Екатерина Лычагина поделилась советами по «зеркальному» дизайну интерьера.

Как создаются уникальные зеркала в руках талантливого дизайнера

Зазеркалье или удивительная история о том, как рождаются уникальные дизайнерские зеркала в руках талантливого Мастера.

«Моё первое музыкальное образование дает вдохновение и возможность генерировать творческие идеи, ну а образование инженера позволяет воплощать эти идеи в жизнь»

Екатерина Лычагина, художник-дизайнер с образованием инженера-строителя и дирижёра академического хорового коллектива создаёт прекрасные зеркала в рамах из металла с растительным узором. Сегодня она поделилась с читателями журнала PERSONO секретами своей профессии и полезными советами по «зеркальному» дизайну интерьера.

Екатерина, у Вас образование инженера-строителя, а также высшее музыкальное образование. А ещё Вы создаёте удивительные, воздушные дизайнерские зеркала. Как всё это совмещается, - какие знания и умения в строительстве и музыке помогают Вашему творчеству?

Да, это действительно так. У меня первое высшее образование музыкальное, я дирижёр академического хорового коллектива, а по второму образованию являюсь инженером-строителем. При диаметральной противоположности этих профессий, они обе очень помогают в моей работе: первое музыкальное образование дает вдохновение и возможность генерировать творческие идеи, ну а образование инженера позволяет воплощать эти идеи в жизнь.

Ведь мало иметь образ в голове, - нужно ещё суметь воплотить его в жизнь. Каждое зеркало таит в себе определённую сложность исполнения. Его рама, это металлическая конструкция, которая должна быть не только легкой, но и прочной, - и вот тут моя инженерная специальность выходит на сцену и все получается. И надо сказать, что внутренний музыкант и внутренний инженер никогда не спорят друг с другом! Они как-то сами нашли общий язык между собой и получился отличный альянс.

Когда и как пришла к Вам идея делать зеркала в рамах из металла с растительным узором?

С идеями у меня вообще никаких проблем не бывает. Наоборот, их очень много и мои домашние смеются, что являются заложниками моего бесконечного жизненного креатива и того, что я заставляю их ещё и участвовать в воплощении своих идей. А если серьезно, то я считала себя абсолютно городским жителем: вся моя жизнь прошла в центре города и никаких отношений с природой, землёй, лесом я никогда не имела, - ни в детстве, ни тем более во взрослом возрасте.

Но однажды, совершенно спонтанно, мы переехали жить за город. Нам достался от прежних хозяев совершенно унылый участок. Существовать в унынии я совсем не умею, поэтому стала копать ямы, разбивать сад и приводить наш участок в адекватный вид. Вот тогда, собственно, и родилась эта идея создавать зеркала в рамах с растительным узором, навеянная самой природой.

Ну а также с учётом того, что я родилась в семье, где были архитекторы, музыканты, конструкторы и меня с раннего детства окружали творческие люди, - меня дома обучали рисунку, вязанию, конструированию, поощряли фантазию. Я постоянно что-то лепила, клеила, вырезала, вязала и прочее. Навыки к творчеству были привиты еще в детстве и это тоже наложило определённый отпечаток на то, чем я сейчас занимаюсь.

Получали ли Вы какое-либо дополнительное образование для работы с зеркалами?

Ну, дополнительным образованием, конечно, это назвать сложно (смеется). Когда я решила, что хочу создавать работы такого плана, то на тот момент такой предмет, как паяльник, - был для меня абсолютной загадкой. Как и всё, что ему сопутствовало.

В интернете не смогла найти ничего адекватного по этому вопросу. Были сплошь непонятные мне, пугающие слова, воплотить в жизнь которые я совершенно не могла. Поэтому я пошла другим путём, - обратила внимание на то, что витражи в технике «Тиффани» находятся примерно в одной области с тем, что я хочу делать. Я обратилась в академию Штиглица, - там есть маленький курс по витражам. В течение 5 занятий меня научили держать в руках паяльник, рассказали, что такое флюс, показали, как резать стекло.

На этом всё моё обучение новой профессии закончилась. Всё остальное уже приобретала опытным путём: обжигала пальцы, проливала слёзы: одним словом, - изобретала велосипед. И в конечном итоге я свой велосипед изобрела. А сколько было испорчено материала, - это уже целая отдельная история.

