Маргарита Михалевич: Самое главное – жить по совести. Остальное приложится.

Художник и успешная бизнесвумен о карьере, творчестве и семье

Мир на картинах Маргариты Михалевич – это уютные улочки Риги, атмосферные венские кафе, праздничный Париж, причудливая архитектура Барселоны, неповторимость маленьких городков Германии. Талантливый художник, Маргарита ещё и успешная бизнесвумен: занимается брендингом и дизайном упаковки. Очень любит путешествия, откуда всегда привозит множество зарисовок. А ещё Маргарита цельный, гармоничный человек и интереснейший собеседник, в чём и предлагаем убедиться читателям.

Работа над дизайном упаковки – это возможность внести красоту в нашу повседневность. Как получилось, что Вы занялись именно этим?

Брендинг и дизайн упаковки – это, в первую очередь, создание правильного имиджа компании или продукта. Изучение рынка, разработка маркетинговой стратегии с учётом особенностей той или иной целевой аудитории – это большая ответственность, ведь от данных аспектов зависит будущее компании или успех продукта на рынке. Сначала – аналитика и исследование, затем – разработка бренда, торговой марки и дизайна упаковки. Это довольно узкая ниша в нашей стране. В сферу брендинга я окунулась ещё будучи студенткой: прошла конкурсный отбор для работы в бренд-коммуникационной компании. Я не совсем понимала, чем буду заниматься, но мне очень понравилась энергетика и люди, которых я встретила на собеседовании, и интуитивно я почувствовала: «Это моё».

Так и оказалось, брендинг и дизайн упаковки – это очень интересно, это огромный мир высоких скоростей и смелых идей, нужно быстро действовать, что-то придумывать, учитывать массу нюансов, постоянно учиться новому и развиваться. Мне нравится. К тому же всегда приятно встречать на полках супермаркетов свои реализованные проекты, наблюдать за реакцией покупателей. Да, я прекрасно понимаю, что большинство из них вряд ли задумывается о том, что упаковка создана не просто так, а с учётом множества факторов, что проведена огромная работа до того, как продукт появляется на полке. Это не просто «нарисовать картинку». За этим стоит основательная, серьёзная, педантичная и последовательная работа. И от качества её исполнения зависит то, как именно продукт будет принят покупателем, как будут воспринимать бренд.

Вы состоите в Европейской ассоциации брендинга и дизайна упаковки и в Международном союзе дизайнеров. Чем подход к делу за границей принципиально отличается от того же в России?

Дизайн упаковки в России развивается осторожно и медленно: когда я только начинала свой путь в данной области, в нашей стране это направление было в диковинку. Никто из моего окружения толком не понимал, чем же я занимаюсь, ведь большинство дизайнеров тогда работали в типографиях или рекламных агентствах. Мне этого совсем не хотелось, и так удачно сложилось, что я сразу оказалась именно в сфере брендинга. Это реально было что-то новое и интересное. Развитие каждый день. Сейчас данная тема уже широко известна, в России появляется конкурентоспособный дизайн, и это прекрасно. Я внимательно слежу за изменениями. Они есть. Однако в большей степени я предпочитаю опираться на опыт Европейских стран: членство в ассоциациях в этом очень помогает. Здорово иметь возможность обмена знаниями и информацией между специалистами нескольких стран: это интересные и разносторонние люди.

Мы с коллегами всегда на связи, проводим совместные онлайн-сессии: обсуждаем последние тенденции в мире дизайна, создаём презентации и просто общаемся. Ассоциация уважительно относится к каждому члену сообщества, внимательно рассматривает каждое мнение, поощряет новые идеи: здесь царит атмосфера дружелюбия и поддержки, все действуют как единая сплочённая команда. В каждом путешествии я посещаю специализированные выставки и прочие мероприятия, посвящённые дизайну. Это расширяет кругозор, позволяет обучиться новым методикам. И, конечно, где ещё можно увидеть сразу все тренды упаковки, как ни в европейских супермаркетах! Всегда нахожу время для этого, делюсь в Инстаграм @margaritamikhalevich знаниями и рекомендациями, показываю интересные образцы продукции, привожу наглядные примеры, консультирую студентов. Часто проекты перекликаются с темой иллюстраций, это можно заметить на моей второй странице @mm33_art. Сейчас я вижу всё больше интереса к творчеству и живым рисункам: художественная иллюстрация органично сочетается с современным дизайном. Мне это нравится.

Маргарита, а как Вы начали рисовать? Расскажите, немного о себе, о своей семье…

Так сложилось, что мы с родителями часто переезжали в разные города: моё детство прошло в Сибири и на Крайнем Севере – например, около десяти лет мы жили на Таймыре. Любимым занятием с детства было рисование, хотя в какой-то момент я мечтала связать жизнь с фигурным катанием. До меня художников в семье не было.

Я думаю, абсолютно все дети рисуют, выражают свои эмоции через визуальные образы. Всё, что было в моей жизни до художественной школы – это любительское рисование: принцессы, королевы, феи в длинных платьях. Многие мои детские рисунки дополнены текстами – я рано научилась читать и писать.

