Пискарёв Павел Михайлович, доктор психологических наук, профессор, создатель Нейрографики, основатель Института Психологии Творчества. Действенный член МАПН. Обладатель более 40 авторских свидетельств в гуманитарных науках. В беседе с Persono.ru Павел поделился личным и научным опытом о творчестве, счастье и личности в искусстве.
Что такое Нейрографика? Это универсальный метод познания мира. Благодаря Нейрографике возможно моделировать события жизни и желаемые состояния, каждый раз погружаясь все глубже в проживание смыслов, которые создают нашу реальность.
Павел Пискарев. Фото из личного архива
Нейрографика – инструмент универсальный, поэтому легко совмещается с разными практиками. И даже правильно совмещать нейрографику с разными практиками для того, чтобы, прежде всего, актуализировать тему. Или же для того, чтобы перед практикой собрать мышление, собрать организм в нужный фокус. Здесь нейрографика очень хорошо работает, но не все алгоритмы, а специальные. Второе применение – как известно, после практики следует какая-то рефлексия. В этом смысле, нейрографическая доработка любой практики очень хороша. Например, когда я сижу час в дзен, то потом еще 20-30 минут рисую для того, чтобы изложить на бумаге метафорическим, графическим, нейрографическим способом ту энергию, которая у меня поднялась, в том числе те сопротивления, которые у меня поднялись, те открытия, которые во мне произошли - они требуют какой-то фиксации. Таким образом, нейрографика работает после практики как рефлексия и как фиксация. То же самое после хаотических ошовских медитаций, после суфийского вращения. В общем-то, любая практика, которая включает в себя мистический элемент, то есть медитацию, конечно, хорошо работает с нейрографикой. Терапевтические подходы - гештальт, расстановки - тоже хорошо согласуются с нейрографикой в том числе потому, что нейрографика позволяет собрать неосознанные, непроговоренные элементы поля в единую систему мышления, в единую систему нейро.
Основная деятельность Института заключается в том, чтобы готовить профессионалов новой профессии, которая называется коучинг. Корни этой профессии уходят глубоко в древность, потому что наставники были всегда. В хорошей школе мастер всегда позволял ученику самому находить свои пути решения, свои ответы, а сам просто был рядом, шел с учеником до результата. Современный коучинг для меня начался с фигуры Гурджиева в начале ХХ века в Санкт-Петербурге и Москве. Затем активное возрождение коучинга пошло в США во 2-й половине ХХ века. Мы же превратили коучинг в науку. Все четыре школы, которые существуют в Институте, это четыре школы коучинга, прежде всего для того, чтобы готовить профессионалов по самой актуальной современности философии. Это профессионалы, обогащенные прогрессивным мировоззрением и универсальной культурологической идеей, способной делать жизнь лучше. Чем больше профессионалов мы подготовим, тем лучше Институт справится со своей задачей – сделать этот мир красивым, счастливым, чтобы в нем было прекрасно жить женщинам, детям, а потому и мужчинам тоже.
Павел Пискарев. Фото из личного архива
В каждом человеке существуют специфически развитые каналы восприятия: кто-то больше визуал, кто-то аудиал, кто-то кинестетик, и ему интересно движение, кто-то дигитал, и мыслит преимущественно словами. Известно, что талантливые, а тем более гениальные люди – это люди, у которых происходит синестезия сенсорных каналов восприятия, когда воображение включает в себя все каналы мышления и потому образы реальности, которые создает себе творец, максимально емкие, полные, объемные. Это не просто картина. Это картина с фонограммой, где участвует сам человек в виде главного персонажа, где он танцует, двигается, что ничуть не мешает ему при этом еще и размышлять. Наша задача – синестезия всех сенсорных каналов человека, синестезия возможностей для того, чтобы человек во всей полноте реализовывал свои жизненные намерения.
