ЖУРНАЛ PERSONO это эффективный вид имиджевой рекламы для публичных лиц, представителей бизнеса и политики.
Вы являетесь блогером или звездой шоу-бизнеса? Тогда мы будем рады рассказать о вас.
Вы можете помочь нам в этом, заполнив несколько полей. Или напишите нам.
Каждый день о вас будут узнавать тысячи людей, которые посещают наш сайт.
Размещение биографии - это возможность показать себя и то, чем вы занимаетесь.
Интересный и полезный контент непременно увеличит число ваших подписчиков в социальных сетях. Важно только, чтобы вас заметила нужная аудитория людей.
WhatsApp - написать в отдел публикации
В этом интервью познакомились со специалистом, который хорошо знает, как работает психика и тонко чувствует других людей.
Знакомьтесь, Екатерина Гаврикова – клинический психолог, гештальт-терапевт и психолог-тренер.
Екатерина Гаврикова: «Бесконечно верю в психику человека. Она – это творение, это продукт отношений между людьми. А значит, отношения должны победить любые разрушения».
Здравствуйте!
Здесь вспомнилась цитата из произведения «Алиса в стране чудес»: «Если бы ты была в хороших отношениях со Временем, то оно делало бы для тебя все, что ты пожелаешь».
С образованием также. Оно делает для тебя все, стоит только быть с ним в хороших отношениях. Я «за» отношения, за отношения с теми, кто лидирует в профессии по уровню профессионализма. Поэтому, вместо упоминания тех мест, где я обучалась, предпочитаю назвать имена людей, из рук которых я брала знания, получая живой эмоциональный опыт, чтобы стать хорошим специалистом по психике:
Гиберманн Ирина, психоаналитик, супервизор, автор бестселлера «Живу как хочу».
Трефилов Дмитрий, гештальт-терапевт, супервизор, создатель первого сайта для профессиональных психологов b17.ru.
Ирина Федорова, супервизор, гештальт-терапевт, тренер МИГИП.
Денис Сенников, гештальт-терапевт, супервизор, ректор ИГТиПП.
Ксения Эвнина, психолог, супервизор, директор ИГТиПП.
Юлиана Мартынова, гештальт-терапевт, психотерапевт, основатель Винницкого отделения Киевского Гештальт Университета и медико-психологического центра «Феномен».
Катерина Дмитриева, супервизор, экзистенциальный психолог.
Всем этим людям я очень благодарна!
Каждому психологу, страстно любящему свою профессию, когда-то было невероятно больно и тяжело. Пришлось с этим справляться или не справляться, и порой встречаться с бессилием, чаще и то и другое одновременно. Именно такой опыт и природное любопытство – входной билет в профессию.
Я из Санкт-Петербурга, но мои предки коренные уральцы. Люблю Урал и все, что с ним связано, за противоречивость характеров и силу духа уральцев.
Мой путь в профессию пролегал сквозь разный опыт реальной жизни и начинался он от эпоса Уральских гор, ведь по первому образованию я филолог. В итоге, опыт привел меня сюда, в момент, где я могу в этом интервью развернуть мысль, и главное свое открытие о том, что психика – это не страшный неопознанный зверь, это не айсберг, остроконечный пик которого еле виден над толщей бессознательных вод.
Психика работает по понятным, ясным и предсказуемым законам, знание которых дает руль управления жизнью в собственные руки. В упрощенном смысле – это тайное знание дает уверенность в себе и адекватную самооценку.
Ранняя травматика, я не встречала в коллегиальном окружении людей с простой судьбой. Но у меня узкая выборка, так что выводы тоже.
Если серьезно, я книжный червь и человек, одаренный природной дипломатией. Еще люблю парадоксы и противоречия, – психика вся построена на парадоксах и полярностях. «Разгадывание» разнообразных ребусов человеческой природы довольно увлекательный процесс, развивающий мозг. А разные направления в психотерапии дают мне объемную картинку психической реальности. И еще люблю, когда сложносочиненно, любые упрощения делают жизнь плоской.
Начало моей работы в психологии связано с участием в проекте крупного блогера об отношениях. В 2016-м году было мейнстримом ходить на курсы к инстаграм-блогерам и «улучшать» свою жизнь. Я знаю, как эта кухня работает изнутри. И многое из этих знаний и опыта мне помогло сделать шаги в психотерапию, чтобы коснуться глубинных причин той неустроенности, которую я обнаруживала в женских запросах об отношениях. И первые запросы я брала в работу именно об отношениях.
При этом, я постоянно ощущала неудовлетворенность, голод по цельности. Это знаете как, – когда картинка есть, но самого сложного, определяющего все остальное, пазла не хватает.