Но после поступления в художественную школу мне открылся новый мир! Это полное погружение в творческую среду единомышленников, атмосфера радости и безграничного творчества. Художка стала для меня всем: при любой возможности оставалась там две смены, допоздна. Всё стало упорядоченным, появилась необходимая основа, творчество заиграло новыми гранями, всё получалось. В 12 лет я приняла решение сделать рисование своей профессией. Все дальнейшие действия были направлены на достижение этой цели: дополнительные занятия у разных преподавателей, старательное изучение необходимых дисциплин.

Сразу после школы я поступила в Художественное училище на отделение живописи. После училища – в Академию архитектуры, дизайна и искусств. Затем – в Британскую высшую школу дизайна. Параллельно с учёбой работала дизайнером и арт-директором в брендинговых агентствах.

Иногда можно услышать мнение, что академическая школа может принести вред, убить самобытность, свободу в творчестве художника. Вы согласны с этим?

Как раз наоборот, художнику необходимо пройти академическую школу, изучить все тонкости и каноны рисунка, живописи и композиции, пластической анатомии. Без этого не может быть настоящего профессионализма. Более того, приобретённый багаж знаний постоянно помогает в работе. Даже если художник всю жизнь творит в стиле абстракционизма, даже если он уходит в сферу дизайна, академическая школа всё равно должна быть за плечами. Это опыт. Это знания. Это информация. Как гармонично разместить объекты в листе? Для этого необходимо знание композиции. Это основа основ. Как грамотно сочетать цвета и ритмично чередовать между собой объекты в перспективе и т.д, и т.п. Это лишь малая часть того, чему учит академическая школа. Но это база, без которой не обойтись.

Есть ли какой-то стиль, который Вам ближе, в котором Вам комфортнее всего работать?

Если говорить о дизайне, то мой фаворит – минимализм. А если о рисовании: люблю графику, но при этом стараюсь творить в совершенно разной стилистике и не зацикливаться на чём-то одном. У меня в работе обычно несколько совершенно различных по задачам и стилю проектов: интересно переключаться между ними. Это позволяет быть в тонусе.

Есть ли любимая цветовая гамма?

Гармония заключается в том, чтобы жить в синергии со всем спектром цветов, поэтому в творчестве я не придерживаюсь какой-то одной цветовой гаммы. А в повседневной жизни очень люблю белый цвет.

В чём Вы видите цель искусства? Может ли оно менять человека, делать его лучше или хуже?

Вы знаете, как сказал Василий Поленов: «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». Я полностью согласна с данным утверждением.

Уверена, настоящее искусство меняет человека и его окружение только к лучшему. Если происходит обратное, значит, это не искусство.

Творчество должно нести определённую миссию. Создавая что-либо, я всегда задаю себе вопрос: «Ради чего? Что я хочу этим сказать?». Я не сторонник творчества просто ради красивой картинки. Во всём должен быть какой-то смысл. Пластическая идея. Жизнь.

Талант – это подарок или ответственность?

И то и другое. Но больше ответственность. За то, как этим распорядиться и что нести в окружающий мир.

Что прежде всего важно для художника – фантазия, хороший глаз, техника? Сколько в творчестве свободного полёта и сколько труда, усилий?

Самодисциплина, аккуратность, смелость и организованность. И, как я говорила выше, академическая школа – основа всех основ. В моём понимании, художник должен хорошо знать математику, геометрию, грамотно писать, и при этом быть креативно, нестандартно мыслящим.

Если направление деятельности выбрано верно, то всё в балансе: и труд, и свободный полёт. Нет какого-то каждодневного преодоления, усилий, есть любимое дело и стремление к тому, чтобы оно приносило радость и пользу не только автору, но и окружающим.

Насколько важно, чтобы детей окружали красивые вещи? Как воспитать вкус с детства? У каждого ли возможно воспитать вкус?

Это очень важно, причём с самого раннего детства. Если смотреть на красоту, сам станешь лучше и красивее. Считаю, что нужно быть избирательными в том, чем себя наполнить, это касается и общения, и выбора музыки, литературы… Слушать классическую музыку, смотреть полотна великих мастеров, читать книги... Фильтровать информацию. Окружать себя красотой, гармоничными вещами. Всё это формирует вкус.

Бывает ли у Вас творческий кризис, когда нет настроения рисовать?

Нет, не бывает. Мне не нужно ждать вдохновения, есть задача – будет решение. На самом деле этому как раз учит та самая академическая школа: есть расписание, есть график – к примеру, ты приходишь к 8 утра и должен за несколько академических часов написать портрет с натуры. Это ответственность не только за себя, ты думаешь и о других – о своих коллегах, которые тоже пришли в указанное время, о натурщике, который позирует и для тебя определённое количество часов, о преподавателе, который вкладывает своё время и свою душу в образовательный процесс. Ты не можешь просто отставить холст и сказать: «Что-то я не в настроении, давайте в другой раз». Такого просто не может быть. Это неуважение к окружающим. Да и такое поведение непрофессионально. Со временем такой подход к делу входит в привычку и это очень помогает в работе.

