Обратный звонок
Представьтесь, мы вам перезвоним.
Интервью с Мариной Камович
Марина Камович — тот самый волшебник, который за руку ведёт психологов и коучей в частную практику

Марина Камович — тот самый волшебник, который за руку ведёт психологов и коучей в частную практику

25 Ноября 2023 0
12 мин.

Марина Камович практикующий гештальт-терапевт, наставник, продюсер психологов и коучей, основатель Клуба помогающих практиков. Испытав все сложности начинающего эксперта на собственном пути к частной практике, она точно знает, как выстроить грамотную систему привлечения клиентов и сформировать запись на несколько месяцев вперёд. Именно так у неё всё сейчас обстоит. Если Вы начинающий психолог, коуч или помогающий практик, то это интервью с Мариной будет для Вас полезным.

Марина, расскажите, когда и при каких обстоятельствах Вы пришли в психологию.

В психологию я пришла из бизнеса в 2016 году в результате серьёзного выгорания и возрастного кризиса 30+ лет. Это был сложный период поиска себя. Казалось, что дело, которым я на тот момент занималась — полная ерунда. Что где-то есть моё настоящее предназначение, и если я его найду, то всё в жизни сложится как надо.

Так я пришла в психологию и гештальт-терапию с мечтами вскоре стать успешным, известным и богатым специалистом.

Но?..

Но оказалось, что этот путь не такой уж простой и романтичный, как я себе представляла. Первым делом столкнулась с тем, что было абсолютно непонятно, как развивать частную практику. В вузе нас учили академическим знаниям, программа гештальт-терапии включала практические навыки работы. Как строить частную практику, никто и нигде не преподавал.

И вот я с дипломом психолога и отсутствием знаний, где искать и как привлекать клиентов. Плюс к этому синдром самозванца, страхи, сопротивление.

Марина Камович. Фото из личного архиваМарина Камович. Фото из личного архива

Страхи относительно чего?

Поначалу мне было сложно назвать себя психологом. Не было профессиональной идентичности. Чтобы преодолеть страх консультирования, пошла работать психологом в государственную поликлинику. Но по-прежнему хотелось развивать именно частную практику.

Тогда я вспомнила свой предпринимательский опыт в онлайн-образовании и консалтинге. Клиентов я тогда находила через ВКонтакте и сайт. В числе первых на рынке я внедрила систему онлайн-заказов и удалённой работы сотрудников.

Чем Вам помог прежний опыт?

Я начала активно развивать аккаунт психолога в Инстаграм (*запрещён на территории РФ), сделала сайт, открыла кабинет. Первые клиенты не заставили себя долго ждать. Через несколько месяцев уволилась из поликлиники, заполнив свой частный график работы с клиентами.

А когда решили, что пора начать делиться собственной стратегией успеха с другими?

Переломным моментом стал звонок незнакомой девушки, которая представилась начинающим психологом и попросила помочь ей выйти в частную практику. Я охотно согласилась. Вскоре она набрала десять клиентов, как и хотела. Работая с ней, я поняла, что меня вдохновляет обучение психологов. Здесь я могу применить как накопленный опыт в бизнесе и онлайн-продвижении, так и знания психологии. Через всё это сама я уже прошла.

Так три года назад я завела новый аккаунт в Инстаграм (*запрещён на территории РФ) на тему продвижения экспертов, и с этого момента началась моя новая история история продюсера и наставника психологов и коучей.

Марина Камович. Фото из личного архиваМарина Камович. Фото из личного архива

С какими сложностями сталкиваются начинающие специалисты в продвижении личного бренда?

Успех в продвижении – это не просто знание инструментов. Это ещё и работа с мышлением, страхами, сопротивлениями. Только так получится результат.

Профессии помогающих практиков имеют свою специфику продвижения. Им подходят не все варианты, которые предлагают универсальные продюсеры и маркетологи. Например, простой вариант выбрать узкую нишу, собрать кейсы (отзывы) и продавать – не про психологов.

Выбрать нишу для психологов становится первым труднопреодолимым барьером. 90% специалистов говорят, что работают с любым запросом. Есть страх, что если они сузят круг направлений, то растеряют значительную часть клиентов. На практике это не так. В узкой нише продвигаться легче.

Иногда мы оставляем широкую нишу на разные темы. Но всегда предупреждаю своих клиентов, чего ждать в этом случае.

Многие психологи просто шарахаются от слова «продажи». Воспринимают это как «впаривание» или навязывание. К тому же активные продажи на холодную аудиторию приводят чаще неосознанных клиентов, которые ищут волшебную таблетку и решение проблемы за одну-две сессии.

Поэтому я предлагаю более длительный, но стабильный и комфортный темп работы через развитие своего интернет-присутствия и личного бренда.

За годы практики у меня уже накоплен достаточный опыт в продвижении различных проектов. Есть насмотренность и стратегическое видение. Могу на старте прогнозировать развитие при разных вариантах действий.

 Через что эффективнее всего продавать свою экспертность?

Эффективнее и проще всего, конечно, продавать через кейсы и твёрдые результаты. Например: «Это Петя. Он зарабатывал 10 тысяч. После моего наставничества вышел на 100 тысяч. Вот его отзыв. Приходите в работу». Но такой инструмент подходит мне как наставнику и не подойдёт психологу, работающему с клиентами.

Почему?

Этика психолога не позволяет демонстрировать истории своих клиентов в кейсах на широкую аудиторию. Поэтому здесь больше к вопросу работы с потенциальными клиентами через доверие.

Марина Камович. Фото из личного архиваМарина Камович. Фото из личного архива

Как специалисту вызвать доверие именно к себе, когда в сетях тысячи тысяч психологов и коучей?

