Первый опыт Николая Каркач на маркетплейсе оказался не самым успешным, но не повлиял на его желание развиваться в этом направлении и дальше. Учтя предыдущий опыт и допущенные ошибки, изменив подход к юнит-экономике и выбору ниши наш герой в сравнительно короткие сроки сумел выйти на стабильно высокие доходы. О том, как достигать на маркетплейсах точки роста и с чего следует начинать новичкам в продажах мы пообщались сегодня с Николаем.
Николай Каркач. Фото из личного архива
Большое желание заниматься предпринимательской деятельностью у меня было с самого детства. Несмотря на то, что я много лет посвятил службе в авиации - обучал курсантов летать, параллельно с этим я пробовал заниматься бизнесом. Однако, один очень экстремальный случай на службе, произошедший, так скажем, по вине моего бизнеса, помог мне осознать, что совмещать армию и предпринимательство практически невозможно. Так в 2019 году я принял решение уволиться со службы и создать что-то своё. Первоначально занялся перепродажей товаров с рынка, но когда, ради интереса, попробовал самостоятельно создать платье, я прочувствовал весь кайф от того, что ты можешь сделать что-то своё и отчётливо понял, что именно этим хочу заниматься дальше.
На Wildberries меня привело, прежде всего, желание быть свободным и при этом делать своё дело. До этого у меня были музыкальные школы, сеть компьютерных клубов и, получается, я всегда был территориально привязан к тому или иному месту. Маркетплейс же не подразумевает привязки к какой-то определённой локации, здесь я могу работать буквально из любой точки мира, и мне это очень понравилось. В августе 2022 года я принял решение зайти на Wildberries.
Сначала я зашёл на маркетплейс с мебелью и хорошо заработал, но потом сильно повысилась логистика, торговать мебелью стало нерентабельно, по причине чего я решил отказаться от этой ниши и перейти на одежду. Сейчас мы продаём женскую одежду, в основном куртки и платья, под брендом Nivairа. Кстати, с этим названием связана очень интересная история. Изначально я назвал бренд Instyle, но когда захотел его зарегистрировать в качестве своего товарного знака, у меня не получилось этого сделать, поскольку такие бренды на тот момент уже имелись. В течение недели мы с моей командой придумывали всевозможные названия, но что-то подходящее никак на ум не приходило. Тогда я собрал всю команду вместе, чтобы коллективно предпринять мозговой штурм и у нас родилось название Nivairа. Это первые буквы имён сотрудников нашей команды.
Когда я решил торговать на маркептплейсе, о том, как это делается я вообще ничего не знал. Обучение стоило 300 000, при том что денег на тот момент не было совсем. И тогда я выложил в соц.сетях объявление о том, что набираю пять-десять человек, с которыми планирую обучиться работе на WB. Написал, что обучение стоит 50 000 рублей и указал, что если кому-то работа не понравится или кто-то в ближайшие три месяца не выйдет на доход в 50 000 рублей, я верну деньги за обучение. На моё объявление откликнулись семь человек, двоим я деньги вернул, а с остальными проходил обучение так: в понедельник я сам обучаюсь, во вторник обучаю свою команду и так все четыре дня курса.
Николай Каркач. Фото из личного архива
В целом за все два года работы на WB у меня не было периода, когда бы я действовал без наставника. Когда заканчивается одно наставничество, я тут же покупаю другое. В общей сложности за это время я уже потратил на саморазвитие больше пяти миллионов рублей, три из которых на обучение работе на WB. Считаю, что иметь наставника нужно всегда, только так можно избежать в своей работе большинства ошибок, которые успел совершить наставник.
Для того, чтобы зайти на маркетплейс я взял кредит на шестьсот тысяч рублей, закупил первую партию товара, выставил на продажу и полностью прогорел, но к тому моменту я уже успел понять, что продажи идут и хорошие. Тогда я начал привлекать инвестиции, что и помогло мне по-настоящему начать развиваться на WB. Сейчас наша выручка составляет, в среднем, шесть милионов в месяц.
Да, мы планируем расширять ассортимент, но строго в рамках действующей ниши. Я вывел для себя правило, которого строго придерживаюсь: пять лет я занимаюсь одним выбранным направлением, поэтому сейчас это ниша женской одежды.
Повторюсь, что без опытного наставника избегать ошибок селлеру достаточно сложно, а начинающему селлеру сложнее втройне. Нужно ведь грамотно просчитать экономику, выбрать правильный товар, так как есть ниши, в которые не стоит заходить с минимальным бюджетом и, наоборот, ниши, в которые приоритетно зайти, если у тебя бюджет большой. То есть, от верного выбора ниши действительно зависит очень многое.
Если мы говорим о начинающих селлерах, то нередко у них возникают ещё и сложности с продвижением. Многие ошибочно думают, что можно отправить товар, сделать фотосессию и всё, товар продаётся. Раньше, по сути, так и было, но сейчас это не работает. Ты должен завлечь клиента, чтобы он купил товар не у твоего конкурента, а перешёл к тебе. К примеру, что позволило нам стать лучше своих конкурентов? Мы продаём наши платья не в целлофановой упаковке, а в стильной брендированной коробке, которая сама по себе уже визуально очень привлекает. Есть у нас и другие приятные для покупателей сюрпризы, которые сделают их покупку именно у нас незабываемой. Я это всё к тому, что сейчас в продвижение включается очень много факторов, влияющих на покупательские предпочтения, и над каждым из них нужно очень серьёзно работать.
И ещё один важный момент - допоставка товара, потому что даже если селлер сделал грамотно все предыдущие озвученные мною шаги, а тут вдруг товар у него на маркетплейсах закончился, то позиции такого товара очень быстро падают и восстановить их потом достаточно тяжело.
Николай Каркач. Фото из личного архива
Поэтому, повторюсь, если ты всерьёз решил заняться бизнесом на маркетплейсах, то на чём уж точно не стоит экономить - это глубокое подробное обучение и помощь опытного наставника, который уже имеет тот результат, к которому ты стремишься.
Да, существует, и я уже о ней упоминал ранее. Это привлечение инвестиций. Есть два варианта, как это можно сделать. Первый - взять деньги, запустить продажи, с которых выплачивать ежемесячно проценты по займу, а в конце года полностью вернуть всю сумму. Второй - вложить деньги инвестора в товар и прибыль с каждой единицы проданного товара делить с ним пополам. Обо всём этом более подробно я рассказываю на обучении. Так что если у кого-то есть желание обучиться и попробовать свои силы в качестве селлера на маркетплейсах, буду рад видеть на своих курсах.
Телеграм: Nikolay_Karkach
Сайт: uniontag
Почта: karkachns@gmail.com