Есть две возможности встать на творческий путь. Первое: у тебя есть талант к рисованию, ты с самого начала это чувствуешь и все время рисуешь, профессионально развивая свой навык. Или другая ситуация: ты поступил в финансовый институт, закончил экономический факультет, и продолжаешь рисовать, будучи недооцененным талантом. В какой-то момент жизни, обычно в кризисный момент, когда все наносное перестает работать, у человека поднимается тот навык, который ему изначально требуется для выживания, чтобы прийти в норму, прийти в себя. Для того, чтобы прийти в себя, надо дожить до 40-ка лет, а иногда и до 50-ти. Но эта точка неизбежно происходит тогда, когда ты больше не можешь жить ложными, наносными, навязанными формами, убеждениями, стратегиями. Это происходит тогда, когда человек начинает искать себя. А когда человек начинает искать себя, он, прежде всего, обращается к тому, что он больше всего любит. Кто-то с детства любит рисовать, кто-то любит танцевать, кто-то любит слушать и играть музыку. Я думаю, что тут и начинается точка, через которую человек набирает силу. Ну а дальше следует некоторый образовательный набор. Сможешь ли ты из этой точки набора силы создать себе новый образ жизни? Художник сможет, потому что мы даем художнику определенные инструменты. Нейрографика интересна и востребована. Для музыкантов у нас нет таких предложений, к сожалению, тут каждый должен сам поискать. А вот для тех, кто танцует, двигается, для людей телесной культуры, у нас есть предложение, как вырасти в профессионализме.
Павел Пискарев. Фото из личного архива
Многие деятели искусства сталкиваются с творческим кризисом, потому что они зависимы от творческого состояния. Творческое состояние представляется выражением «муза посетила». У какого-нибудь юного творца муза появилась в 17 лет, и он на крыльях любви написал стих, поэму и прочее. Все чувствуют творческий подъем в состоянии любви. Вместе с приростом проблем, критериев качества, профессиональных требований, экономических сложностей, с появлением семьи человек как будто бы становится более рациональным, менее воздушным, у него пропадает поднимающая его наверх сила вдохновения. Чудо нейрографики в том, что у нас есть базовый алгоритм, который системно приводит нас к состоянию вдохновения. Кем бы ты ни был – инженер, сапожник, швея, экономист, писатель, музыкант, композитор – если у тебя творческий кризис, если ты потерял вдохновение, надо искать музу в себе, а не ждать, пока она придет, сделает массаж и налепит пельменей. Творчество – внутри. Достижение состояния вдохновения по отношению к тому контексту, который занимает человека – это одна из секретных вещей в нейрографике, это то, чего как будто бы нигде в мире больше не существует. Поэтому нейрографику можно начинать из состояния депрессии, апатии, полного упадка сил – и мы все равно приходим к вдохновению. Это чудо.
Гений с точки зрения психологии – это человек с максимально развитыми способностями. Есть такой раздел – психология способностей. Развитие способностей состоит из четырех этапов. Первое – выявление способностей: кто что умеет. Второе – когда способности превращаются в качества. Это называется этапом одаренности: кто-то из нас одарен быть гибким, кто-то – упрямым. Из одаренности уже формируется портрет личности, характер. Одаренность по мере жизни личности превращается в талант, но только в том случае, если она реализуется. Если же человек начинает быть не собой, играть в чуждую игру, пытается себя сломать, не ценит своей одаренности, тогда талант у него не раскрывается. Талант раскрывается тогда, когда человек живет на своих качествах. По мере раскрытия таланта человек приходит к следующему этапу – к своей гениальности. То есть гений – это максимальная реализация способностей человека.
Искусство в любом случае пойдет на пользу. Искусство – это такая сфера бытия человека, которая содержит в себе информацию мифического, психологического характера. Искусство, конечно, все это подает в лучшем виде – при условии, что это искусство, и в этом надо хоть чуть-чуть разбираться. Чтобы привлечь детей в искусство, надо любить искусство. Я привлекаю своих детей в искусство, потому что беру их с собой, когда иду в музей. Я не хожу в музей ради детей. Я иду в музей и беру с собой ребенка. Я иду в консерваторию слушать концерт и беру с собой ребенка. Я иду смотреть хороший фильм и беру своего ребенка, не глядя на возрастное ограничение, потому что я хожу туда, где происходит искусство, а искусству не требуются возрастные ограничения. Просто любите искусство и таскайте детей с собой.
Павел Пискарев. Фото из личного архива
Надо хоть что-то делать. А если серьезно, чтобы жить счастливо, надо жить, невзирая на обстоятельства. Чтобы жить счастливо, надо иметь свою линию жизни, которая связана не с эффективностью, не с богатством, а с ощущением того, что ты все делаешь правильно. И это правильно не «потому что», а «ибо». Просто так правильно, и это не нарушает чужих границ. Мы живем не в мире самих себя. Наши миры пересекаются с мирами других людей, поэтому надо уважать чужие границы и жить от первого лица на полную мощность.
YouTube: PiskarevPavel
Телеграм: ppiskarev
ВК: neurographic