ЖУРНАЛ PERSONO это эффективный вид имиджевой рекламы для публичных лиц, представителей бизнеса и политики.

Вы являетесь блогером или звездой шоу-бизнеса? Тогда мы будем рады рассказать о вас.
Вы можете помочь нам в этом, заполнив несколько полей. Или напишите нам.

Каждый день о вас будут узнавать тысячи людей, которые посещают наш сайт.

Размещение биографии - это возможность показать себя и то, чем вы занимаетесь.

Интересный и полезный контент непременно увеличит число ваших подписчиков в социальных сетях. Важно только, чтобы вас заметила нужная аудитория людей.

Наши биографические материалы занимают лидирующие позиции в поисковых системах "Яндекс" и "Google"
2 450 000
Уникальных посетителей в месяц
5 800 000
Просмотров в месяц
Более 2-х минут
Среднее время на сайте
Выберите рубрику на свое усмотрение и отправьте первичную информацию.
 
Наши журналисты свяжутся с вами и помогут составить яркий контент

WhatsApp - написать в отдел публикации

Выберите рубрику для размещения
Ваше ФИО /обязательно/
Псевдоним /если есть/
Деятельность /кратко опишите сферу/
Дата и место рождение /точные данные/
Шаг второй
Детство, семья /по желанию/
Образование /очень желательно/
Известность или карьера /по желанию/
Шаг третий
Деятельность /обязательно подробно/
Личная жизнь /опционально/
Доходы /опционально/
Шаг четвертый
Факты / награды / достижения
Ссылки на соцсети /min на одну/
E-mail /для ответа/
Номер телефона /обязательно/
1
2
3
4
Екатерина Сидоренко о роли и важности детского психолога в современном мире
Екатерина Сидоренко о роли и важности детского психолога в современном мире

Екатерина Сидоренко о роли и важности детского психолога в современном мире

17 Декабря 2023 0
13 мин.

Добро пожаловать на наше интервью с детским психологом Екатериной Сидоренко. В современном мире важность психологического благополучия стала неотъемлемой составляющей в воспитании и развитии детей. Екатерина Сидоренко помогает разобраться в сложностях, с которыми сталкиваются дети и их родители, она предлагает глубокий анализ, практические советы и собственный подход в этих вопросах. В данном интервью мы узнаем о значимости детской психологии в нашем обществе.

Какие основные проблемы современных детей Вы обычно встречаете в своей практике? Какова Ваша точка зрения на влияние цифровых технологий на психическое здоровье детей?

Давайте начнём с того, что нынешнее поколение детей очень отличается от поколения, рожденного в конце 90-х и 00-ых 21-го века. Конечно, это не секрет, что жизнь вокруг меняется, прогресс ступает большими шагами, мир модернизируется, упрощается, технологии становятся доступными для широкой массы людей. Что касается взросления поколения детей в этой прогрессивной среде, то здесь мы наблюдаем, безусловно, много плюсов. Однако есть и вторая сторона медали: цифровые технологии оказывают негативное влияние на психику детей. Например, многочисленными исследованиями доказано, что чрезмерное пользование телефонов в раннем возрасте сказывается на психике, внимании, мышлении и развитии речи ребёнка. Кроме того, сейчас выявляют различного рода психические нарушения и расстройства, задержки развития, зависимости, которые стали всё больше распространены среди детей и подростков, чем, скажем, 15-20 лет назад. С этими проблемами сталкивается каждый психолог, работающий с детьми.

Каковы основные признаки депрессии у детей в раннем возрасте? Как родителю заметить эти признаки и вовремя обратиться к специалисту?

Понятие «ранний возраст» имеет довольно широкое значение, но на самом деле здесь не требуется уточнение, так как исследования эмоций у младенцев показали, что даже в возрасте до 1 года у ребёнка могут быть депрессивные аффекты, не говоря уже о более позднем возрасте.

В зоне риска находятся те дети, в семьях которых есть взрослые, страдающие или ранее страдавшие депрессией, особенно если эти взрослые осуществляют непосредственный уход за ребёнком.