Но из этих курсов я вынесла одну очень важную вещь. Их вела удивительная женщина преподаватель, очень увлечённая личность. Как-то раз в ее присутствии я высказалась о том, что у нас работа творческая и, видимо, для нее нужна муза. На это она мне ответила совершенно гениальной фразой, которая теперь со мной каждый день. Она сказала, что муза придумана для ленивых. В нашем деле главное – это каждый день делать что-то в своей области руками: и тогда, когда у тебя есть вдохновение и когда у тебя его нет. Просто каждый день ты приходишь в мастерскую и работаешь, - даже когда ничего не получается, даже когда ты временно находишься в творческом тупике.

Какие серии зеркал вы изготавливаете и какие техники при этом используете?

Я бы назвала их скорее направлениями. У меня в настенных зеркалах их три.

Первое направление, это зеркала с полностью залитыми металлом листьями, и они более весомые визуально.

Второе направление, это зеркала более воздушные с открытыми прозрачными листиками и цветами

И третье направление сочетает в себе помимо металла ещё и цветное стекло в виде бутонов или листиков.

Также я делаю карманные зеркала с высушенными цветами, - это серия «Петербургские окна», - карманное зеркальце в виде окошка, в котором есть цветок. Сейчас родилась новая серия карманных зеркал, - называется «Рыбий глаз». Это такие зеркальные рыбки. Она мной уже была представлена в Instagram, но пока что карманные зеркала из этой серии не продаются. Я их сейчас тестирую, - смотрю, насколько они прочны и удобны в использовании. Ведь карманное зеркало мы носим с собой в сумочке постоянно, и оно должно быть не только красивым, но ещё и функциональным.

У меня много настенных зеркал круглой формы, потому что я очень люблю круг. Для меня он символизирует солнце, а солнце, это жизнь. Но зеркала, которые я создаю, могут быть и квадратными, и овальными, и прямоугольными. Заказчик может сделать запрос на любую форму зеркала. Более того, рама может быть и с растительным орнаментом, и с геометрическим, и с каким угодно.

Всё зависит от фантазии человека, который хочет дома повесить мое зеркало. Все эти вопросы мы обсуждаем с каждым моим заказчиком отдельно. В каждом из нас есть неиссякаемый источник вдохновения, главное правильно понять то, что человек хотел бы видеть в конечном итоге. Даже тогда, когда он говорит, что не знает, каким должно быть его зеркало (улыбнулась).

Как рождается Ваше Зеркало? С чего всё начинается и какой момент самый ответственный в этом процессе?

Всё, конечно же, начинается с образа. В самом начале образ зеркала, которое хочу сделать, я вынашиваю в голове. Когда я себе уже хорошо его представляю, то начинаю делать некоторые наброски. Ну, а дальше уже пошёл технический процесс, который включает в себя и обработку задней стенки амальгамы специальной защитной мастикой, покраску задника, пайку, покрытие патиной, затем ее искусственное состаривание (когда проступают на чёрном фоне серебристые царапинки).

После каждого этапа зеркало тщательно моется. В самом конце покрывается специальным составом антиоксидантом, чтобы защитить поверхность металла от внешнего воздействия. Можно, конечно, сэкономить на антиоксиданте (его все равно не видно), но я этого не делаю, соблюдая весь технологический процесс. Зато мои зеркала можно вешать даже в ванной комнате, несмотря на то, что это влажное помещение.

А еще для меня очень важна обратная сторона моих работ, так как я считаю, что и задник зеркала должен быть красивым. И не важно, что у зеркала, которое висит на стене, его не видно. Это, как внутренние швы на одежде: смотришь на изнанку, а там нитки торчат и сразу все становится понятно об уровне производителя. Поэтому я обратную сторону зеркала покрываю специальной краской с эффектом металла, чтоб и она у каждого моего зеркала была красивой. У карманных зеркал спинка полностью залита металлом. Она фактурная и гладкая. Это придаёт дополнительную прочность, плюс она очень приятна наощупь, ведь карманные зеркала мы часто берем в руки, - это такая тактильная терапия, как бонус (улыбнулась).

Карманные зеркальца с вставками из цветов: где Вы находите растительный материал и как происходит процесс его подготовки?

Если вспомнить истоки, то это действительно самая отправная точка, с чего все началось. А началось все с моего сада. Когда прошел год после того, как я посадила растения в своем саду, то я страшно удивилась тому, что у меня действительно что-то выросло. Собрала цветки и положила их сушить между страницами книг, чтобы сохранить на память. Мне почему-то казалось, что в следующем году у меня ничего не расцветёт, ибо я на тот момент была неважным садоводом.

