Обратный звонок
Представьтесь, мы вам перезвоним.

Олег Сатин о профессии скульптора.

Основатель студии SatinStone рассказал об особенностях своей профессии и важных нюансах создания скульптуры
05 Января 163

Как часто хочется остановить мгновение и запечатлеть его красоту и уникальность в фотографии, рисунке, скульптуре, рассказе … При этом чаще всего нами руководит желание поделиться своими эмоциями и своим видением прекрасного с другими людьми.

«Я родился со способностью к видению форм и всего того, что не дано видеть многим другим людям. Задача моя – показывать это им»

Олег Сатин, художник скульптор из Санкт-Петербурга, создающий эксклюзивную авторскую скульптуру на заказ, а также работающий с заказами на изготовление памятников в рамках Федерального Президентского Указа об увековечении памяти павших героев локальных войн и ВОВ рассказал о своей непростой профессии, а также об источниках вдохновения и силы для создания своих замечательных работ.

Олег, расскажите немного о себе: как давно Вы увлеклись скульптурой, занимались ли творчеством в детстве?

Я увлёкся творчеством с 9 лет, ходил в студию Гуревич Гитты Ивановны, где мне давали возможность заниматься тем, что нравится. Параллельно я занимался спортом и учился в музыкальной школе. Потом, с 14 лет, после того, как состоялась последняя выставка в комитете комсомола, был долгий период, когда я не занимался этим: страна была занята внутренними разборками. Была перестройка и понадобились другие навыки: спорт в области боевых искусств был более актуален, ну и служба в армии практически до 1996 года. Дальше, когда наступило мирное время в моей жизни и жизни моей страны, я вернулся в искусство.

Где Вы получили профессию художника скульптора?

Образование я получил в МГАХИ имени В.И. Сурикова, это Москва, бывший Академический институт, сейчас Академия Художеств. Ну, образование, это, наверное, не совсем то, что касается нашей профессии: там мы получаем корочки, которые годятся разве что для разжигания мангала, но не для работы.

Диплом просто даёт заключение о том, что ты не человек со стороны. Но профессия и призвание, это то, что даётся от Бога. Я родился со способностью к видению форм и всего того, что не дано видеть многим другим людям. Задача моя – показывать это им.

Студия SatinStone – когда была создана, кто в ней работает?

Компания SatinStone или студия создана лет 10 тому назад. В ней работаю я и мои коллеги – те люди, которые нужны на момент изготовления заказа. Большинство из них – это фрилансеры, которые работают там, где они востребованы: здесь никто не сидит и не смотрит на горизонт, когда кто-либо придёт с заказами, а все занимаются своими авторскими работами.

К сожалению, после распада Советского Союза заниматься авторскими работами и частными коллекциями, какими-либо экспозициями, выставками стало очень проблематично, потому что мы находимся на самообеспечении.

Чтобы позволить себе работу из области личной фантазии или тех образов, которые формируются в сознании художника, нужны средства на материал, на аренду помещения, на электроэнергию. Параллельно с этим надо жить. Если мы не находимся в условиях полного обеспечения, то это всё будет за свой счёт.

Что вдохновляет Вас в работе? Откуда Вы черпаете свои идеи?

Что меня вдохновляет? Наверное, в тех работах, что сделаны в этом году меня вдохновляли героизм и самоотдача наших отцов и дедов, которые сохранили нашу территориальную целостность и Веру на фронтах Великой Отечественной войны и не только и о чьих подвигах уже стали забывать. Сейчас подходит к концу проект воссоздания памятника Леонтию Коренному, герою Отечественной войны, совершившему бессмертный подвиг, который потом был предан забвению.

Наша задача сейчас восстановить этот памятник, чтобы люди вспомнили о простом солдате, гвардейце, из-за которого Наполеон, восхищённый его мужеством, остановил битву, ходатайствуя перед Багратионом о том, чтобы этому солдату были отданы всевозможные почести. Французы подняли Леонтия на штыки и встали перед ним на колени, восхищаясь тем, насколько человек может быть предан своей стране и насколько он может быть преисполнен отвагой и героизмом.

Вот такие истории вдохновляют, как и десятки и сотни историй о людях, получивших звание героев Советского Союза на фронтах Второй Мировой войны. Я вдохновляюсь их мужеством и стойкостью, любовью к Родине и верой в светлое будущее, которое было частично утопией (многие тогда отдавали свои жизни, толком не понимая, что такое коммунизм, но «за Родину, за Сталина») и стараюсь воплотить это вдохновение в материале. Воплотить всё задуманное физически невозможно, но очень хочется и я к этому стремлюсь.

С каким материалом Вы работаете и с чем больше нравится работать?

Скажу честно, что работаю с любым материалом.  Предпочтения есть, но обычно они разбиваются о финансовые возможности заказчика: бронза и камень, это материалы, которые мне действительно нравятся, но к сожалению, они очень дорогие, поэтому приходится работать с финансово более доступными материалами, такими, как искусственный камень, полимер. Работаем с тем, что есть.

Особенно мне нравится работать с мрамором, как и любому скульптору – податливый, красивый материал, дающий возможность делать уникальные изделия. Ввиду того, что рубль поссорился с долларом, цена на него просто космическая и далеко не каждый может позволить себе заказать изделие из натурального мрамора, такого, как Bianco Carrara или sivec

Как происходит процесс создания заказа?