Говоря о раннем возрасте, мы подразумеваем дошкольников и детей начальной школы, однако здесь есть небольшие расхождения в связи с возрастными особенностями. В целом для ребенка, страдающего депрессией, характерны пониженное настроение, расстройства когнитивных функций (память, внимание, мышление), нарушения в активной деятельности (вялость, постоянная усталость, апатия, нарушения сна). У ребёнка также может наблюдаться отсутствие яркой положительной реакции на то, что раньше вызывало радость. Например, когда родитель приходит с работы, или ребёнку дарят собаку, о которой он мечтал. Также теряется интерес к играм и занятиям, то есть страдает социальный интерес, и ребенок не стремится к общению так, как раньше, помимо этого ухудшается аппетит. В общем, я бы рекомендовала родителям посетить специалиста тогда, когда у ребёнка что-то кардинально меняется в поведении, что может вызывать у родителей беспокойство.

Екатерина Сидоренко. Фото из личного архива.Екатерина Сидоренко. Фото из личного архива.

Какие актуальные болезни Вы чаще всего встречаете у детей в своей практике?

Это хороший вопрос, на который я отвечу, возможно, не очевидным образом, но мне кажется это очень важным. Психолог – это не врач, он не имеет права лечить и выписывать медикаменты для своих клиентов. Психиатр, психотерапевт, клинический психолог, невролог – вот те специалисты, которые работают с заболеваниями и расстройствами психиатрического и невротического характера. В некоторых случаях совместно с обязательным медицинским лечением ребёнку требуется и посещение психолога. Например, с таким расстройством, как СДВГ, в комплексе могут работать и невролог, и психолог. Психолог в данном случае корректирует саморегуляцию ребёнка, работает с памятью, вниманием, восприятием, самооценкой.  Компетентный детский психолог никогда не возьмётся за работу с ребёнком, подозревая у него какое-либо психическое заболевание или расстройство.

Сейчас нашу жизнь нельзя назвать стабильной. Многие взрослые пребывают в тревоге. Как Вы оцениваете влияние высокой тревожности родителей на психическое состояние и поведение их детей?

Если речь идёт о какой-то ситуации, повышающей тревогу у взрослых, то мы говорим о так называемой ситуативной тревоге. Так или иначе родители, пребывающие в страхе, будут невольно демонстрировать ребёнку какие-то модели поведения, которые ребёнок будет копировать. Ведь как мы знаем, дети в раннем возрасте впитывают информацию как губка. В таком случае влияние, несомненно, будет.

Чем младше ребёнок, тем больше он нуждается в родителе и взрослом человеке, который даст ощущения любви, заботы и безопасности. Это те базовые вещи, имея которые, ребёнок спокойно растёт и развивается. В противном случае его психоэмоциональное состояние будет находиться под угрозой. 

Хотя иногда сложно давать другому безопасность, если тебя накрывает волной тревоги, поэтому я рекомендую родителям с высоким уровнем тревоги в первую очередь позаботиться о себе.

Екатерина Сидоренко. Фото из личного архива.Екатерина Сидоренко. Фото из личного архива.

Какие методы консультирования Вы используете для работы с высоко тревожными клиентами?

Причин высокой тревожности может быть большое множество. Продолжая тему ситуативной тревоги, отмечу, что в работе очень важно найти способы, как выразить чувства, вернуться в состояние «здесь и сейчас», почувствовать своё тело, своё дыхание, расслабить мышцы, найти то, на что человек сам может влиять.

Хорошо подходят проективные методики, особенно часто я использую арт-терапию и песочную терапию. С помощью красок можно рисовать свои чувства, а на песке отражать своё внутреннее состояние. Также часто с детьми мы проводим ресурсную медитацию, которая даёт ощущение покоя.

И самое главное – это поддержка. Если ребёнок позволяет, то я могу его обнять, посидеть рядом, взять за руку или просто сказать поддерживающие слова. Иногда людям не хватает простого немого присутствия, то есть такого человека, который будет наблюдать за его состоянием без критики и упрёков.

Какие методы Вы используете для помощи родителям, сталкивающимся с проблемой зависимости ребенка от гаджетов?

