Свою первую фотокамеру он взял в руки в 18 лет, в 29 создал первое профессиональное видео. Сейчас Роману Здышеву 35, и он высоко востребован в России и за рубежом в качестве успешного профессионального клипмейкера. О том, что привело его в шоу-бизнес, каково это - работать с российскими и зарубежными знаменитостями и как вообще рождается популярный клип мы пообщались сегодня с Романом.
Роман Здышев. Фото из личного архива
Это очень интересная история. Я с детства проявлял интерес к творчеству, начиная с живописи и заканчивая музыкальной школой, но, как правило, не всегда интересы реализуются в нашем современном мире сразу, как бы мы этого не хотели.
После школы родители дали мне возможность учиться в высшем экономическом учреждении, но где-то на втором-третьем курсе я понял, что это не совсем то, чем бы мне хотелось заниматься и ушёл из института, поблагодарив родителей за предоставленную возможность.
Я понимал, что нужно как-то реализовывать себя в жизни, поэтому устроился работать продавцом в музыкальный салон аудио- и видеодисков, тогда это было очень популярно, а параллельно начал заниматься музыкой. И в один прекрасный день, когда я пошёл в магазин музыкальных инструментов, чтобы обновить оборудование для электрогитары, проходя мимо магазина с фототехникой, я, буквально, залип на камеры по ту сторону стекла и что-то внутри мне сказало: «Чувак, это твоё!». Недолго думая, я купил себе первую камеру Sony a300, с того момента и началось моё увлечение фотографией.
Фотографировать я учился самостоятельно, забросив постепенно музыку, снимал природу, людей, растения, словом, всё, что движется и не движется. Параллельно с этим я сменил одну за другой работу - сначала попробовал себя в дизайне кухонной мебели, что дало мне большой опыт, потом ушёл в рекламную продукцию, начав в типографии с печатника и за два года добрался по карьерной лестнице до директора компании. На тот момент мне было 22 года.
Фотографией всё это время я продолжал заниматься, но тогда она оставалась по-прежнему лишь увлечением. Проработав месяц на должности директора компании я понял, что это не совсем моё. Я уволился и на полученную зарплату купил себе уже профессиональную камеру с дорогим объективом. Именно в тот момент я решил полностью связать свою судьбу с фотографией. Как раз тогда у нас в Иркутске открылся интернет - портал Geometria.ru, и я устроился туда репортажным фотографом, освещал все самые модные и крутые мероприятия нашего города. Проработав в Geometria.ru 7 лет я набрался колоссального опыта в сфере репортажной фотографии. Параллельно я занимался художественной фотографией для глянцевых журналов, начал осваивать направление видеосъёмки. В моём родном Иркутске обо мне тогда много писали, я стал достаточно известной, как это принято называть, медийной личностью, и в какой-то момент понял, что в своём городе я уже добился всего, чего хотел и мне захотелось идти дальше. Так в свои 29 лет я купил билет в Москву и улетел.
Роман Здышев. Фото из личного архива
Оказавшись в Москве я сразу понял, что этот город мой. Но на первых порах всё было не так легко и просто. В первые полгода я столкнулся с тем, что мне тяжело как-то освоиться и куда-то продвинуться, так как никто тебя не знает, да и в принципе на рынке фото очень большая конкуренция. Деньги заканчивались и нужно было уже как-то определяться. Поняв, что в плане фото очень сложно будет в Москве конкурировать, я решил полностью заняться видео, так как в плане качественного контента конкуренция в Москве была на тот момент достаточно слабая.
Я договорился с моделью, у которой был миллион подписчиков, снять видео по бартеру, с этого всё и закрутилось - начал снимать видео популярным людям, параллельно освещал мероприятия Soul Kitchen, откуда вышло очень много известных звёзд, там много с кем познакомился. И в тот момент я подумал, а почему бы не попробовать снять музыкальный клип. Я очень этой мыслью вдохновился и начал снимать музыкальные клипы.
Сейчас мне 35 лет, в Москве живу уже почти шесть лет. За четыре последних года я снял более 30 клипов как начинающим артистам, так и популярным, среди которых Валерия, Максим Фадеев, Александр Малинин, но большинство моих клиентов - это всё-таки иностранные артисты в России и за рубежом.
Да, на самом деле, совмещение этих профессий - очень сложный процесс, занимающий колоссальное количество времени и сил. Это одновременно и сложно, и интересно, потому что даёт новый опыт.
