Обратный звонок
Представьтесь, мы вам перезвоним.

Андрей Долотказин: «Виски — это напиток с огромной и интересной историей».

Бренд-амбассадор виски в России о своей необычной профессии и секретах правильного выбора напитков
13 Февраля 2022 741

У Андрея Долотказина редкая, уникальная специальность — он бренд-амбассадор виски в России. Посвятив деятельность привитию культуры потребления спиртных напитков, Андрей видит свою миссию в России особенно важной и актуальной. В интервью Андрей поделился тем, как приобрёл такую редкую профессию, какие требования предъявляются к профессиональному дегустатору и зачем ему необходимы навыки актёрского и ораторского мастерства. А также дал несколько полезных советов о правильном выборе напитков.


Андрей, расскажите, в чём заключается деятельность бренд-амбассадора виски в России.

Бренд-амбассадор — это посол бренда, его лицо, если можно так сказать. Я несу бренд в массы, провожу множество дегустаций, обучений, мероприятий, у меня масса командировок и большая временная загрузка. Я знакомлю людей с нашим брендом, погружаю их в атмосферу напитка, передаю свою увлечённость и эмоции. Так как я являюсь амбассадором виски, то здесь есть о чём рассказать.

Виски — это напиток с огромной и интересной историей. Я был на множестве разных производств по всему миру, и мне есть чем поделиться во время презентаций. Но это только одна сторона медали, а на другой — цифровые данные и анализ проведённой работы. Выстраивание правильного бренд-позиционирования и восприятия — это огромная и сложная командная деятельность.

С чего всё начиналось? Откуда Вы родом, из какой семьи? Как шли к своей профессии?

Вырос я в Евпатории, в Крыму, в семье военного лётчика. В 90-х воинскую часть расформировали, и отец был уволен в запас. Это было не самое приятное время, как и во всей стране, но город был курортный, и, как говорят на юге, море нас кормило. В детстве увлекался спортом (боксом и лёгкой атлетикой), выступал на городских соревнованиях и участвовал в разных сборах, как и все дети, мечтал покорить мир.

После окончания школы поступил в Московскую государственную академию водного транспорта на обучение специальности «штурман ближнего и дальнего плавания». Уже на первом курсе подрабатывал, совмещал работу с учёбой.

Когда началась практика на судах, и я две навигации провёл на теплоходе, понял, что это не для меня. В один из перерывов между рейсами решил пойти подработать официантом — самый простой, доступный и понятный вариант для студента. И мне повезло, так как я попал сразу в международную сеть отелей «Марриот». Быстро перевёлся в бар, где и начал знакомиться с удивительным миром напитков.

Спустя год в Москве открыл двери «Ритц Карлтон» — премиальный отель, где гостями были мировые звёзды, видные политики и деятели. Туда я и пошёл работать барменом. Бывало, у меня за барной стойкой сидел президент Германии Шрёдер или, например, певица Риана. С того времени я прошёл большой путь от бармена до управляющего, открыл множество ресторанов и баров в РФ и за рубежом.

Как Вы стали таким редким специалистом? Где этому учились? 

Так получилось, что, работая в ресторанной сфере, я стал неким лидером мнений, был знаком со множеством управляющих, владельцами ресторанов, баров, отелей. Это весомый аргумент при попадании в амбассадоры, плюс, как говорят, у меня есть некий артистизм, я рассказываю о напитках легко, понятно и доступно, людям это нравится.

Ну и, наверное, очень важен баланс творчества и системного подхода. Так как я много лет проработал на управляющих позициях, у меня есть чёткое представление о работе с документами, процессами, бухгалтерией, многими офисными системными вещами.

Также я умею красиво и правильно говорить, стараюсь развиваться самостоятельно, читаю много разноплановой литературы.

И, конечно же, обучение в профессиональных школах. Я самостоятельно объездил множество производств и видел, как делают самые разные напитки. Общался с производителями, с людьми, которые посвящают производству того или иного напитка всю жизнь, имеют колоссальный опыт и знания. Если говорить проще, то подкреплял теорию практическими знаниями.

Любой ли человек может стать профессиональным дегустатором? Какие способности для этого необходимы?

Не все могут стать дегустаторами, для этого нужно работать с напитками и вкусами очень долго, годами. И постоянно развивать, тренировать свои рецепторы. Плюс всегда нужно следить за алкогольным рынком, а это очень непросто, так как компаний и брендов, которые они производят, огромное количество. Но главное — начать, и если есть интерес, то нет ничего невозможного. Существует множество школ и курсов, которые дают начальные, а иногда и продвинутые знания, но их в дальнейшем важно закрепить практикой.

Вы работаете в АСГ. Можете сказать пару слов о своей компании?

АСГ является прекрасным водочным производителем с большим покрытием по водочной дистрибуции. Сейчас компания вышла на новый рубеж и активно развивает импортный портфель, часть которого я и представляю. У нас современный офис в Москва-Сити, хороший социальный пакет. Компания АСГ входит в топ лучших работодателей России.

Есть ли какие-то правила, которые должен соблюдать дегустатор? Например, может ли он пользоваться парфюмерией и т. п.? 