Как я говорила ранее, сейчас это одна из самых популярных проблем, с которой часто обращаются родители. Прежде, чем приступить к работе над ней, я обязательно выясняю причину злоупотребления ребёнком гаджета, ведь методы работы будут зависеть как раз от этой причины. Как вы понимаете, сама зависимость – это лишь видимая поверхность айсберга. На самом деле то, что вынуждает ребёнка «залипать» в телефоне или компьютере, является истинной проблемой.

Что это может быть? Например, ребёнку не хватает признания в семье, в школьном коллективе, он чувствует себя малозначимым, ненужным, имеет низкую самооценку. Тогда игры для него – это виртуальный мир, где он имеет какой-то статус, например, героя, за которым следует его команда. В этом случае зависимость от гаджетов будет являться для него компенсацией его неудовлетворенной потребности.

Вот ещё, например, бывают такие ситуации в жизни семьи, которые вызывают у ребёнка стресс и тревогу: развод родителей, переход в новую школу, переезд в другой город, частые конфликты и скандалы между родителями, появление нового ребёнка в семье и так далее. Все эти ситуации тяжело переживаются детской психикой. В таком случае для того, чтобы отвлечься и расслабиться, ребёнок может выбирать такой способ, как «сёрфинг» в интернете, ведь это помогает ему справиться с тревогой.

Поэтому прежде чем говорить о методах помощи в случаях гаджет-зависимости, я провожу тщательную диагностику жизни семьи, только в этом случае работа будет максимально эффективной. Иногда бывает достаточно просто выявить причину зависимости и обозначить её родителям, ведь решить ее они могут и самостоятельно.

Екатерина Сидоренко. Фото из личного архива.Екатерина Сидоренко. Фото из личного архива.

Что Вы можете сказать о психосоматических проявлениях у детей?

С этим я тоже сталкиваюсь в работе, особенно часто я это наблюдала, когда работала педагогом-психологом в школе. Тогда психосоматика проявлялась у детей на фоне нежелания ходить в школу. Помимо случаев простого незначительного повышения температуры, были действительно непростые случаи. Например, так называемая «медвежья болезнь» или вегетососудистая дистония. Психосоматические заболевания возникают, когда школа является источником стресса для ребёнка.

Опять же здесь очень важны причины, почему ребёнку так непереносимо ходить в школу, что его тело готово помочь в этом, создавая различного рода болезни. Возможно, несовместимость высоких требований родителей и способностей ребёнка, когда «тройка» становится катастрофой, или, например, трудности общения с одноклассниками, буллинг, страх выступать перед классом у доски и прочее. 

Какие методы Вы используете для работы с психосоматическими проявлениями у детей?

У психологов, работающих с психосоматикой, есть такое понятие, как «говорящий симптом». Это означает, что тело с помощью болезни хочет что-то сказать, заявить о неудовлетворенной потребности человека или о какой-то эмоции, которую человек «гасит» телом или прикрывает словно ширмой какое-то чувство.

В работе с ребёнком очень важно понять, что же именно нам хочет сказать симптом болезни, именно эта информация станет ключом для решения проблемы. Здесь хорошим методом служит арт-терапия. В случае, если ребёнок постарше, то мы буквально рисуем его болезнь так, как он её представляет. Далее может состояться диалог между образом болезни и самим ребёнком. Я спрашиваю: «Для чего болезнь пришла, чего она хочет, чем помогает, как ей помочь по-другому заявить о своих желаниях, не нанося вред телу?» У ребёнка, который отвечает на эти вопросы, есть возможность проговорить его потребности или чувства словами, а не с помощью тела. Следующим этапом будет беседа с родителями. Выяснив потребность ребёнка, их задача удовлетворить её конструктивным способом.

Екатерина Сидоренко. Фото из личного архива.Екатерина Сидоренко. Фото из личного архива.

Какие рекомендации Вы можете дать родителям, столкнувшимся с проблемами социализации и общения у своих детей?

Как вы поняли из моих ответов, важным в работе детского психолога является выяснение причин проблемы. Я не могу дать общие рекомендации, подходящие для всех случаев, так как каждый из них индивидуален. Тем не менее скажу, на что всем родителям точно нужно обратить внимание.