Процесс создания каждого заказа неповторим. С момента поступления заказа в нашу мастерскую над будущим творением начинает работать мастер. Сначала в нашей студии создается 3D модель или эскиз будущей скульптуры. Этот этап очень важен для того, чтобы готовое произведение на 100 процентов оправдало бы ожидания клиента. Если у заказчика есть свой собственный эскиз, то этот этап не нужен. С согласованным эскизом работает мастер по изготовлению мини-модели из художественного пластилина. Этот этап также проходит по согласованию с заказчиком и может быть пропущен.

Третий и самый важный из этапов, это создание мастер-модели изделия, когда скульптор собирает каркас в полную величину. С помощью глины создаются определенные пропорции и слои, а в процессе выполнения работы заказчик может вносить поправки и изменения. Такой метод работы даёт возможность гарантировать точное выполнение всех пожеланий. Затем из выбранного клиентом материала происходит окончательное создание скульптуры.

Приносит ли хорошую прибыль занятие любимым делом?

По поводу прибыли: если бы стоял вопрос чисто о заработке, то я бы честно ответил, что этим заниматься не надо. Если бы дети или подростки спросили меня, - какую профессию надо выбрать, чтобы хорошо зарабатывать, то я назвал бы много профессий, но профессию скульптора даже бы не упомянул, потому что это занятие, которое выбирается не ради прибыли. Профессия скульптора служит больше для самореализации и совмещения хобби с основной работой.

Эту страсть к творчеству можно называть по-разному: некоторые называют её даром, а я - настоящим наказанием (мне часто приходится иронизировать). Когда ты падаешь без сил к концу рабочего дня и понимаешь, что завтра тебе опять надо туда идти, то никакие деньги тебя не заставят это сделать. Заставляет тебя идти каждый день в мастерскую желание доделать свой проект, ответственность и некая неведомая сила свыше, но точно не стремление заработать!  Сейчас в стране много других возможностей зарабатывать и гораздо большие деньги, а скульптура, это точно неприбыльное дело.

Где и как часто Вы выставляете свои работы?

Сейчас выставлять свои работы это непозволительная роскошь. Я в основном делаю работы, направленные на патриотическое воспитание молодёжи, поэтому свои работы выставляю там, где дают возможность: в учебных заведениях, гимназиях.

Бывало так, что я брал несколько своих работ и приезжал на различные встречи, когда это было разрешено. До карантина приезжали, например, в гимназию №227 и в Суворовское училище с тремя работами и общались с учащимися и курсантами, рассказывая о работах, которые мы привезли, о темах, затронутых в них. Каждая работа, это определённая тема, которую надо раскрывать.

Естественно, что экспозиция с большим числом экспонатов занимала бы больше времени, но ввиду того, что у детей усидчивость обычно хромает, давать им сразу много информации бесполезно и даже вредно. Поэтому лучше взять несколько работ и подробно поговорить о них, нежели скакать «галопом по Европам», промчавшись по всем экспонатам и не акцентировав толком внимание ни на одном.

Что чаще всего заказывают клиенты?

Более всего заказывают надгробные памятники. Так называемое «искусство в массы» у простого народа чаще всего востребовано, когда кто-то умер. Вот тогда люди идут в скульптурную мастерскую и заказывают надгробный памятник, на который хватает средств.

Наверное, те, кто с этим не сталкиваются, будут удивлены, но те, кто давно работает в этой сфере, прекрасно знают, что и Роден, и Микеланджело более 80% работ делали для кладбища по заказам кардиналов. В изысканные времена правления Лоуренса Великолепного они делали свои знаменитые скульптуры, которые были установлены на европейских кладбищах и до сих пор там находятся. Что-то было перевезено в Лувр, но все они были сделаны для увековечивания памяти великих людей.

Какие у Вас творческие планы в 2021 году?

Я живу в стране, где строить планы можно только на сегодня и что будет в следующем году, - не знает никто. Я сейчас уже не строю какие-либо планы на неопределённое светлое будущее, но хотелось хотя бы вернуться к тому, что было до пандемии, которая всех нас откинула на много шагов назад.

Очень тяжело стало работать в текущем времени, не говоря уже о перспективе какого-то развития, потому пока в планы входит просто дожить и посмотреть, а там будет видно, насколько мы сможем адаптироваться в следующем году к будущей обстановке (улыбнулся). Если ситуация даст нам возможность, то будем работать, проводить выставки, открытия каких-то новых памятников.

Если будет продолжаться ситуация этого года, то будем работать на склад, хранилище и находиться в ожидании лучшего или проводить выставки в интернете, заинтересовывать тех, кто находится в информационной сети тем, что мы делаем. Всем этим будем заниматься в следующем году, по обстановке: поживём – увидим.

Основной задачей своей деятельности я считаю привлечение внимания к уходящим в безвестность подвигам наших предков и создание нескольких экспозиций, которые бы перемещались из одного учебного заведения в другое. Вы не хуже меня знаете, что история переписывается, искажаются некоторые факты великих сражений советского народа, уходит на задний план наша последняя победа над фашизмом, где наши люди плечом к плечу, будучи единым народом, а не разрозненными национальностями, совершили великий подвиг.

Привлекая своими выставками внимание к этому вопросу, мы создаём очень мощный плацдарм на этой войне, а это настоящая война, которая идёт на поле сознания нашей молодёжи за будущее нашей страны. Это вижу не только я. Наш Президент Владимир Владимирович ещё в 2008 году сказал: «Патриотическое воспитание молодёжи является основной задачей в деле построения будущего государства!» И это действительно так: без героического прошлого нашей страны нет и будущего.

Сайт: olegsatin.ru 

Instagram: https://www.instagram.com/satinstone_spb/

Логотип сайта
2021-01-05