Когда ещё через год случайно обнаружила засушенные цветы в книге, мне стало жалко их выбрасывать, а как их использовать, - я не очень понимала. Поэтому решила попробовать запечатать маленькие цветки, как гербарий, между стеклами. Так получились небольшие брелочки, и уже после них родилась идея сделать карманные зеркала с цветами, выращенными в моем саду. Дальше уже это стало одним из направлений зеркал, которые я делаю. И уже потом все настенные зеркала, которые я создавала, были с элементами веточек, листьев и цветочных мотивов, то есть всего того, что создает сама природа.

Иногда у меня спрашивают, почему декоративные ветки в рамах неровные? Ответ прост: я стараюсь максимально приблизить декор обрамления зеркала к тому, как это выглядит в живой природе. Вы же никогда не видели у деревьев идеально гладких прямых веток, потому что они все с изгибами, с какими-то неровностями. Я стараюсь эти природные формы повторять в своих работах, делая это умышленно для того, чтобы природная естественность была передана в моих зеркалах.

Как Вы считаете, нужны ли зеркала в прихожей? Как правильно их размещать?

Я считаю, что зеркала нужны не только в прихожей. В жилых комнатах зеркала также необходимы. Стараюсь сделать так, чтобы мои зеркала в домах моих заказчиков выполняли три функции:

- функция самого зеркала, его непосредственного использования;

- зеркало должно давать ощущение воздуха, расширять пространство и делать его более атмосферным;

- мои зеркала являются ещё и арт-объектами, это дизайнерские решения, которые украшают пространство, делая его более привлекательным.

То есть зеркало должно совмещать в себе функциональность и красоту. А если речь зашла о прихожей, то ему там обязательно нужно быть. Когда мы уходим из дома, то обязательно смотрим на себя перед выходом, поправляем одежду и так далее. И зеркало там лучше всего повесить недалеко от входной двери, на стене, которая перпендикулярна входной двери, но ни в коем случае не напротив двери.

Ваши зеркала очень изящные и воздушные – насколько они прочны? Как Вы осуществляете доставку зеркал покупателям в другие города?

Я вообще очень серьезно отношусь к вопросу прочности, в этом я великий перфекционист. Несмотря на то, что зеркало должно производить впечатление воздушности в декоре, оно также должно быть ещё и достаточно прочным. У меня просто пунктик на прочности, поэтому я серьезно за этим слежу. И по этой же причине я очень тщательно упаковываю зеркала перед отправкой. Настенные зеркала дополнительно для безопасности вкладываю в фанерные ящики, которые делаю под каждое зеркало индивидуально. Свои работы отправляю по всему миру Почтой России, никаких нареканий пока не было. Можно отправлять и транспортной компанией, если покупатель настаивает, но я считаю, что никакого смысла в этом нет, кроме того, что транспортной компанией получается дороже. В любом случае, вся ответственность за посылку лежит на мне, зеркало вы получите на почте целым, так как я очень забочусь о надежности упаковки.

Что касается карманных зеркал, брелоков, декоративных рыб и птиц, то я упаковываю их в свою фирменную упаковку: заворачиваю в салфетку из натурального белорусского льна, затем в крафтовую бумагу и перевязываю джутовой веревочкой.

Расскажите о выставках Ваших работ – какие были и какие планируются в 2020 году?

Я вообще очень люблю участвовать в выставках, потому что это живое общение с непосредственным потребителем. Это обмен мнениями, это выводы, которые я делаю, прислушиваясь к пожеланиям. Плюс, там можно получить положительные эмоции от того, что мои работы очень нравятся, - это всегда и приятно, и продуктивно. Обычно я принимаю участие в выставках по интерьерному дизайну и handmade. На сегодняшний день, к сожалению, в нашу эпоху пандемии многие мероприятия не проводятся. Должна была состояться выставка Крафт- Базар в Союзе художников ещё весной, но её тогда отменили. Будем надеяться, что к новому году всё-таки она состоится и я планирую в ней поучаствовать.

Вы верите в приметы? Почему многих из нас пугают разбитые зеркала? Если всё-таки зеркало разбилось – что следует делать?

Мое глубокое убеждение в том, что в приметы верят абсолютно все, просто некоторые об этом говорят, а некоторые скрывают. Приметы могут быть совершенно разные - чёрные коты, пустые вёдра и крошки на столе (смеётся).

Моя специальность, - это зеркала и, конечно, я верю в приметы, связанные с ними. Скажем так, - я придерживаюсь советов наших предков, которые связаны непосредственно с объектом моей работы.

Самое распространённое суеверие, повергающее в ужас практически всех, - это разбитое зеркало. Люди связывают такое событие с какими-то последующими несчастьями и вот поэтому, если вы даже не верите в приметы, то некоторые действия все равно стоит выполнить, - так, на всякий случай (улыбнулась).