Совмещать все эти профессии приходится если, например, это какая творческая, имиджевая работа, а в большинстве случаев всё зависит от сумм бюджетов, выделенных на клип, так как не каждый начинающий артист может позволить себе 20 и более человек на съёмочной площадке. Поэтому да, в некоторых случаях приходится делать всё самому с минимальным количеством помощников, но при этом качество на выходе остаётся таким же высоким, просто затрачивается больше моих сил и времени.
Вдохновение я черпаю с иностранной аудитории по всему миру, поэтому, скорее всего, большая часть моих клиентов - это иностранцы. Так как я снимаю клипы больше в американском стиле, то ко мне артисты даже из Лондона прилетают.
Да, концепция всегда придумывается заранее, но по ходу съёмок она всегда меняется для достижения лучшего результата. В большей степени я импровизатор и многие идеи рождаются у меня в голове уже на съёмках.
Вообще процесс создания любого клипа, киносериала и так далее - это очень сложный процесс. При создании каждого нового клипа я сталкиваюсь со многими проблемами и в процессе подготовки, и у же на самой съёмочной площадке, и на монтаже. А насчёт того, как сложно создавать что-то новое, скажу так - я просто беру и делаю то, что приходит в виде образов и картинок в мою голову. И да, я смотрю много клипов, созданных другими клипмейкерами, что-то черпаю у них и делаю по-другому, но так делают все, ведь колесо уже изобретено и новое не создашь, можно только улучшить.
Роман Здышев. Фото из личного архива
Хороший клип можно снять и сделать за один день при желании, всё зависит от возможностей, таланта и поставленных задач. Но, как правило, в среднем подготовка длится одну-две недели, съёмка - одну-три смены, монтаж - до месяца.
Если честно, то с зарубежными звёздами мне работается комфортнее, так как у них нет каких-то завышенных требований, они простые, более артистичные и на съёмочной площадке с ними легко. Когда предоставляешь им конечный результат, никогда нет правок, они всегда в восторге, а вот с российскими звёздами делать правки приходится часто - то артисты не могут договориться, кого больше, кого меньше должно быть в кадрах, то ракурс неудачный и так далее. В России клипы привыкли «вылизывать» до идеальности, а, как правило, идеальности не существует, в этом и есть секрет зарубежных клипов .
Первое моё яркое впечатление было, когда я участвовал в съёмках музыкального клипа в Дубай, где был известный режиссёр David Zennie, снимали клип Carl Wolf. Наша совместная работа длилась три дня, и за это время он меня многому научил на съёмочной площадке. Сейчас до сих пор поддерживаем с ним связь. Это был действительно очень интересный опыт.
Ещё один яркий опыт я получил на съёмках клипа на Сейшелах. Никогда не забуду, как мы сутки снимали, карабкались по скалам с оборудованием, бродили по джунглям, били кокосы, потому что вода закончилась, а до берега, куда нам должны были привезти продукты и воду, далеко. В общем я получил тогда незабываемо экстремальные впечатления, и при этом мы ещё умудрились снять хороший клип.
Хорошо запомнились мне и съёмки клипа Максиму Фадееву и Валерии на трек «До предела». Тогда как раз Москва находилась на карантине и было интересно поснимать пустынные улицы, залететь квадракоптером в квартиру Валерии и Иосифа Пригожина, поработать с Фадеевым через стекло его дома. Много ограничений и сложностей было на съёмках, но я справился и всё получилось круто.
Да, меня пригласили в качестве оператора снять большую часть военно- патриотического кино. Фильм снимался в Германии - в Мюнхене и Нюрнберге, также много мест было и в России. Снимали мы примерно два года, помимо меня были и другие операторы, так как не всегда я мог лично присутствовать на съёмках. После того, как фильм был снят, на монтаж у нас ушло ещё около пяти месяцев. Были споры с режиссёрами, много дней и ночей ушло на работу, но мы справились.
Роман Здышев. Фото из личного архива
Фильм «VНУК» вышел на экраны российских кинотеатров 22 июня 2022 года. Мы ездили с презентацией по городам, охватили в общей сложности около 20 городов, доехали до Крыма, где тоже фильм презентовали. Поездка получилась довольно интересная. Конечно, будучи режиссёром этого фильма, я бы много чего там поменял, для того чтобы сделать сюжет ещё интереснее, но увы. Сделаю это в своём фильме.
Так как я работаю с телеканалом «Europa Plus», на данный момент у нас два ближайших проекта. Это будет путешествие на лайнере в Стамбул и на Мальдивы,в процессе которого будем снимать новые музыкальные клипы. Также у меня в планах снять сериал, и я над этим уже усердно работаю. Если все звёзды сойдутся, то в скором времени увидите мой сериал на телеканале и интернет-площадках.