Я стала видеть, что проблемы отношений, центральный запрос любого клиента, не решаются ВНЕ отношений. И именно терапевтические отношения, и та глубина, которая возможна в них, могут давать исцеляющий эффект. Хотя мой учитель, Рафаэль Кортино, гештальт-терапевт Международного уровня, говорит о том, что психотерапевты не исцеляют. Да, мы не маги и не целители, мы всего лишь создаем пространство для исцеления, но основную работу делает психика клиента в контакте с психикой другого. Вот за этим переходным пространством я и шла, изучая гештальт-подход, а затем не врачебную клиническую психотерапию.
Более того, мне нравится бросать вызов себе и брать такие запросы, которые вчера я бы не посмела брать, и нанизывать этот опыт, как бусинки на четки.
В моей парадигме мышления отсутствуют категории «сложно/просто». Каждый клиент – многомерный мир, и моя задача – дать инструменты для изучения этого мира. Здесь мой особый интерес, найти персональный код для каждой психики, с которой я соприкасаюсь. У меня есть клиенты с психотичным опытом, есть клиенты с биполярным аффективным расстройством, расстройством личности, и есть клиенты с запросами наладить отношения и поработать с самооценкой. И как бы странно это не звучало, стратегия работы с первыми в разы проще, чем со вторыми, а вот сам процесс работы лежит в совершенно разных плоскостях.
Про пластичность. Бывает так, что очевидные и самые, казалось бы простые вопросы, могут долго не решаться в силу отсутствия ресурса психики. На пластику нужна растяжка. Вот за этой растяжкой, или способностью адаптивно реагировать на изменения среды, в основном и приходят люди, полагая, что это быстрый и легкий запрос. Но, поверьте, сесть на шпагат или принять тот факт, что сесть удастся только в полшпага, можно на абсолютно разных ресурсах психики. Главное – эти сокровища откопать. А дальше запускается процесс самоисцеления.
И еще. Пластичность, и сейчас говорю из своего опыта, результат работы сопротивления. Я имею в виду, чем сильнее и обширнее сопротивление у клиента, тем ювелирнее работа терапевта, и тем больше пластичности приобретает психика клиента в контакте с ним.
Это основной вывод, который я могу выделить в самых сложносочиненных случаях, коими могут оказаться те самые простые, кажущиеся поверхностным, запросы.
С тупиковыми ситуациями не нужно справляться, важно выдохнуть, если мы говорим о тех ситуациях, которые человек организовал в своей жизни сам.
И вы правы, клиент, формулирующий свой запрос так, как вы описали, во-первых несомненно обладает определенным мышлением, и многое в терапии будет построено на поиске искажений в мышлении и устранении этих искажений. Во-вторых, состояние тупика скорее всего человеку очень знакомо, другими словами, он не первый раз в нем, а значит имеет опыт выхода из него. Да, возможно, не самый адаптивный, и все же этот опыт есть. И значит, мы будем вспоминать, как он это делал, и искать другие варианты выхода, подходящие в здесь и сейчас.
И последнее, так-то вся жизнь человека состоит из смен состояний между «я недоволен» и «я доволен». Тупик – он про ощущение «я сильно недоволен», и выходить из этого можно долго и дорого, а можно, играючи. Тут многое зависит от психотипа, и подводных камней или особенностей формирования восприятия человека.
Хотя вы правы, в любом тупике заложена невероятная трансформационная сила. И я именно такой специалист, который видит силы в человеке, которые необходимы для запуска изменений.
То, что в современном мире мы привыкли называть продуктивностью, на самом деле, самая обычная осознанность. Такое знакомое слово, но не каждый понимает его подлинный смысл. Со-знание не то же самое что о-сознание. Я хочу сказать, все мы в этой жизни живем в сознании, но очень многие при этом в конфлюэнтном или слитом с чем-то еще состоянии сознания. И для осознавания себя важно с этим чем-то разлепиться. Разделение и возможность видеть себя разным и при этом не разваливаться на части, сильно помогает в преодолении разного рода зависимостей, в том числе любовной.
Екатерина Гаврикова: «Сопровождая человека к целостности, я являюсь тем, кто в трансформационном процессе любой сложности просто оказывается рядом. А как известно из эпичного эксперимента с котом Шредингера, наблюдатель меняет всю картину только своим присутствием. В этом нет никакой магии, только законы квантовой физики. Они работают и в психике человека тоже».
Я из тех, кто сильно верит в человеческую природу. Да, в нас работают в разные периоды жизни с разной силой как импульсы либидо (созидания, жизни), так и мортидо (разрушения, смерти), это неизбежно. Но и другое утверждение не менее справедливо – любая живая система стремится к гомеостазу, то есть к такой саморегуляции, которая приводит к сбалансированности всех процессов. Иначе род человеческий давно бы вымер.
