Обратный звонок
Представьтесь, мы вам перезвоним.

Стеной и спиной за ребятишек.

История подвига польского педагога Януша Корчака.
14 Августа 2020 468

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как любить ребёнка? Задавались ли вопросом, как правильно его воспитывать, как своевременно разглядеть его способности и таланты, и с какого возраста начинать обращаться с ним, как с человеком зрелым и взрослым, чтобы не перегрузить и не исказить ни сознание, ни подсознание своего любимого чада?

Казалось бы, эти простые, банальные, очевидные вопросы должны давать любому отцу и любой матери неограниченное поле и простор для фантазии, должны давать и выдавать бесконечную вариацию поступающих от них самих идей и предложений ответов на эти важнейшие и насущные вопросы; вопросы, одинаково ценные и нужные для семьи Ивановых, Петровых и Сидоровых, и, в общем, для всех тех семей, в которых есть «цветы жизни», дети и подростки, умеющие бегать и прыгать, смеяться и радоваться, любить и мечтать!

Но, к сожалению, как показывает реальная жизнь, далеко не все родители задаются такими вопросами и уж точно не все дети воспитываются в хороших условиях, где этому ценному и важному могли бы учить, но не учат; где это нужное и необходимое могли бы передавать с молоком матери, но передают лишь с алкоголем отца... Надеюсь, вы меня и мою тревогу правильно понимаете!

Только одно обстоятельство меня бесконечно вдохновляет, обнадеживает и успокаивает. То, что такой тревогой задавался и задаюсь не я один в нашем глобальном мире, что такой тревогой и беспокойством задавались во все века и во всех странах люди осознанные, те, кто не жил и не живёт по принципу «после меня хоть потоп».

Люди мудрые умом и душой светлые, кто в настоящем времени переживал и переживает за юное поколение, видя все его грехи и «погрешности» и люди, кто задавался и задаётся вопросом, а что из таких детей-сорняков, если их не поливать и не воспитывать, вырастет уже завтра, в ближайшем будущем, на нашем с вами веку, чему мы тоже станет очевидцами и свидетелями?

Мне хочется рассказать Вам о необыкновенном человеке, Педагоге с большой буквы и детском враче с большим опытом, о писателе огромного таланта и общественном деятеле грандиозного масштаба. Мне очень хочется рассказать Вам о хрупком с виду и стальном под кожей и плотью польском герое, имя которого звучит и будет звучать на всех континентах, где рождаются и растут дети; на всех материках и островах, где существуют школы, воспитательные центры, а значит и книги по науке педагогика, что для него, Януша Корчака, без преувеличения сказать, была наукой главенствующей и важнейшей.

Я не стану останавливаться на детских и юных годах знаменитого польского гражданина еврейского происхождения. Лучше сразу перейду к его годам зрелым, к тому периоду, когда Януш в качестве военного врача пробыл на Украине четыре года и где он, (в Киеве), написал свою бессмертную книгу «Как любить ребёнка», прямо перед самым возвращением на родину в Варшаву, в 1918 году.

Корчаку к тому моменту ровно тридцать, и он уже руководит детскими приютами, много преподаёт, активно сотрудничает с журналами, нередко выступает по радио, периодически читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах. Но вот с приходом Адольфа Гитлера к власти в Германии, в Корчаке пробудилось еврейское самосознание.

В 1934 и 1936 годах Януш Корчак посетил Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников. Педагогические и социальные принципы киббуцного движения произвели на него глубокое впечатление. Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации «Дома сирот», он вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и двумя сотнями детьми отправился на станцию, откуда их в товарных вагонах повезли в концентрационный лагерь Треблинка.

Возглавлял колонну сам Корчак и за руки он вёл двоих детей. Впервые евреи гетто шли на смерть с честью. Двести ребят не плакали, никто не пытался убежать, никто не старался спрятаться. Детки лишь хотели быть поближе к своему Учителю, к единственному родному для них человеку. В Варшаве колонны направились на пункт перегрузки – привокзальную площадь.

Люди, видевшие детей, плакали, но сами ребята сохраняли мужественное спокойствие. Ещё ни разу до этого, смертников не приводили сюда строем, со знаменем и с руководителем во главе. Увиденное страшно взбесило коменданта пункта, но, узнав, что с детьми пришёл Корчак, офицер задумался. Когда ребятишек уже погрузили в вагоны, немец спросил у директора, не он ли написал «Банкротство маленького Джека». Писатель подтвердил своё авторство и поинтересовался, какое это имеет отношение к отправке эшелона. Комендант сказал, что читал эту книгу в детстве и предложил Старому Доктору остаться. Тот спросил, могут ли освободить детей; узнав, что его воспитанникам никто помочь не сможет, писатель сказал: «Дети - это главное!» - и захлопнул за собой дверь изнутри.

Корчаку удалось спасти только одного мальчугана: он поднял ребёнка на руки, и тот смог выбраться через крошечное окошко товарного вагона. Но от судьбы не уйдёшь: малыш, добравшийся до Варшавы, вскоре всё же погиб. Чуда не произошло. Однако удивительный Доктор сделал то, что было в его силах – не оставил ребят перед лицом смерти так же, как не оставлял их перед лицом жизни.

Какой удивительный, волнительный, жертвенный поступок совершил этот человек в бездушной Треблинке в 1942 году, что прошло вот уже восемьдесят лет, а слезы из глаз людей сочувствующих и сострадающих не перестают идти. Сердца людей ранимых и не озлобленных продолжают учащённо биться и порой выпрыгивают из груди, когда они в очередной раз слышат имя Януша Корчака, или в десятый, сотый раз рассказывают другим о его исключительном «самоубийстве».

Корчак, конечно же давно умер и в газовой камере не осталось и следа от того гения, кто в жизни так много сделал и «наследил» до самого последнего своего вдоха и выдоха.

Януша Корчака нет, но есть и теперь уже всегда будут два десятка его книг о воспитании, в которых чётко изложены все педагогические идеи, все его принципы и представления о том, как же на самом деле слушать и слышать.

Как в действительности понимать и занимать, вдохновлять и поддерживать, а главное, любить и уважать ребёнка, чему так пламенно и искренне стремился научить всех нас один из самых выдающихся педагогов двадцатого столетия!

Логотип сайта
2020-08-14