Проблема социализации и общения у ребёнка может быть результатом социальной тревожности. Она, в свою очередь, может возникнуть даже в кругу семьи. Например, как сами родители относятся к окружающим людям и миру в целом: с недоверием, опаской? Какую мысль транслируют (возможно, неосознанно) своему ребёнку? Если эта мысль – «мир небезопасен, повсюду обман и жестокие люди», то ребёнок легко усвоит это послание. Также если, например, в младших классах у ребёнка был печальный опыт взаимодействия с одноклассниками, это может отразиться на его дальнейшем общении со сверстниками.

Обратите внимание на ваше общение со своим ребёнком. Если оно функциональное, лишь по делу, например, «Почему двойка? Уроки сделал? Убери телефон», то это ограничивает его навыки общения не только с вами, но и с другими людьми.

Также на успешную коммуникацию влияет развитый эмоциональный интеллект, он начинается с познания себя и своих чувств. Говорите ли вы дома об эмоциях и чувствах, называете ли их, уважаете, поддерживаете? Важно проговаривать и свои чувства тоже, чтобы ребёнок знал, как его поведение влияет на чувства других людей.

Адекватная самооценка – ещё один важный фактор социализации и коммуникации ребёнка. При жёстком и чересчур строгом воспитании трудно быть открытым и общительным человеком. Слишком частые наказания, тем более с применением физического и психологического насилия, сказываются на самоощущении ребёнка. В этом случае он будет думать, что с ним что-то не так и он неправильный – это может спровоцировать замкнутость и отстраненность от сверстников.

И последнее, о чем хочется напомнить родителям: ребёнок по своей природе может быть малообщительным, стеснительным, не нуждающимся в частом контакте с другими детьми. Тогда возникает вопрос: стоит ли требовать от него то, чего ему не хочется делать, и в чём он, по большому счёту, не нуждается?!

Проблемы социализации и трудности общения детей корректируются «здоровыми» отношениями. Это может быть исцеляющая среда, например, групповой психологический тренинг или индивидуальное общение с психологом, также работа всей семьи над внутрисемейными отношениями.

Какой общий совет Вы бы хотели дать напоследок?

Психология в России становится всё более популярной сферой, сейчас очень много доступной информации психологического характера о том, как воспитывать ребёнка, как избежать психологической травмы и как распознать проблемы, тянущиеся из детства. С одной стороны, меня радует такое психологическое просвещение населения, но с другой, я знаю, что избыток этой информации вызывает тревогу у некоторых родителей. В частности, мамы озабочены тем, как бы их методы воспитания не нанесли вред психологическому здоровью ребёнка и не испортили его будущее.

Я хочу сказать, что адекватная родительская опека всегда будет противоречить инфантильным желаниям ребёнка. Ведь любящий взрослый – это не только добрый, радостный, разрешающий родитель, но и иногда строгий, запрещающий, выставляющий границы и правила, которые не всегда нравятся детям, но нужны для их защиты и безопасности.

Поэтому я хочу посоветовать быть менее требовательными к себе и оставить идею быть идеальным родителем для своего ребёнка.

Если вы любите своего ребёнка и заботитесь о нем, уважаете его чувства, прислушиваетесь к его мнению и желаниям, воспринимаете его как отдельного человека, а не как часть себя с кучей долженствований, уважаете личные границы, разговариваете и договариваетесь, то вы уже достаточно хороший родитель для своих детей.

В заключение этого интервью с Екатериной Сидоренко мы хотели бы подчеркнуть, что забота о психологическом благополучии наших детей – это одно из самых важных и ответственных заданий родителей. Если вы ощущаете, что ваш ребенок стал более угрюмым, тревожным или не находит своего места, то, возможно, вам стоит обратиться за помощью к такому профессионалу, как Екатерина.


Сайт: detskii-psiholog.tilda

Вконтакте: psy1spb

Instagram (запрещён на территории РФ): psy_sidkate

Екатерина Сидоренко о роли и важности детского психолога в современном мире

Отправить заявку на интервью