Екатерина Гаврикова: «Ни методы дают силу вере, а способность души совершать эту работу до-верия и этому можно научиться».
Когда человек пишет, еще только пишет первые строки с вопросом о помощи, я уже могу определить, с какими реальными проблемами он сталкивается в жизни. Выбор слов и построение фраз безошибочно помогает определить если не психотип, то уровень организации психики. То, КАК человек структурирует речь, говорит о феноменологии его психики.
Екатерина Гаврикова: «Я могу в любом подходе работать, но предпочитаю фьюжн – это как Высокая Кухня, вы приходите, у вас разные по вкусу и плотности продукты, и вы можете творить, экспериментируя с любыми сочетаниями».
Языком психологии, я синтезирую, и в каждом моменте контакта с человеком выбираю метод. Но у меня есть и предпочтения в методах, исходя из психотипа, например с ядерным нарциссически организованным человеком я предпочитаю выстраивать стратегию в психоаналитическом подходе, хотя на первых этапах выбираю гештальт-подход для формирования альянса. А обсессивно-компульсивный человек, как по мне так прекрасно доступен для изменений в когнитивно-поведенческом подходе.
Отличия методов в том только, насколько глубоко вы готовы заглянуть в кроличью нору. Клинический психолог владеет психоаналитическими инструментами, позволяющими зайти в глубинные слои психики, гештальт-метод виртуозно выстраивает отношения и исцеляет отношениями. КПТ подходит невротически организованным людям, но некоторые направления, например, когнитивно-диалектическая терапия прекрасно работает с расстройствами личности.
В любых отношениях люди крепко сцепляются неврозами, это когда один шутит, а второй уже знает, как прозвучит шутка в конце.
Терапевтические отношения не исключение. Ко мне приходят определенные люди, и прочитав это интервью, откликнутся люди определенного склада, и я знаю, какие. Если хотите, озвучу мой хит-парад – это нарциссы, параноики, обсессивные, приправленные ноткой нарциссической травмы.
Более того, ко мне приходят люди из разных социальных слоев и с разным типом мышления, соответственно, и с очень разным уровнем достатка.
Я могу работать на разных глубинах, смотря чего хочет человек в итоге. Погружаясь в воду, мы выбираем что надеть, только купальник, или водолазный костюм, все зависит от целей погружения.
Моя задача – взять цель клиента и найти ей оптимальный фантик, чтобы сладко-горькая пилюля терапии была разжевана, проглочена и в идеале переварена. Но так бывает не всегда. И это тоже факт терапии.
У меня был случай, когда клиентка попала в состояние крайней обиды, повлиявшее на ее способность говорить, физически. Знаете, когда есть, что сказать, но нет сил преодолеть молчание. Это такое психическое убежище.
И здесь стоит быть готовой к провалу, то есть понимать, что клиент может не выйти из этого состояния и уйти из терапии. И при этом важно продолжать растапливать замороженность человека и вовлекать его в говорение, одновременно проясняя, что с ним происходит, сохраняя доброжелательность и участливое отношение. Никогда не знаешь наверняка, где пролегает воронка травмы.
Мой профессиональный интерес сейчас в области группового взаимодействия. Я на стадии поиска реализации идеи организовать такое групповое взаимодействие, которое помогало бы людям проходить самые сложные в жизни трансформации с минимальными потерями.
Как вижу это я? Стоит только осознать, что каждый человек в базе своей имеет потребность в творчестве, в игре, в игровой деятельности, в легкой творческой непринужденности, стоит только заметить свое желание влиять на других, оставлять след в сердцах и быть тем, кого хотят и любят, то все встает на свои места.
Ведь именно в игре мы с вами переживаем пик эйфории, такой похожий на состояние влюбленности, которое мы бессознательно постоянно стремимся пережить. Всякая депрессия – она об отсутствии доступа к этому состоянию и невозможность им насладиться.
Так что, мне хочется собрать людей в сообщество, в котором каждый создаст свою игру, игру своей особенной жизни и в которой, играючи, становится возможным достигать самых амбициозных целей – здесь и начинается трансформация.
Как говорится, не можешь пережить, сыграй!
Екатерина, благодарим за такую легкую и продуктивную беседу, за то, что поделились своим взглядом на профессию и раскрыли эту тему для читателей PERSONO. А познакомиться с Вами ближе и задать вопрос можно пройдя по ссылкам.
Сайт: gavrikovaea.tilda.ws
Telegram: subgialogy
Instagram (запрещён на территории РФ) : katrin_psycholog