Если зеркало разбилось, то убирать его должен виновник происшествия, если только это не ребёнок. Нужно собрать аккуратно осколки, промыть в воде, затем положить в тёмный непрозрачный пакет и опустить в водоем, но если водоема нет, то можно просто закопать в землю. А лучше к зеркалам относиться бережно, как и ко всем прочим вещам.

Нужно ли иметь в доме много зеркал? Где в жилом доме не стоит размещать зеркало? Расскажите о правильном выборе зеркала и его места в жилище.

Конечно, зеркала в доме должны быть, потому что они расширяют пространство и делают затемнённое помещение более светлым. Вот некоторые советы по правильному размещению зеркал в доме:

- лучше не размещать несколько зеркал на одной стене и не вешать зеркала друг напротив друга;

- также я бы убрала зеркало из кухни и не делала зеркальный кухонный фартук, потому что зеркало отражает, то есть удваивает объекты. И если мы делаем зеркальный фартук, то соответственно удваиваем все, что стоит на столешнице. Плюс какие-то пятнышки, капли воды, забытые ложечки от кофе, которые тоже будут отражаться, что создаст впечатление захламленности и беспорядка.

- в столовой зоне как раз хорошо повесить зеркало, чтобы оно отражало стол, за которым собирается семья и также еду (существует мнение, что это принесет изобилие в дом).

Вообще, лучше вешать зеркала в те места, где в них будут отражаться какие-то красивые и любимые предметы, поскольку зеркала будут удваивать их. Что касается спальни, то в ней зеркало надо вешать таким образом, чтобы оно не отражало спящих людей, иначе это даст ощущения беспокойства. Оптимальным местом, где я бы повесила зеркало в спальне, - это стена, которая находится за изголовьем кровати.

И ещё важный момент: не вешайте на стене зеркало, которое состоит из кусочков или зеркальную мозаику, иначе оно будет искажать и резать изображение, что тоже не очень хорошо для психологического комфорта.

Верите ли Вы в мистические свойства зеркал? Согласны ли с утверждением, что зеркала – это порталы в другие измерения?

Наши предки считали, что зеркало, - это действительно портал в другие миры. Зеркало было одним из древнейших магических изобретений. Сегодня оно скорее предмет бытового использования, но даже сейчас различные маги применяют в своих практиках определённые ритуалы с зеркалами, а люди гадают, используя их.

Что касается магических свойств, то я в этом где-то согласна. Есть поверье, что, если повесить два зеркала друг напротив друга, то создается зеркальный коридор, который вытягивает энергию из нас и является этим самым магическим путем в потусторонний мир. И самое любопытное, - когда я нахожусь между двух зеркал, висящих друг напротив друга, то чувствую себя очень некомфортно в этом месте, поэтому всё-таки лучше следовать правилам, которых придерживались наши мудрые предки. Я уже говорила о том, что очень плотно общаюсь зеркалами, поэтому с уважением отношусь к таким поверьям.

Расскажите о своих творческих планах и целях.

На сегодняшний день в своем бизнесе я «и жнец, и швец, и на дуде игрец», то есть я и художник, я и технолог, я и мастер, и рабочий, я и фотограф, и копирайтер и PR менеджер, ну и, соответственно, - продавец. Безумно сложно совмещать в себе все эти задачи, каждая из которых достаточно непростая. Поэтому, если говорить о планах и перспективах, то, наверное, самый главный план, это делегирование полномочий. Я очень хочу в итоге иметь свою мастерскую, где у меня будут помощники. Хочу, чтобы в этом пространстве было место, где будут проводиться мастер-классы для людей, которые желают своими руками создавать что-то подобное. Также планирую в дальнейшем, чтобы задача по продвижению моих страничек в социальных сетях также лежала на специально обученном человеке или нескольких людях, которые будут писать тексты, фотографировать мои работы и так далее.

А я хотела бы заниматься исключительно творчеством и создавать общую концепцию направления, потому что у меня очень много мыслей о том, какими должны быть мои зеркала. И для того, чтобы воплотить все свои идеи, нужно не отвлекаться на другие области, связанные с бизнесом.

И, конечно, я бы очень хотела, чтобы как можно больше людей владели зеркалами, сделанными мной, потому что я за красоту во всём. Возможно, что красота и не спасёт весь мир, но она может сделать его намного лучше.

Для читателей журнала PERSONO действует скидка на все зеркала, которые Вы можете заказать в инстаграме Екатерины @mirror_cloud. Скидка 3% действует до 16 ноября по промокоду PERSONO.