приносить стабильный доход, а другая — дополнительной, проектной, или даже хобби, которое удалось монетизировать.

В своей практике я все чаще сталкиваюсь с запросами на определение второй профессиональной опоры. Люди приходят с вопросами:

  • Какое мое хобби или сильная сторона может приносить доход?

  • Стоит ли мне идти в предпринимательство, и если да, то в каком направлении?

Эти запросы сопровождаются внутренними конфликтами, и прежде всего боязнью не справиться и потерять стабильность. Но в то же время становится все более нормальным менять профессию не один раз в жизни. Я работаю с людьми, которые приходят за сменой вектора в 35, 40 и даже 55 лет. И это уже не воспринимается как нечто странное — это новая норма.

Мы уходим от представления о профессии на всю жизнь. Это открывает путь к гибкости, осознанности и необходимости самостоятельного проектирования карьеры. И да, именно этот навык (умение управлять своей профессиональной траекторией) будет становиться все более важным. Однако при этом потребность в поддержке специалистов не отпадет. Сам человек зачастую видит ситуацию однобоко, через призму собственных страхов, установок, неполной информации. Задача профориентолога или карьерного коуча — увидеть больше, помочь выстроить стратегию, заметить неочевидные связи и ресурсы.

Сегодня я все чаще выступаю не просто как профориентолог, а как наставник, аналитик и куратор личной стратегии. Это особенно важно при работе со взрослыми клиентами: мало выбрать новое направление, нужно еще и выстроить реалистичный, экологичный план перехода. Иногда это совмещение ролей, иногда — поэтапный выход из найма. Все чаще к этому добавляется и работа с развитием гибких навыков, умением учиться, перестраиваться, адаптироваться.

Что касается системы в целом, позитивные изменения есть. Родители стали более бережно и осознанно относиться к выбору профессии детьми. В школах появляются программы профориентации, но чаще всего они формальны, состоят из набора тестов без глубокой интерпретации. Программа «Пункт Б», с которой я работаю, построена на глубоком понимании личности, мотивации, сильных сторон и включает сопровождение и четкие пошаговые планы — от анализа до первых шагов в профессии.

В целом профориентация будущего — это не разовый тест или консультация, а долгосрочная, осознанная работа с личной стратегией. И все чаще — с несколькими параллельными стратегиями, отражающими современный многоформатный рынок труда.

Надежда Маренкова. Фото из личного архиваНадежда Маренкова. Фото из личного архива

Какие профессиональные планы и проекты Вы планируете реализовать в ближайшие несколько лет, чтобы продолжать помогать людям в их карьерном развитии?

Все больше людей приходят не просто за разовой консультацией, а за системным сопровождением в переходе — будь то смена профессии, выход в предпринимательство, профориентация для подростков или взрослый осознанный разворот в сторону реализации через дело.

Поэтому я планирую:

  • Развивать и масштабировать профориентационную программу «Пункт Б» как для подростков, так и для взрослых. Сделать ее максимально доступной и глубокой одновременно — через онлайн-форматы, работу с кураторами и интеграцию индивидуального подхода.

  • Создать курс по карьерному проектированию, в котором участники смогут не просто определиться с направлением, но и собрать свою карьерную стратегию: от диагностики до конкретного плана и первых шагов. Это будет не сухая теория, а живой практический инструмент.

  • Развивать профильные коллаборации — с профориентологами, коучами, психологами, чтобы вместе давать людям более целостную помощь.

  • И конечно, продолжать работу с глубокой диагностикой потенциала — через психометрию, индивидуальные сессии, которые помогают не просто понять, что тебе подходит, а увидеть, как это может быть реализовано шаг за шагом.

Моя большая цель — помогать людям возвращать себе веру в профессию как часть реализации и смысла, не важно, в 15 лет или в 55. Создавать пространство, где можно задуматься, почувствовать, исследовать и осознанно выбрать свой путь. Иногда заново.


Telegram: nadezhda_marenkova

ВКонтакте: marenkova_coach

E-mail: marenkova@voronezh-punktb.ru

Тел.: 8 906 580 0583

Реклама: ИП Маренкова Н.Н.

ОГРНИП: 3243668000095130

Erid: CQH36pWzJqEJ6FbtSgCaetwFQHpQ1XuaLSTzAkb2cD7C1K

Постройте свою карьеру:

Отправить заявку на интервью