Руслан Абдулнасыров, владелец федеральной сети автоцентров по продаже авто с пробегом Автосеть.РФ;
Президент Ассоциации автомобильных дилеров РТ;
Президент Федерации парусного спорта, виндсерфинга и кайтинга РТ;
Герой Forbes и 20+ других СМИ. Спикер AmoConf (7 000 зрителей), Синергия Мой Бизнес (9000 зрителей) и 55+бизнес форумов и конференций;
Победитель номинации «Бизнес блогер», владелец кубка от Международной ассоциации «Business Bloger Awards»;
А также предприниматель и популярный блогер, создавший одну из первых в России франчайзинговых сетей по продаже автомобилей с пробегом рассказал о своём непростом пути в бизнесе, о падениях и взлётах и о том, что никогда не нужно сдаваться.
В журналистике я работал, когда ещё учился в институте. Получается, что проработал я там порядка пяти лет. Когда закончил ВУЗ, то ещё оставался там работать примерно год-два. Затем обзавёлся семьёй и понял, что потребности семьи доход в журналистике закрыть не сможет. Тогда и начал думать об открытии собственного бизнеса. Как раз на ту зарплату, на те доходы, что были на тот момент, я и начал открывать свой первый гараж, первый автосервис.
Если честно, то я и не знал эту сферу. Я даже не представлял, как она выглядела на тот момент и как её воспринимают другие. Я же изначально смотрел на этот бизнес именно как на бизнес, - масштабно, а не как на индивидуальный перекуп. По сути никогда и не был перекупщиком. Перед открытием салона у меня не было опыта покупки и продажи автомобилей. Покупал в частном порядке, - лично для себя, когда ещё был студентом. Но специально коммерческие сделки не совершал. Поэтому для меня всё это было как для ребёнка, который многого не знает, потому многого не боится…
Фотограф: Игорь Гайдаш
В 2000 году взял в аренду у соседа гараж и оборудовал там станцию по ремонту карбюраторов. Фасад гаража был оранжевого цвета — отсюда и необычное название «Апельсин». Работали на пару с мастером в небольшом цеху по ремонту машин.
Вскоре «Апельсин» стал ремонтировать по 10 машин в день, поэтому арендовали помещение побольше - 350 м2 на территории овощной базы. Для привлечения клиентов стал размещать рекламу кузовной станции в городских СМИ, а для правильной клиентской навигации нелегально выставлял щиты из ДВП с указателями. На щитах также писали стоимость окрашивания кузова и размещали их в районе перекрёстков. Эта спонтанная подпольная реклама увеличила прибыль компании почти втрое.
Через пару лет решил поменять структуру бизнеса. Я понимал, что новый автомобиль становится б/у тут же, как только покидает территорию дилерского центра и поэтому существует огромный спрос на эти машины. И стало ясно, что этот перспективный рынок заберет в свои руки тот, кто сможет выстроить правильную бизнес-схему.
Открыли мы автосалон в 2006 году на паркинге в «EXSEL» - я взял в аренду там десять мест, занял на время у друзей машины, повесил на них ценники. За небольшую комиссию предлагал помощь в оформлении купли-продажи «по белому», гарантируя двухстороннюю безопасность сделки. Для законного оформления сделок пришлось с нуля придумывать документооборот, с которым помог разобраться наёмный юрист.
В результате пришлось закрыть автосервис и заниматься исключительно продажей машин. В первый год продавалось до 50 автомобилей в месяц, через три года продажи выросли до 200 машин в месяц. На самом пике успеха мной было принято необдуманное решение выкупить в собственность паркинг. Покупка обошлась почти в 60 млн рублей, из которых 40 млн рублей я взял в банке под проценты. Я считал тогда себя очень крутым бизнесменом.
Фотограф: Игорь Гайдаш
Вследствие кризиса 2008 года продажи прекратились, а у меня висел долг около 86 миллионов. Весь мир потрясал кризис, а я купил себе автоцентр. В итоге был вынужден запустить процесс банкротства и распродать своё имущество. До этого я ездил на новом Mercedes и очень доволен бы тем фактом, что в 26 лет смог купить его на собственные деньги и что мной так гордятся родители. В результате пришлось пересесть на китайский Lifan.
Для того, чтобы выбраться из долговой ямы, - я решил перевести бизнес в online и позже создал web-платформу, которая помогала правильно оценивать автомобили. Банкротство юридического лица не ограничивает его участников и руководителя в дальнейшем ведении ими предпринимательской деятельности. Зная это, я решил не сдаваться. Новый хозяин паркинга позволил мне остаться в роли арендатора, и я начал всё заново, зарегистрировав новые юридические лица на родственников.
Чтобы хоть каким-то образом зарабатывать, я на первое время открыл комиссионный магазин крупной бытовой техники и мебели, который не нуждался в большом оборотном капитале. Простенькое предприятие быстро вышло в плюс и даже удалось накопить средства на возрождение автобизнеса.
К 2011 году рынок подержанных автомобилей оживился, и я опять начал продажи б/у авто под любимой вывеской «Апельсин». Компания очень быстро вышла на прежний оборот в 200 автомобилей в месяц. Тогда хорошо помогла введенная в 2010 году государственная программа утилизации старых автомобилей.