Вы занимаетесь бизнесом. Как это сочетается с творчеством? Много ли времени и сил уходит на цифры, договоры и т.п.

Стараюсь соблюдать баланс. Бизнес невозможен без документов, договоров и юридических тонкостей, необходимо вникать в нюансы в самых разных областях. Это время. А когда совмещаешь несколько направлений деятельности, о свободном времени можно забыть. В какой-то момент я поняла, что это верный путь к тому, чтобы подорвать своё здоровье. Делегирование, режим труда и отдыха – это выход. Считаю, что необходимо разделять время на жизнь и личные проекты, и время на работу и коммерческий дизайн. Как и многие, я проходила этап, когда могла работать днём и ночью, вела одновременно какое-то невообразимое количество проектов... Сейчас – нет: ночью надо спать, а в отпуске отдыхать и посвящать время себе и близким, делать то, что нравится, высыпаться. Это позволит быть в ресурсном состоянии.

Вам приходится иметь дело с разными организациями, людьми. Что главное в партнёрских отношениях?

Ответственность, пунктуальность и доброжелательность. Желание искренне помочь. Важно относиться к людям так, как хотелось бы, чтобы относились к вам. Я стараюсь уважать время окружающих, и мне приятно, когда отвечают тем же.

Повлияла ли пандемия на Вашу деятельность? Чем можно вдохновляться в условиях карантина?

Не могу сказать, что пандемия отрицательно повлияла на мою деятельность. Без дела сидеть, к счастью, не пришлось. В целом, всё хорошо. Чем вдохновляться? Путешествиями, а пока их нет, доставать из памяти моменты из поездок, пересматривать фотографии и видео из мест, в которых довелось побывать. Очень заряжает!

К сожалению, сейчас люди всё меньше доверяют и друг другу, и власти, а уж рекламе особенно. Как можно увеличить доверие? Надпись на этикетке, на товаре – насколько соответствует действительности? Будете ли делать дизайн упаковки, если есть подозрения, что на ней не вся правда?

Как правило, сильные бренды стараются быть честными и избегать спорной информации. Ведь это репутация. Изначально стараюсь не работать с сомнительными Клиентами. С опытом начала понимать сразу, при первом контакте, что и от кого можно ожидать. Не сотрудничаю с производителями алкогольной и табачной продукции. Это мой личный выбор и принципиальная позиция.

Постоянный мотив в Вашем творчестве – натюрморт или пейзаж с чашечкой кофе. Вы большой любитель кофе?

Забавно, что я вообще не пью кофе, как, кстати, и алкоголь. Просто кофе очень живописно получается на фото и рисунках: во время путешествий часто оставляю в телефоне или в блокноте натюрморты из кафе, в которых бываю. Путешествую я чаще всего не одна, отсюда и кофе на столике.

Вы много путешествуете. А есть ли любимая страна, любимый город, куда хочется бесконечно возвращаться?

Безусловно, это Австрия. Вена. Уже почти мой второй дом!

А какие ещё виды искусств близки – кино, музыка, театр, литература? Чем занимаетесь в свободное время, как отдыхаете?

Люблю музыку, театр и фигурное катание. Фильмы, основанные на реальных событиях. Стихи и прозу. Об этом можно много говорить... В этом году отдых – просто смена деятельности. А вообще, не буду оригинальной, если скажу, что отдыхаю в путешествиях: особенно нравятся автопутешествия с перемещениями из города в город, из страны в страну: в каждом населенном пункте находишься по 2–3 дня, и по окончании поездки получаешь невероятный багаж эмоций, впечатлений и знаний. В студенчестве я была настоящим экстравертом: мне нравилось проводить время в больших компаниях, много общаться. Сейчас я предпочитаю больше быть в тишине, наедине с мыслями, природой и близкими людьми.

Вы эмоциональный человек, открыто проявляете свои чувства? Что Вас больше всего огорчает в жизни?

В целом да, эмоциональный. Но стараюсь держать всё под контролем и быстро адаптироваться к различным жизненным ситуациям, настоящей меня знают только самые близкие. Огорчает, когда люди обманывают, не держат слово. Когда обижают и предают животных.

Есть ли то, на что Вам пока не хватает времени, о чём мечтаете?

Знаете, на всё, что для нас по-настоящему важно, мы обязательно находим время даже в самом напряжённом графике. В данный момент хотелось бы больше свободных перемещений по всему миру. Однако я понимаю, что сложившаяся ситуация – временное явление и не стоит слишком зацикливаться на этом. Как говорится, и это пройдёт. Считаю, что в итоге всё всегда к лучшему. Из глобального хотелось бы всем пожелать здоровья. О мечтах и планах стараюсь не распространяться до их осуществления. Вот когда сбудется – обещаю, что расскажу Вам.

Что нужно для того, чтобы стать успешным в жизни?

Я думаю, что самое главное – жить по совести. Остальное приложится.


Сайт: www.mm-33.com