Если говорить о профессиональных дегустациях, то многие не используют даже шариковые дезодоранты, а тем более парфюмерию. Правила дегустации в целом всегда одинаковые: рецепторы должны быть чистыми, не забитыми другими яркими продуктами, например, нельзя пить кофе или есть пиццу и т. д. Во время дегустации важно, чтобы была вода для освежения рецепторов, подойдут также нейтральные галеты и орехи. Необходимо использовать профессиональную посуду, которая помогает раскрыться напитку.

Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями рекомендациями о том, как правильно выбрать напиток. На что прежде всего надо обращать внимание? 

В первую очередь надо отталкиваться от своих предпочтений. Золотой таблетки не существует, сколько людей — столько и мнений, вкусов. Важно выбирать напиток под настроение. И уже в зависимости от выбранного напитка ориентироваться на его возможности. Главное — брать качественный напиток, лучше у проверенных поставщиков и федеральных сетей.

Предполагает ли употребление виски какой-то конкретный вид закуски? Что посоветуете? 

Как и в случае с вином, существует множество типов и видов виски, и под каждый можно подобрать соответствующие блюдо. Это может быть и мясо, и дикое мясо, и белое мясо, и рыба, и десерт.

Существует ли мода на определённые напитки? Как она возникает? Что сейчас в моде?

Мода — штука очень цикличная. История знает разные периоды, взлёты и падения множества напитков, но достойные всегда возвращаются в потребление. Сейчас в РФ мода на джины, виски и вина. Причём, как показывает статистика, вина России набирают обороты. Считаю, в нашей стране очень недооценён хересный бренди (Brandy de Jerez). Мода возникает не без помощи маркетологов, которые тщательно следят за трендами и аккуратно направляют их в нужном направлении. Но на все категории напитков есть свои любители. Например, 10 лет назад все сходили с ума от ромов, а сейчас — от виски и джина.

Есть ли у Вас какие-то любимые сорта виски? Что порекомендуете нашим читателям?

Конечно же, я люблю виски, амбассадором которого являюсь, — виски JURA. Это нетипичный островной виски, который объединил в себе несколько стилей производства. Плюс виски имеют большую и разнообразную линейку. Но повторю, что каждый выбирает напиток под своё настроение. Важно понимать: если вы не особенно опытный дегустатор, не стоит брать очень выдержанные релизы или сильный островной виски, есть шанс, что вы его просто не поймёте и не разберётесь, за что отдали деньги, а стоят такие релизы, как правило, недёшево.

Вам часто приходится выступать перед аудиторией. Специально учились ораторскому мастерству? Волнуетесь ли перед выступлениями? Всегда ли удаётся установить контакт с аудиторией? 

Выступать перед аудиторией мне приходится регулярно, и это могут быть как маленькие компании по 10–15 человек, так и большие, по 200–250 человек. Конечно, 10-тысячные залы я не собираю, но у меня ещё всё впереди.

Чтобы вступать без проблем, я учился в нескольких школах и на курсах ораторского и актёрского мастерства. Необходимо много читать, в том числе и описательной литературы, чтобы приобрести богатый словарный запас, так как мало иметь просто инструменты для выступления. И, конечно, необходима постоянная практика выступлений.

Контакт с аудиторией я стараюсь находить всегда, как раз в этом и помогает пройденное обучение. Если я вижу, что аудитория скучает, стараюсь её расшевелить, вовлечь в своё выступление, заразить эмоциями. Контакт между спикером и аудиторией — это обмен энергией, и важно самому делиться энергией, чтобы получать её в ответ.

Считаете ли Вы, что в России культура потребления спиртных напитков находится на достаточно высоком уровне? Что можно сделать, чтобы её повысить?

Сегодня ситуация с потреблением гораздо лучше, чем 8–10 лет назад, я уже не говорю о двадцатилетней давности. Люди много путешествуют, узнают много нового, в том числе о напитках, также помогают интернет и социальные сети. Есть хорошие профессионалы и эксперты, которые несут культуру потребления в массы (я как раз являюсь одним из них), чтобы люди больше знали о том, что пьют, не просто бездумно пили и пьянели. Многие напитки заслуживают более глубокого внимания и изучения. И радует, что появляется множество сообществ, которые объединяются вокруг какого-то напитка и рассказывают людям о его достоинствах.

Как поддерживаете себя в форме? Приходится придерживаться диет, уделять время спорту?

Да, я стараюсь уделять время спорту. Целенаправленно диет не соблюдаю, но придерживаюсь правила не есть слишком много.

Как повлияла пандемия на Вашу жизнь? Что изменилось за последнее время?

Пандемия повлияла на весь мир. Появилось много онлайн-дегустаций, раньше такой формат я себе мало представлял. Конечно, пандемия усложняет командировки, которых обычно очень много, плюс необходимо следить за здоровьем и мерами предосторожности, чтобы самому не заболеть и тем более не заразить людей. Я к этому подхожу очень ответственно.

Как проводите свободное время, отпуск? Есть ли хобби?

Свободное время провожу по-разному, часто с семьёй. Люблю тайский бокс. Люблю читать и считаю саморазвитие очень важной частью жизни.

Какие у Вас планы, мечты?

Я по-прежнему мечтаю открыть свой бар и затем превратить его в небольшую сеть разноформатных заведений. И я двигаюсь к этой мечте. Уже создан бизнес-план, проанализирован рынок. Пандемия немного спутала карты, но, думаю, всё получится.

Отправить заявку на интервью

Логотип сайта
2022-02-13