В 2014 году пришел к идее масштабирования бизнеса. Упор решено было сделать на IT-составляющую, так как чем точнее оценишь стоимость машины, тем проще будет ее потом продать. Я придумал автоматизировать самую ответственную часть процесса продажи. Такой подход позволял также бороться с внутренней коррупцией: ранее сотрудник, выкупающий у владельца авто, сам назначал цену и мог за взятку закрыть глаза на многие неполадки и изъяны. Из-за этого некачественные машины зависали в салоне, а компания терпела издержки. Я ввёл личную ответственность за каждую закупку, чтобы всё было прозрачно.
Фотограф: Игорь Гайдаш
Затем я зарегистрировал домен «Автосеть.РФ» и стал развивать одноименный бренд. Первая версия web-платформы была сокращённым вариантом листа осмотра в цифровом формате. В нем фиксировалось состояние двигателей, тормозов, внешнего вида авто. Эта информация автоматически загружалась на сайт, где покупатель мог изучить ее в режиме online. За создание этой пилотной версии сайта я заплатил почти 500 тысяч рублей и хотел, чтобы человек в любом городе России мог купить автомобиль, будучи уверенным, что качество покупки будет соответствовать описанию на сайте.
В течении первых трёх лет с момента запуска платформы и по мере её разработки был потрачен почти 1 миллион долларов на оплату труда программистов. Зато посредством созданной ими программы покупатель теперь может узнать самую подробную, самую детальную информацию о машине. Информацию проверяет специалист, принимающий машину и заносит все недостатки в онлайн-лист осмотра.
В 2014 году мы открыли этот проект по продаже франшизы. Он получился довольно случайно. В 2012 году мы оказывали услуги трейд-ин у 26 дилерских центров по всей России. У некоторых из них возникало желание самим заниматься этим бизнесом, но они не знали, как. Они попросили нас, как партнёров помочь организовать отделы продаж и отделы закупок автомобилей с пробегом. Естественно, предложили заплатить за это деньги. Мы увидели, что есть спрос, а так как это спрос на рынке, то мы его удовлетворили. Сформулировали все наши бизнес-процессы на бумаге, оцифровали и открыли отдел продаж по франшизе. Так всё началось.
Сейчас главной фишкой нашей франшизы является web-платформа, помогающая быстро и объективно делать осмотр и оценку автомобиля. Программа по ценообразованию «Автосети.РФ» работает на основе искусственного интеллекта: собирает данные о стоимости конкретного автомобиля с досок объявлений, агрегирует все данные и добавляет в собственную базу.
Фотограф: Игорь Гайдаш
Покупают франшизу в основном мелкие автодилеры из различных регионов страны. А в среднем франчайзи продают от 70 до 300 автомобилей в месяц.
Наш самый первый франчайзи – это компания «Авто-1» из Набережных Челнов, дилер автомобилей «Лада». Они выкупили франшизу в 2015 году. На тот момент ее стоимость составляла 800 тысяч рублей. Они до сих пор работают с нами. Рост у них, по-моему, раз в 5 раз произошёл. Но это, конечно же, не потому, что мы такие хорошие, а сам по себе рынок сейчас живой, он находится на подъёме, на самом взлёте. Поэтому, образно это выглядит так: втыкаем в землю палку и из неё вырастает дерево - на благоприятной почве.
Повторюсь, что сам по себе рынок живой, - что и позволяет держаться на плаву. А конкурентами можно назвать в том числе и перекупщиков и даже тех собственников, которые предпочитают самостоятельно продавать машины. Конкурентами являются другие автомобильные компании, которые стремятся больше зарабатывать. То есть конкурентами тут могут считаться очень многие - от физических лиц до больших автомобильных холдингов.
Я сам веду аккаунт в Instagram @ruslan_abdulnasyrov, продвигаю там личный бренд, а через него и свой бизнес. Считаю эту стратегию на сегодняшний момент очень эффективной и вижу большие возможности социальных сетей. Там можно продвигать репутацию компании, находить новых контрагентов, получать отзывы о качестве работы, оперативно реагировать на замечания и претензии клиентов.
Конечно выдержит, - рынок же большой. Не бывает такого, что кто-то пришёл и у кого-то что-то взял и отобрал. У каждого есть свои позиции, своё понимание и свои фишки. Думаю, что приход Сбербанка на наш рынок усилит конкуренцию и убьёт слабых игроков. Но объять необъятное или попытаться захватить власть на всей Земле – это мало вероятно и вряд ли у кого-либо получится.
Фотограф: Игорь Гайдаш
Мой канал – об автомобилях и о бизнесе. А влог, - это откровенная беседа предпринимателей на темы бизнеса, инвестиций и развития. Беседы провожу лично я.
Трудно переоценить влияние личного бренда на успешное ведение бизнеса. Я приведу только один показательный пример, - как личный бренд условно помогает продавать автомобили. Из тридцати пяти автомобилей, которые шли по акции, я одним постом в Instagram продал двадцать машин на сумму 34 588 000 рублей. И это автомобили, застоявшиеся на наших складах более ста двадцати дней. Вот такая нехитрая арифметика (улыбнулся).
Развиваться, открывать «Автосеть.РФ» в других городах России. Причёсывать рынок, приводя его к цивилизованному состоянию.
Instagram: "https://instagram.com/ruslan_abdulnasyrov"
YouTube: "https://www.youtube.com/channel/UCY--X0FBPWEw_XeDC4zYlOQ?sub_confirmation=1"