Я проводила масштабное исследование. Изучала, чем руководствуются люди при выборе психолога, чтобы понимать, как выстраивать стратегии продвижения. Около 75% респондентов ответили, что выбирают психолога через доверие: «Не знаю, просто показалось, что могу ему доверять».

Как вызвать доверие у пользователя, когда в сети тысячи психологов? Вот вам первая задачка со звёздочкой. 

По данным интернет-источников в России на сегодняшний день более 250 тысяч выпускников с дипломом психолога. Такая вот нешуточная борьба за внимание человека. Тем более, когда ваши конкуренты – это не только другие психологи, а ещё и спортзалы, магазины, салоны красоты и прочее.

Найдёте ответ – клиент ваш. Однако сразу скажу, что вариант искать самостоятельно это долгая и дорогая история.  Гораздо логичнее прийти к специалисту, у которого уже есть ответ на этот вопрос.

Вы на 100% уверены, что нашли на этот вопрос правильный ответ?

Хочется думать, что да. Я пришла к пониманию этого, опираясь на результаты исследований потребительского поведения и маркетинга. За последние три года наблюдаю, что срок прогрева или «созревания» подписчиков в блогах моих клиентов сокращается до нескольких дней.

Какова же вторая задачка со звёздочкой?

Вторая задача – это привлечение клиентов в длительную терапию. Со своими учениками я делюсь собственным опытом того, как можно повышать осознанность клиентов, что говорить на первой встрече, как заключать терапевтический контракт. Какие смыслы транслировать в контенте, чтобы повышать осознанность клиентов и привлекать в долгосрочную работу. Именно над этим мы работаем в индивидуальном наставничестве.

С чем ещё у психологов чаще всего возникают сложности?

Чаще всего им не хватает времени и дисциплины для продвижения личного бренда. Да, понятно, что психолог это не блогер, чтобы ежедневно постить по 20 сторис. У него бесконечные учёбы, супервизии, группы, возможно основная работа, личная жизнь, наконец. Времени на соцсети не хватает. Поэтому, не получая быстрого результата, специалисты нередко разочаровываются и бросают заниматься любимым делом. На самом деле с этим нужно просто поработать. Своим ученикам я объясняю, какие действия можно оптимизировать, как вести соцсети, чтобы был минимально достаточный объём для привлечения клиентов. Просто здесь нужны дисциплина и чёткий план действий.

Что такое Клуб помогающих практиков? Какую цель Вы преследовали при его создании?

Я создала этот Клуб, чтобы на информационном и моральном уровне поддерживать помогающих специалистов на пути продвижения. В нашем сообществе эксперты получают все необходимые инструменты для привлечения клиентов  и развития частной практики. У нас проходят еженедельные живые встречи, на которых обсуждаем текущие вопросы, генерим идеи.

Клуб открылся в июне 2023 года, и я уже вижу, как постоянные участники выросли за это время. Кто-то начал вести запись клиентов через сайт, кто-то набрал группы, кто-то разобрался с нишей и определился с контентом. Как говорят участницы: «Сама бы ни за что не сделала столько, сколько получилось в клубе».

Психологи – это люди, которые учатся постоянно. Я сама такая, +100500 сертификатов, и это не предел. И когда люди рассуждают так: «Вот сейчас ещё доучусь и потом займусь продвижением», скажу, что, к сожалению, эта схема нерабочая. Чтобы вложенные в получение знаний деньги и время не были потрачены зря, нужны клиенты.

Психологу необходимо хорошо зарабатывать, чтобы хватало на обучение, супервизии, интенсивы. А ещё на восполнение своего ресурса, потому что только в ресурсном состоянии он может действительно помогать своим клиентам. 

Марина Камович. Фото из личного архиваМарина Камович. Фото из личного архива

Вы ведёте работу в онлайн-формате?

Да, я открывала свой кабинет, но через несколько месяцев от него отказалась. Поняла, что онлайн-терапия не менее эффективна. Кроме того, мне важно не надеяться на сарафан, а управлять самой количеством заказов и доходом.

К сожалению, многие коллеги до сих пор работают в офлайне и надеются на сарафан, не понимая, какие отличные возможности даёт онлайн.  Во-первых, это всегда хороший чек, во-вторых, вы можете работать из любой точки мира и быстрее развивать частную практику. Я, например, спокойно могу уехать в путешествие, взяв ноутбук. Работа от этого не пострадает. Могу уделять время своим детям и мужу. Свободный график – это то, что подкупает в работе онлайн.

Ну и, резюмируя, какой совет можете дать начинающим психологам и коучам?

Продвижение в мягких нишах достаточно сложное занятие. Тем не менее, чтобы стать успешным психологом, важно прокачивать параллельно и профессиональные навыки и навыки продвижения. Иначе люди о вас просто не узнают.

Маркетинг, продажи, продвижение – это не врождённые качества. Всё это навыки, которые нужно в себе развивать. В современном мире без них никак. И здесь можно идти двумя путями: разбираться самостоятельно, что, повторюсь, достаточно долго, или идти к тому, кто знает, как и что нужно делать для максимально быстрого продвижения личного бренда. Это могут быть наставники, клубы, курсы и так далее. Всю информацию вам дадут в концентрированном виде, пошагово: делай раз-два-три. Чтобы вы не распылялись на всё, и хватало времени как на работу, так и на личную жизнь.

Если вам интересно подробнее узнать про моё наставничество и Клуб помогающих практиков, переходите по ссылкам ниже.


Сайт: psyproducer.by

            limanouska.by

Instagram (запрещён на территории РФ): psy_producer

Марина Камович — тот самый волшебник, который за руку ведёт психологов и коучей в частную практику

Нашли ошибку в тексте?
Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Тэги:

Отправить заявку на интервью